Приморье получило конкурентное преимущество
3 июля Госдума приняла пакет законов «О свободном порте Владивосток». Об этом сообщает inform-24.com.
Напомним, из Владивостока начинаются морские трансконтинентальные линии во все моря и океаны земного шара. Грузооборот ОАО «Владивостокский морской торговый порт» в 2014 году составил 6 189,3 тыс. тонн. Стивидор установил абсолютный рекорд по объему обработки контейнеров в портах Дальнего Востока. Перевалка контейнеров в 2014 году составила 513 тыс. TEU (+7,7% к 2013 году), в том числе импорта - 221 тыс. TEU (+8,3%), экспорта - 182 тыс. TEU (+11,8%), каботажа - 110 тыс. TEU (+0,6%). Грузооборот "Владморрыбпорта" в 2014 году составил 3 млн. 338 тыс. тонн, из них: 145,4 тыс. тонн – рыбопродукция, 343,1 тыс. тонн – металлолом, 1 млн. 211 тыс. тонн – навалочные грузы. Кроме того, в 2014 порт перевалил 148,1 тыс.TEU контейнерных грузов, а также 15,2 тыс. единиц автомобильной техники. Приоритетом крупнейшего рыбного порта в 2015 году стала работа на увеличение перевалки рыбопродукции за счет привлечения новых клиентов, а также разворот от импорта на перевалку экспортных и каботажных грузов.
Перспективы и преимущества, которые получил регион, а также ситуацию на рынке портовых услуг прокомментировала эксперт, руководитель московского представительства Фонда «Марлин» Анна Горнова:
- С принятием Закона морской порт, да и регион в целом, получил стимул и конкурентное преимущество по отношению к ряду других портов и территорий. Выгодное местоположение порта вместе с льготами и упрощёнными процедурами контроля даёт хороший потенциал развитию транзитных перевозок и целый ряд других плюсов.
А вот остальным регионам, портам стоит задуматься о том, как при таком раскладе удержать у себя бизнес, рыболовецкие компании, в частности. Ведь от этого напрямую зависит наполнение их региональных бюджетов. К примеру, с Камчатки за последние несколько лет перерегистрировались в другие регионы 40 предприятий. Потери для регионального бюджета Камчатского Края составили порядка 150 тысяч тонн рыбы, налогов, рабочих мест.
Принятый Закон позволит создать площадку Freeport со свободной таможенной зоной, где можно будет хранить предметы роскоши, антиквариат, произведения искусства, готовить их к продаже, проводить демонстрацию товаров потенциальным покупателям. Подобные центры популярны в Люксембурге, Швейцарии и Сингапуре, что способствует расширению торговых и культурных меридианов.
По итогам 2014 года Владивосток остаётся крупнейшим отечественным морским портом по обработке рыбных грузов, доля которого в перевалке, доставленной на российский берег рыбной продукции, составила 43%. В новых геополитических условиях уже через 2-3 года в порту можно будет обустроить рыбную биржу, чтобы была возможность контроля оборота экспорта-импорта рыбных уловов.
Есть стимул и для модернизации рынка портовых услуг, появляется шанс даже выиграть в этом отношении конкуренцию у соседних портов стран АТР. Надо отметить, что и до принятия данного Закона, Владивостокский порт был во многих отношениях впереди остальных. Так, в результате проведённого совместно с таможенной службой эксперимента, оформление грузов занимает здесь не более суток, а в режиме транзита - несколько минут. В порту прекрасное современное лоцманское и буксирное обслуживание. 50% лоцманских услуг в порту оказывается негосударственными организациями, у которых прекрасное хозяйство – современные лоцманские катера, подготовка и обучение лоцманов. Когда есть здоровая конкуренция – это всегда хорошо, это всегда развитие.
Надо отметить, что сегодня многое, в частности и в лоцманском обслуживании, зависит от снабжения портовых служб современной техникой, повышению стандартов к квалификации кадрового состава. За последние 20 лет благодаря применению современной техники судовождения резко снижена аварийность судов при плавании в акваториях портов и на подходах к ним. Посадки судов на мель и столкновения стали единичными случаями, хотя ранее из-за посадок на мель судоходные компании терпели большие убытки. Благодаря мастерству лоцманов повышается производительность порта. Если судно долго швартуется – все ждут. А если время швартовых операций сокращается, уменьшаются и расходы судоходных компаний.
В последнее время звучали отдельные призывы к огосударствлению портовых услуг, в частности лоцманской услуги, чего нельзя допускать ни в коем случае. Если в части инфраструктуры такой подход возможно и верный, причальные стенки, гидротехнические сооружения в ведении государства, в концессионных проектах государственно – частного партнёрства могут принести свои плоды и дать свои преимущества, то в отношении портовых услуг такой подход не приемлем. Возможность оказания портовой услуги должна быть и у государственных и негосударственных организаций, как происходит во всех других сферах услуг. Справедливая, честная конкуренция внутренняя на основе действующего в стране законодательства – это база для успешного результата. Только так мы можем рассчитывать выиграть экономическую конкуренцию внешнюю с зарубежными странами.
В портовую сферу, в нашу рыбную отрасль неизбежно придут электронные системы и технологии, которые естественным путём к 2020 году сделают наши порты безопасными и свободными от коррупции. Все мы понимаем – однажды санкционное противостояние закончится, исчерпав свою актуальность. Основные вызовы будущего, к чему нужно быть готовыми – это природные катаклизмы и экологические проблемы, те глобальные угрозы, которые не имеют национальности и границ.