{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

ВМРП достойно выглядит и активно развивается

2 июля 2015 09:42

Член Совета директоров ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» Денис САРАНА рассказал о том, что способствует активной динамике работы стивидорной компании, о планах развития порта и о ситуации, когда в диалог между портовиками и государством вмешиваются посредники. Об этом сообщает ИА «Дейта».

- Денис Викторович, результат работы с рыбными грузами по итогам шести месяцев 2015 года, превысив показатель в 120 тысяч тонн, вывел Владивостокский морской рыбный порт на первое место среди специализированных стивидорных компаний всей страны. Каковы Ваши прогнозы на текущий год и чем вызвана такая динамика грузооборота?

Денис Сарана: Действительно, за шесть месяцев мы приняли с судов более 120 тысяч тонн рыбных грузов. К концу года, с учетом того, что «главная рыба» у нас еще впереди, мы планируем этот показатель, как минимум,  удвоить. Есть все основания полагать, что 2015 год закончим с результатом по перевалке рыбы в 250 тысяч тонн.

Наша сегодняшняя динамика работы в два раза выше среднегодовых показателей нескольких прошедших лет. И добились мы этого своим возвращением на рынок рыбной логистики. Сейчас ВМРП работает напрямую с клиентами. Фактически мы вернулись на положенное нам место в отраслевой цепи. Наши причальные мощности, позволяющие обрабатывать одновременно до 5 судов, развитый железнодорожный фронт, оснащенный парк перегрузочной техники и квалифицированные портовики – все это позволяет нам выглядеть достойно на фоне дальневосточных коллег-стивидоров.

- На Ваш взгляд, холодильных мощностей ВМРП и в целом порта Владивосток, достаточно для обработки, поступающей сюда рыбопродукции или необходимо их увеличение?

Денис Сарана: В советское время, при перевалке через порты Приморского края до трех миллионов тонн рыбы в год, холодильных мощностей было около 58 тысяч тонн единовременного хранения (Владивосток, Находка, Зарубино). И этого хватало. Сейчас холодильников стало больше – 84.5 тысячи тонн. Дефицита холодильных мощностей нет. Некоторые сложности могут возникать один раз в году и длиться всего одну неделю. Но они разрешаются за счет оптимизации логистических процессов, привлечения рефрижераторных контейнеров.

Ни один торговец рыбой, не говоря уже про самих рыбаков, не заинтересован в том, чтобы продукция лежала длительное время где-то в холодильниках. Ведь это фактически замороженные деньги, а они должны быть всегда в движении. В части холодильных мощностей больше актуален вопрос их обновления и модернизации…

- И что с этим?

Денис Сарана: Здесь сразу же возникает вопрос: за чей счет? Ведь предложение холодильников пока превышает спрос на них. В этих условиях новая инфраструктура всегда дороже существующей. То есть эти расходы сразу же отразятся на конечной стоимости услуг по хранению - и рыбы. По нашим расчетам, чтобы окупить построенный холодильник, необходимо будет поднять тариф на хранение рыбопродукции в 1,5-2 раза, сроком лет на десять. Такая ситуация мало интересна всем участникам рынка. Тем не менее, мы нашли оптимальные варианты вложения средств в строительство и модернизацию холодильных мощностей. Как вызнаете, «Владморрыбпорт» - это универсальный порт, оказывает различные стивидорные услуги для широкой номенклатуры грузов. За счет обработки «нерыбных» грузов, порт может субсидировать модернизацию холодильной инфраструктуры. Более того, в перспективе проекты по модернизации и обновлению холодильных мощностей увеличат капитализацию предприятия.

- Согласно данным комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по рыбному хозяйству и аквакультуре, по итогам 2014 года простой рыбопромыслового флота составил 12% от общего времени на промысле. Главным образом, они были вызваны проблемами с перевалкой рыбопродукции (административными барьерами при оформлении ветеринарных сопроводительных документов). Бывало ли такое, что ВМРП не мог принять судно в связи с загруженностью причалов, в том числе и обработкой «нерыбных» грузов?

Денис Сарана: ВМРП не принимал суда под обработку единственный раз. Это было в период проведения Саммита АТЭС во Владивостоке в сентябре 2012 года. И причиной тому были не какие-то производственные проблемы. Заход судов в порт Владивосток во время проведения мероприятия был запрещен.

На самом деле, Владивостокский морской рыбный порт принимает все суда, которые идут к нам под разгрузку. Существует график подхода флота. Нам на месяц вперед известно, когда и какое судно встанет под обработку. Технологические схемы позволяют организовывать процесс перегрузки рыбопродукции с судов сразу в вагоны или на автотранспорт, минуя холодильник.  Мы можем обрабатывать более тысячи тонн рыбопродукции в сутки. И это то, что надо рыбакам.

ВМРП обслуживает в среднем до 20 судов рыбных транспортов в месяц. Но среднегодовая заполняемость холодильников не достигает и 50%. Полными холодильники бывают несколько дней в году, но и такая заполняемость не вызывает особых проблем. Поэтому я не совсем понимаю, о какой загруженности причалов может идти речь.

- Готовы ли вы вообще отказаться от перевалки «нерыбных» грузов, при условии, что объемов вашей профильной номенклатуры будет достаточно для обеспечения полноценной работы ВМРП?

Денис Сарана: Рыба и не была никогда, и уже не будет единственным грузом ВМРП. К сожалению, столько рыбы и в таком ассортименте как она добывается на Дальнем Востоке номенклатуры наша страна уже не потребляет. Нет тех зверосовхозов, других государственных потребителей, россияне едят больше мяса, чем раньше, и хотят кушать не только минтай, а разнообразную рыбу, которая здесь и вовсе не ловится. В тоже время хочу отметить, что вопреки мнению, распространяемому отдельными «специалистами», с рыбой нашему порту выгоднее работать, чем с тем же углем, но при определённых, больших объёмах. Ведь высоки фиксированные затраты, на тот же холодильник. Мы могли бы отказаться от того же антрацита или угля и металлолома в пользу рыбы, но если будут сопоставимые объемы - десятки тысяч тонн в месяц.

- В одном из своих интервью гендиректор ФГУП «Нацрыбресурс» Игорь Ивлев заявил, что «Владивостокский рыбный порт мог бы перегружать до 1,3 млн. тонн или 33 000 рыбы ежегодно, но не делает этого». Насколько это соответствует действительности?

Денис Сарана: Уважаю Игоря Викторовича, но с учетом того, что он на этом посту всего около года, то такие заявления вызывают совершенно определенные эмоции. Вы знаете, я бы лично на руках носил, если бы он заключил с ВМРП договор о перевалке не то чтобы миллиона, а хотя бы ста тысяч тонн рыбы в год. С учетом того, что самые крупные клиенты у нас перегружают 15-20 тысяч тонн в год, то он с такими объемами будет самым любимым клиентом ВМРП. На самом деле такого объёма рыбы просто физически нет, не едет она в Россию, и не из-за портов, а из-за потребности населения и его потребления. И хотя мы готовы перевалить хоть весь существующий объем рыбы, но этого не происходит, потому что кроме нас на Дальнем Востоке есть еще полтора десятка стивидоров, которые на конкурентных условиях предлагают аналогичные услуги.

- Кстати, согласно реестру портов России, ВМРП является универсальным терминалом, что вам мешает убрать слово «рыбный» из названия порта?

Денис Сарана: Во-первых, гордое название «Владивостокский морской рыбный порт» не мы давали, и не нам его менять. Есть целые династии докеров, которые работали и работают именно в рыбном порту. Мы хотим и будем заниматься рыбой. О специализации порта вопрос вообще не стоит. Мы беремся за все, что можем сделать. Более того, мы гордимся тем, что в своё время научились успешно работать с новыми для ВМРП грузами и спасли предприятие и коллектив.

- Вопрос с арендой причалов, находящихся в распоряжении ФГУП «Нацрыбресурс», по-прежнему не решен. Как думаете, насколько быстро ситуация может разрешиться, или все это затянется на годы?

Денис Сарана: Увы, но, порой даже такие определенные и предельно ясные вопросы тонут в волоките. В настоящее время мы надеемся если не на окончательное решение данной проблемы, то хотя бы на принятие принципиальной схемы выхода из сложившейся ситуации до конца года. До 2008 года мы платили арендную плату непосредственно «Росимуществу», то есть в бюджет страны. Это была понятная и обоснованная сумма, которая могла постепенно накапливаться в бюджете и направляться в тот же ремонт причалов. Ежемесячные затраты на необходимый при этом документооборот были минимальны. Скажем, этим в «Росимуществе» занимался один человек и тратил час рабочего времени в месяц – выставить счёт на оплату аренды. Когда эти функции отдали «Нацрыбресурсу», из арендных платежей портов стали получать зарплату более сотни человек, не имеющих никакого отношения к работе портов, и все деньги стали уходить на неё, а не в причалы.

По моему мнению, экономически разумное решение – убрать посредника между государственной собственностью и арендатором. В идеале, чтобы уровнять всех участников рынка, необходимо  разрешить приватизировать эти причалы. В нашей стране таких примеров много. Наши соседи по порту Владивосток успешно занимаются той же рыбой именно на собственных причалах. Другие наши коллеги (и конкуренты) успешно приватизируют те же причалы «Нацрыбресурса» по решению суда, по остаточной стоимости, и это нормально.  Позиция «Нацрыбресурса», основанная на том, что стивидоры должны заниматься рыбной логистикой под управлением этой структуры, несостоятельна, «поезд уже ушёл». Зато текущая ситуация подрывает конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность и ВМРП, и других портов, поскольку ни один инвестор не будет вкладывать деньги на таких бесправных условиях.

- В итоговых материалах, касающихся совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича, присутствует любопытный момент. В поручениях  министерствам и ведомствам по доработке концепции деятельности ФГУП «Нацрыбресурс» есть фраза: «…предусмотрев, в том числе, возможность изменения организационно правовой формы указанного предприятия». Что, по-вашему, скрывается за этой формулировкой? Возможно, это означает,  что мнение полпреда Юрия Трутнева относительно «Нацрыбресурса»  может обрести силу правительственного решения? Является ли для ВМРП возможная ликвидация этого предприятия желательной?

Денис Сарана: Если говорить об изменениях организационно-правовой формы, то ФГУПы у нас обычно акционируют. То есть прекращается госфинансирование предприятия и ему предоставляется возможность зарабатывать самостоятельно. Они же хотели заниматься агентированием судов, бункеровкой и прочей подобной деятельностью, вот и пусть самостоятельно выходят на рынок. Если менеджеры там грамотные, то предприятие сможет работать. Юрий Петрович Трутнев – известный сторонник здоровых экономических отношений и не любитель бездельников. Так что я не исключаю такого варианта развития событий.

ВМРП заинтересован прежде всего в том, чтобы «Нацрыбресурс» не мешал нам как посредник в наших отношениях с государством, транслировал нашу конструктивную позицию без искажений, чтобы мы могли продолжать работу на тех причалах, где сейчас находимся.

Мне кажется, что тенденции развития государства сейчас очевидны. Мы говорим про открытый порт, про ТОРы. Государство планирует за большие средства создавать новую инфраструктуру для инвесторов, предпринимателей, а в нашем случае уже все есть, надо только урегулировать организационные вопросы. Владивостокский морской рыбный порт готов углублять, модернизировать причалы, делать капремонт за свой счет. Но для этого мы должны понимать, что условия, в которых мы работаем, прозрачны и конкретны. Инвесторы тоже есть, ждем только государственного решения.

Что касается совещания у Аркадия Владимировича (прим. ред. Дворкович), то, насколько мне известно, никто толком не разбирался в ситуации. «Нацрыбресурс» представил свою презентацию на 10 страничек, согласно которой на базе этого предприятия предлагается создать некую альтернативную схему по логистике рыбы. И это при существующей и работающей отрасли. Зачем это делать, никому не понятно и не объясняется. Станет ли от этого рыба дешевле или её кушать будут больше? Никогда! Поясню на примере - если вы считаете, что доставка рыбы или хранение её слишком дорогие, не хватает там чего-то, дефицит инфраструктуры – идите в банк, берите деньги, создавайте предприятие, конкурируйте, снижайте тарифы, зарабатывайте и возвращайте кредит. Ну не из бюджета же это делать, иначе начинать надо с государственных магазинов и государственных рыбных компаний, а там что – всем назад в социализм и плановую экономику?

- Так что же теперь делать?

Денис Сарана: ОАО «ВМРП», совместно с другими портами, отраслевыми объединениями и Администрацией Приморского края, будет последовательно отстаивать свою позицию на всех уровнях, убеждать органы, принимающие решения. Будем развенчивать мифы о «корысти коммерсантов, губящих отрасль» и о «мудрых реформаторах на белых конях». Будем и словом, и делом доказывать свою эффективность и важность для экономики отрасли. Наше видение решения проблемы сформулировано достаточно просто: признать необходимым возвращение всех причалов, оказавшихся в управлении ФГУП «Нацрыбресурс» в коммерческий оборот, вернуть им инвестиционную привлекательность путем передачи их от государства в аренду предприятиям напрямую, без посредников, а ещё лучше путём приватизации в пользу инвесторов. Судя по всему, этот долгоиграющее недопонимание ситуации в отрасли можно прекратить, обозначив его на самом высоком уровне государственной власти.

Источник: Дейта
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>