Импорт рыбных консервов можно запретить, но надо вернуть сырье
Опрошенные РИА Новости эксперты рыбного рынка сходятся во мнении, что предложение Росрыболовства о внесении в список продуктового эмбарго рыбных консервов катастрофой для России не обернется и этот вид продуктов не исчезнет с полок магазинов. Однако, по их мнению, чтобы заместить импортные объемы отечественными, необходимо тогда изъять из списка продэмбарго сырье для производства, так как в России его не хватает.
Во вторник вступило в силу решение ЕС о продлении до 31 января 2016 года экономических санкций против РФ. Правительство РФ внесло в администрацию президента документ об ответном продлении продуктового эмбарго. Глава Росрыболовства Илья Шестаков сообщил, что его ведомство предлагает расширить список продовольственного эмбарго, добавив в него рыбные консервы.
По данным Росстата, за 2014 год общий объем импорта рыбной продукции в РФ снизился на 12,8% по сравнению с 2013 годом и составил 884,8 тысячи тонн. В структуре импорта 49,4% занимает мороженая рыба, 14,6% — готовая или консервированная рыбная продукция, 14,2% — филе рыбное, 9,7% — рыба свежая или охлажденная, 10,3% — ракообразные и моллюски.
Ничего плохого
Основная консервная рыбная продукция, поставляемая в Россию, это шпроты из Прибалтики. По данным президента Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Александра Фомина, за 2014 год совокупный объем ее ввоза в Россию из Латвии и Эстонии составил более 37 тысяч тонн. Это — более трети всего импорта рыбных консервов в Россию, который составил почти 118,5 тысячи тонн.
"В данной ситуации, когда Росрыболовство предлагает внести рыбные консервы в санкционный список, это в большей степени восстановление справедливости", — считает исполнительный директор НКО "Рыбный союз" Сергей Гудков.
"С точки зрения российского бизнеса, переработчиков, это будет воспринято положительно, поскольку таким образом они получают преимущество реализации собственной продукции на внутреннем рынке", — добавляет Фомин.
Коллег поддерживает и и. о. президента Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Виталий Корнев, который полагает, что "запрет ввоза консервов окажет на российский рынок незначительный эффект".
"Львиную долю консервов составляли прибалтийские шпроты. Некоторые сложности могут возникнуть с анчоусом и тунцом. Но эти поставки легко можно заменить с помощью других стран", — считает Корнев.
Удар по шпротам
"Понятно, что основной удар будет по странам Прибалтики, — говорит Фомин. Правда, отмечает он, что "если говорить конкретно о шпротах, то скорей всего их производить начнут белорусы".
"Они — мощнейшие экспортеры. Красной икры привезли в Россию в два раза больше, чем мы выловили. Они покупают сырье и привозят ее, то же самое и с семгой", — рассказал глава ВАРПЭ.
"Какая-то часть консервов исчезнет — шпроты. Сырье для производства этого продукта мы заместить не можем, это очень локальный продукт. Он будет заменяться близкими аналогами: хамса, килька, салака", — считает Гудков.
"Объем продукции, который нам поставляли предприятия Латвии, будет замещаться по несколько процентов всеми наименованиями рыбы: что-то на сайду распределим, что-то на хамсу, что-то на кильку", — добавляет он.
"Наши "шпротники" не могут закрыть потребность, поскольку не хватает сырья. Если экспорт закроют, то нашим станет чуть-чуть легче, но проблему сырья при этом никто не решает", — сетует Фомин.
Сырьевая нехватка
Все эксперты сходятся во мнении, что если запретят импорт консервов из рыбопродуктов, нужно каким-то образом возвращать возможность импорта сырья.
"Если бы сняли санкции с сырья, то тогда было бы понятно — мы закрываем товары с высокой добавочной стоимостью, но стимулируем развитие собственного производства. Но, к сожалению, так вопрос не стоит", — констатирует глава ВАРПЭ Фомин.
"Сырье для производства шпрот в августе 2014 года запретили ввозить, а готовую продукцию не запретили. Соответственно, российская промышленность столкнулась с дефицитом сырья и заместить его ничем не смогла. Российские предприятия без сырья не имеют возможности заполнять полки магазинов, а эстонские, латвийские и другие страны ЕС свою готовую продукцию ставят на наши полки. Возникает вопрос: что это за санкционные меры, которые по промышленности бьют два раза?", — задается вопросом Гудков.
Так же считает и Корнев: "Хотелось бы, чтобы переработчикам разрешили сырье. Потому что логичнее было бы поднимать российскую промышленность на иностранном сырье, развивать переработку в тех сегментах, где доля переработки высока, например шпроты. Это могло бы серьезно подправить ситуацию в Калининградской области".
Корнев тоже указывает на "странности" механизма контрсанкций, когда "формально запрещалось сырье для российских переработчиков, но ввозилась готовая продукция". "Сам по себе запрет прибалтийских консервов окажет незначительное влияние на рынок. В связи с этим мы планируем обратиться в правительство РФ с просьбой разрешить европейским рыбакам давать свои уловы на российский берег, чтобы их могли перерабатывать", — сообщил и.о. главы ассоциации предприятий рыбного рынка России.
"Например, прибалтийские производители производили много шпротов. Сейчас эту кильку девать некуда. И было бы выгодно, например, в Калининграде покупать ее за копейки и самим производить шпроты", — добавил Корнев.
Свободная касса
Эксперты полагают, что в случае запрета ассортимент на полках все-таки может сократиться, однако их довольно быстро могут захватить азиатские производители.
"Отрицательные моменты, что все-таки это приведет к некоему снижению ассортимента продукции, которая продается в наших магазинах. Импортные консервы, в частности, могут исчезнуть, если будет введен этот запрет. А вкусных, хороших консервов таких много, их население покупает", — говорит Фомин. И тогда нишу, по его мнению, "начнут захватывать Китай и Таиланд".
"Азиатские компании будут захватывать, так как по большому счету, эмбарго на полгода — и строить консервный завод дорого, плюс — надо решать вопросы с сырьем, с которым тоже проблемы. Соответственно, ждать какие-то инвестиции в развитие российского серьезного консервного производства вряд ли следует", — считает глава ВАРПЭ.
"Если мера будет долгая, то наши производители смогут перестроиться. Например, Крым. Там этой и кильки, и тюльки, и шпрота — навалом. Но это надо все запустить, разобраться с логистикой, как товар везти. Если это долгосрочная политика, то это скорее правильная мера, но поскольку мы не знаем, насколько эта мера вводится, то предположить, что инвестиции будут существенными, таких предпосылок нет", — резюмирует Фомин.