{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Комментарий. Рыба дешева, и это чудо

30 июня 2015 09:23

Рыба на прилавках дорогая и плохая, хотя Россия, как известно, исправно омывается морями и океанами. Александр Шулдык из группы компаний «Доброфлот» решил познакомить читателей со своей точкой зрения, сообщает agronews.ru.

До меня периодически доносятся крики души простых покупателей российской рыбопродукции. Души потребителей кричат: почему российская рыба такая плохая по качеству и такая дорогая по цене. Самые строгие потребители сразу находят причину: во всём виноваты российские рыбаки, чуть менее суровые потребители вместе с рыбаками обвиняют российских чиновников и китайских переработчиков. Я хотел бы рассказать, как поднимаемые вопросы воспринимаются с другой стороны баррикад.

Для начала хочу пояснить, почему беру на себя смелость говорить не только от имени российских рыбаков, но и российского рыбохозяйственного комплекса в целом. Я представляю группу компаний «Доброфлот». Мы работаем на Дальнем Востоке, самом рыбном регионе России. Мы занимаемся всем, что связано с рыбой: мы рыбу ловим своими судами, перевозим на своих транспортах, переваливаем на своих причалах, храним на своих холодильниках, перерабатываем на своих плавбазах в море и заводах на берегу, производим орудия лова, ремонтируем и строим суда на собственном ремонтно-судостроительном заводе, обучаем рыбаков в собственном учебно-тренажёрном центре. Выручка непосредственно от продаж рыбы занимает 50% в наших совокупных доходах. Всего в группе компаний работает 3000 человек.

Итак, начнём с вопроса, почему рыба стоит так дорого. Рыба понятие обширное. Я готов говорить за дальневосточную рыбу. Сайра, селёдка, минтай, камбала, навага, лососёвые стоят в магазинах как сосиски. Это дорого? Это дёшево и это чудо, и я готов природу чуда объяснить.

В мире существует два вида рыбы: дикая и искусственно выращенная. Дикая рыба это последний источник чистого природного белка в мировом масштабе! Весь остальной белок получается при непосредственном участии человека и химической промышленности. И только дикая рыба приходит к нам оттуда, где действительно ни разу не бывала ничья нога или рука со шприцем.

Российская рыба это на 99% дикая рыба. Россияне не понимают отличия. Россияне возмущаются, что дикая рыба стоит столько же, сколькостоят сосиски. Однако есть ряд стран, где продукты из дикой рыбы стоят в два-три раза дороже самого дорого мяса и потребитель готов за это платить. Почему же российская рыба не уходит вся в те страны, где есть такие потребители? Потому что российских рыбаков на эти рынки не пускают. Есть целый ряд специально созданных препятствий, которые заставляют нас продавать дикую рыбу по цене сосисок иностранным оптовикам. Вся сверхприбыль остаётся у этих посредников. Они просто пока не сформировали достаточный спрос, чтобы покупать у нас всю рыбу, поэтому половина выловов остаётся в России. Но мировое население растёт, осознанность людей повышается и если ничего не менять, то недалеко то время, когда всю российскую рыбу иностранцы смогут на своих рынках продавать втридорога и российский потребитель останется наедине с любимыми сосисками.

На всякий случай сразу скажу про патриотизм. Российские производители все патриоты, пока соблюдается равенство цен. Как только иностранец готов платить больше, так сразу все объёмы поедут за кордон. Лозунги кидать при этом можно любые, но настоящий капиталист либо максимизирует свою прибыль, либо разоряется. Законы пока ещё действующего рынка никто,увы, не отменял.

Чтобы окончательно закончить с ценами, давайте ещё скажем, что цены, по которым российский рыбак отдаёт свою продукцию, а российский потребитель покупает, могут отличаться в разы. Например, до начала кризиса российский рыбак продавал сельдь по 20 рублей за килограмм, а в магазине она стоила 120. Почему цена выросла в 6 раз?!! Здесь «виноваты» промежуточные звенья. Переработчики накручивают переработку, логисты накручивают доставку, а когда продукция доходит до сетей, то закупщики сетей указывают компанию, через которую можно поставлять (а иначе никак) и стоит это 15% от стоимости товара. Ну а потом наценка самой сети процентов 50 и российский потребитель начинает ненавидеть российского рыбака.

Теперь насчёт качества. Специально гробить качество ни один производитель рыбопродукции не будет. Зачем? Бывают, конечно, ситуации, когда рыба испортилась и нужно спрятать проблему в коптилку или банку, но это форс-мажор и исключение. Ещё часто упрекают, что под видом охлаждённой рыбы продают размороженную. А тут радоваться вообще-то нужно. Задумайтесь. Рыба умерла. Пошли неизбежные процессы разложения. Чем ниже температура, тем медленнее эти процессы идут. Посмотрите ГОСТ 814-96, касающийся охлаждёнки. Рыба должна быть пересыпана льдом не менее 50% к массе, храниться при температуре от 0 доминус 2 и от 2 до 12 суток в зависимости от вида рыбы. Средний срок хранения охлаждённой рыбы 2-5 суток. Вы всерьёз думаете, что за этот срок рыба успеет попасть из моря-океана на стол российского потребителя (не путать с ритейлером) и нигде в цепочке не нарушились условия хранения?

На самом деле применительно к рыбе речь нужно вести не о качестве, а о количестве. Мороженную рыбу накачивают водой, а в консервы рыбу просто недовкладывают. Про мороженную рыбу говорить долго не буду, потому что это не совсем наша тема. Мы, российские рыбаки, отдаём сырьё переработчикам, а переработчики используют полифосфаты, чтобы накачать рыбу водой и продавать воду по цене рыбы.

А вот про консервы немного скажу, потому что мы сами их изготавливаем и являемся крупнейшим производителем рыбных консервов в России. Несколько лет назад на рынке консервированнойрыбопродукции возникло такое негативное влияние как недовложение. Чтобы успешно конкурировать с нами другие консервные заводы стали просто класть меньше рыбы в банку. Мы пытались всячески бороться с этим явлением, потому что все консервщики до сих пор используют старые советские этикетки, к которым привык потребитель. Исследования показывали, что основная масса потребителей не запоминает производителя. Получалось, что негатив потребителей, которые открыв банку видели там половину воды, распространялся на всю консервную продукцию целиком. Мы пытались бороться с недовложением и привлекали внимание самых разных инстанций к проблеме. Какой-то серьёзной поддержки в нашей борьбе мы ни от кого не получили.Все в итоге советовали нам создать собственный бренд и приучить потребителей, что в банке с такой этикеткой всё будет по-честному. Так и родилсябренд Доброфлот.

Теперь хочу сказать про коррупцию и административный пресс. Многие говорят, что у нас душат любую инициативу, а мы решили подсчитать. В итоге получилось, что вопросы по работе нашей группы компаний и претензии нам могут задавать и предъявлять 70 контролирующих организаций.

Некоторые вопросы могут быть столь серьёзными, что можно останавливать нашу деятельность. Например, наша переработка и производство рыбных консервов. На самом деле уникальная вещь. Вдумайтесь. Мы покупаем сырьё в Японии для производства и реализации готовой продукции в России. Назовите хоть одну другую такую отрасль в России. Её нет! Так вот, и наш и любой другой консервный завод в России нарушает нормативы по предельно допустимым концентрациям вредных веществ в сточных водах. Мы разделываем рыбу, мясо рыбы идёт в консервы, головы и кишки идут в рыбную муку, жир отбирается и также реализуется отдельно. Мы стараемся вытащить из рыбы максимум того, что мы можем продать, но полностью забрать жир и кровь из сточных вод мы не можем. Нормативы предписывают нам сбрасывать в море воду более чистую, чем мы можем брать на своё производство! В настоящее время в мире нет очистных сооружений, которые могут обеспечить подобную очистку, а нормативы есть.

Если рассуждать с точки зрения здравого смысла, то наш консервный завод и есть сам по себе очистное сооружение. Мы изымаем рыбу из её естественной среды и 98% перерабатываем. 2% возвращаем обратно в море. Если бы не мы, то 100% этой рыбы в этом море бы умерло и разлагалось, а с нами только 2%, но мы нарушители. Рядом с нашим заводом находятся самые популярные ливадийские пляжи, куда летом приезжают отдыхающие со всего Дальнего Востока. Директор нашего завода построил дом на территории завода и его дети купаются в Заливе Восток, который мы «загрязняем» нашими сточными водами. Это всё здравый смысл, но мы идём и формальным путём. Мы открыто привлекаем администрацию, науку, зарубежный опыт и показываем, что эти требования невыполнимы и не разумны. Реакция ноль. Но мы продолжаем работать и нас не закрывают. Этот пример говорит не столько о коррупции, сколько о том, что все всё понимают, но в нашей действительности приходится тратить уйму сил и средств на борьбу с ветряными мельницами.

В заключение хотел бы сказать, какой я вижу выход из сложившейся ситуации. Я верю в рынок и волшебную силу конкуренции. В настоящее время рыбаки и государство активно обсуждают, как дальше будут распределяться квоты на вылов рыбы. Так получилось, что сейчас квоты это основной актив всех российских рыбодобывающих компаний. Есть разные предложения, как делить квоты дальше, но моё мнение, что нужно в эту сферу принести конкуренцию и заставить рыбаков бороться за право на вылов. Водные биоресурсы являются собственностью государства, а, следовательно, все граждане должны что-то получать от их освоения. Нынешняя ситуация, когда российский потребитель говорит плохо и дорого не является нормальной. Можно пытаться исправить её с помощью палки, но мы это не так давно проходили и результаты были не самые приятные. Надеюсь, что у нынешних руководителей хватит мудрости и воли принести в отрасль те механизмы, которые позволят работать и развиваться всему рыбохозяйственному комплексу и удовлетворять в первую очередь российских потребителей.

Источник: www.agronews.ru
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>