Стимулы безответственности Росрыболовства
Очередное предложение Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) в части субсидирования в виде квот в случае строительства рыбодобывающих судов в России носит очевидно лоббисткий характер. Об этом сообщает konkurent.ru.
Согласно проекту Росрыболовства, господдержка может оказываться путем предоставления прав на добычу водных биоресурсов лицам, осуществляющим рыболовство, и которым принадлежат на праве собственности или на основании договора лизинга новые суда рыбопромыслового флота, построенные в России.
«Речь идет о субсидии в виде квоты, которая будет предоставляться рыбопромышленникам в случае строительства новых судов на российских судоверфях, — пояснил глава ведомства Илья Шестаков. — Эта мера направлена на обновление отечественного рыбопромыслового флота».
Применительно к данному виду квот будет определено, какую часть ОДУ использовать для этого. Субсидия в виде квоты будет выделяться при сдаче нового судна в эксплуатацию, и, мол, это позволит обеспечить эффективность и прозрачность механизма субсидирования. А отрасль получит новые современные суда. Материальная логика в этом варианте есть. Экономика России скудеет, на всех жаждущих ее уже не хватает, и стимулирование к обновлению фондов — вещь назревшая. Тем более средства есть. По данным статистики, только оборот рыбной отрасли Приморского края в 2014 г. составил 27,5 млрд руб., на 7% больше, чем в 2013-м. Впрочем, все варианты, которые сейчас оживленно обсуждаются в Росрыболовстве, пока что из области предположений. И, как полагают эксперты, не без участия игроков рынка, которые видят в этом процессе подходящую для себя возможность.
Дело в том, что сейчас рыбаки и их ассоциации активно вовлечены в процесс выработки поправок в закон о рыболовстве. Изменения предполагают модернизацию исторического принципа закрепления долей квот на вылов водных биоресурсов с целью увеличения вылова и наращивания поставок отечественной рыбы на внутренний рынок. По имеющейся концепции, с 2018 г. предлагается перейти к единому промысловому пространству и закрепить за рыбопромышленниками доли на 25-летний период в рамках единой квоты (сейчас они предоставлены на 10 лет). Если в конкретный год предприятие обязуется поставить всю продукцию «на берег», то квоты ему будут увеличены.
Процесс правок закона идет уже несколько лет, и есть опасения, что под давлением лоббистов росрыболовная гора родит даже не мышь, а уродливую «неведомую зверушку». Так, коммерческий директор ОАО «Дальрыба» Константин Кодолев считает, что в предложенном варианте Росрыболовства много нюансов, которые пока никак не обозначены и притом — коррупциогенны. «Допустим, каков будет размер квоты под строительство судна? Что будет считаться локализованным в России производством судна? Однако самый большой вопрос — насколько предложенная концепция решает вопрос развития рыболовства как такового. Мы работаем над корректировкой закона, а нам предлагают схему, как продавить строительство десятка-другого траулеров под вылов минтая. Как и прежде, будут делить главный валютоемкий ресурс в собственных водах? А как же освоение ресурсов Мирового океана? Ведь закон должен касаться всех видов ресурсов. У нас только краба порядка десятка видов, а еще — креветка, макрорус, терпуг, навага, корюшка, многие другие объекты промысла. Как с ними быть?»
Сергей Саксин, председатель совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота»: «Необходимо приблизить цели, которые ставит перед нами государство, к реальности. Мы неоднократно заявляли, что готовы строить суда в России. Так, у ПБТФ есть купленный в Тайване проект сайролова. Но когда спрашиваешь у высокопоставленного чиновника, где его строить в России, вопрос повисает в воздухе. Причем, конечно, хотелось бы построить в гарантированные сроки, и чтобы в процессе стоимость судна под разными предлогами не увеличивалась в разы. На примере «Звезды» мы видим, как реализуются проекты в области судостроения. Кроме того, действующий закон не оговаривает изъятия квот, даже в интересах государства. А если вдруг 100 компаний возьмутся строить 100 судов, то где на них наберут квот? Причем ведь сейчас полно неОДУемых объектов, под которые никто не мешает строить суда и заниматься промыслом».
КОММЕНТАРИЙ
Олег Братухин, генеральный директор «Русской пелагической исследовательской компании», председатель совета директоров «Морской инженерной компании»: «Сегодня продавливается отстаиваемый на протяжении ряда лет пользователями при активной поддержке Росрыболовства исторический принцип распределения квот с увеличением срока их закрепления до 25 лет. Несмотря на то, что используют рыбаки наши биоресурсы экономически неэффективно и нерационально, а фактически по-браконьерски. Во многом «благодаря» морально и физически устаревшему флоту, спроектированному 50 лет назад. Поэтому экономические показатели на судно у нас в 3-3,5 раза ниже, чем у конкурентов, противозаконные выбросы молоди, давленого и некондиционного сырья на промысле минтая в 50 раз больше. Количество сырца минтая, превращаемого в продукцию при производстве филе, составляет меньше 30%, а остальное за борт, в то время как на наиболее современных траулерах у конкурентов оно превышает 99%.
То, что половина улова нашего наиболее массового вида минтая — давленая рыба, молодь, перерасход сырца при выпуске продукции — противозаконно сливается за борт, и браконьерством-то особо не считается — привыкли. У нас чем больше вылов, то есть чем крупнее компания — тем больший она браконьер. Конкуренции в отрасли нет, поэтому нет и конкурентоспособного развития, государственного управления тоже нет, поскольку на протяжении уже длительного периода не сформулированы даже внятные отраслевые цели, не говоря уже о способах их достижения. А то, что во всем мире государства используют свои природные ресурсы, включая биоресурсы, для развития смежных отраслей экономики, причем не только судостроения, а также, например, для развития прибрежных территорий, нашим рыбакам, видимо, неведомо.
Знаю о том, что существует проект изменений в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», в котором предусмотрены меры господдержки в виде выделения квот под новые рыболовные суда, построенные на российских верфях, и этот объем ограничен 20% ОДУ. То есть предлагается закрепление квот по историческому принципу на 25 лет, с небольшой нагрузкой в виде «квот под киль». Предлагается до 2043 г. 80% национальных ресурсов облавливать отечественным металлоломом или, в лучшем случае, бэушными зарубежными судами, продолжать противозаконно выбрасывать за борт каждый год по миллиону тонн рыбы, продолжая субсидировать техническую отсталость, и окончательно стать аутсайдером мирового рыболовства.
Насколько это соответствует поручениям президента по высокотехнологическому развитию экономики, бережному и эффективному использованию национальных ресурсов, развитию смежных отраслей экономики и вообще разумному развитию страны? Никак не соответствует. Рыбная отрасль имеет огромный потенциал развития: при тех же объемах вылова возможно увеличение физического объема выпуска продукции на 60-70%, налогооблагаемой базы отрасли — в несколько раз, и это необходимо использовать. О чем свидетельствует мировой опыт? Наиболее эффективным средством для развития отрасли, со строительством ультрасовременных судов нового поколения на российских верфях, является использование механизма экономической мотивации пользователей квот в выпуске большего объема продукции и большей стоимости из единицы квот.
Мотивация в использовании новых технологий, решений и новой высокопроизводительной техники. Механизмы реализации известны, они прозрачны и понятны, в отличие от тех мер, которые предлагаются сегодня, — фактически чиновники будут решать, кому и что строить, и, соответственно, кому давать квоты. Что же касается вопроса увеличения периода закрепления квот до 25 лет, то до тех пор, пока у государства не будет уверенности в том, что квоты используются наиболее эффективным и бережным образом, увеличивать срок нельзя. Конечно, ресурсы и квоты очень разные с точки зрения эффективности их промысла, но по крайней мере 75-80% от общего объема наших дальневосточных ресурсов это касается. Пусть нынешние рыбаки работают, но совсем по-иному, в новых условиях, которые не оставляют им выбора, кроме как двигаться исключительно в сторону настоящего развития».