Жить не только сегодняшним днем
В сентябре на Сахалине состоится заседание президиума Госсовета, посвященное развитию рыбной отрасли, которое проведет президент Владимир Путин. Сейчас идет активная подготовка к этому очень значимому для рыбаков всей страны событию. Об этом сообщает mvestnik.ru.
О ситуации в отрасли, ее проблемах и перспективах мы беседуем с представителем Северного и Западного бассейнов в редакционной группе по подготовке проекта доклада к заседанию президиума Госсовета, председателем координационного совета ассоциаций, объединений и предприятий рыбной промышленности Северного бассейна «Севрыба» Вячеславом ЗИЛАНОВЫМ.
- Вячеслав Константинович, вы неоднократно ратовали за рассмотрение проблем рыбной отрасли именно в рамках Госсовета...
- В решении третьего Всероссийского съезда рыбаков, который проходил в феврале 2012 года, записано: просить президента РФ провести заседание Госсовета по вопросу развития рыбохозяйственного комплекса. Так что это - коллективное мнение рыбаков. «Инициаторами» созыва Госсовета являются и не решаемые годами проблемы отрасли. Ряд губернаторов приморских регионов, аппарат президента прислушались и поддержали предложение рассмотреть их на столь высоком уровне. Кстати, на нем уже обсуждались эти проблемы в 2007 году - в Астрахани, где состоялось заседание. И было принято очень важное решение, которое отменило торговлю рыбой в воде на аукционах и ввело долгосрочную систему наделения пользователей квотами, что дало положительный импульс в развитии отрасли. Рыбаки да и губернаторы приморских регионов считают эту долгосрочную систему наделения пользователей долями-квотами справедливой и оправдавшей себя на практике.
- Но с тех пор прошло немало лет. И, видимо, накопились новые проблемы, требующие решения?
- Конечно. Вот только одна из них: сейчас мы работаем в условиях долгосрочного обеспечения ресурсами. То есть промышленники наделяются квотами-долями по строго определенной системе, которая не позволяет внести в нее коррупционную составляющую. Мы долго добивались, чтобы ни один чиновник не смог здесь «позолотить ручку». Сегодня согласно закону «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» эти ресурсы распределяются по так называемому историческому принципу. Эту процедуру выполняет компьютерная программа, и все удовлетворены. Но не так давно несколько федеральных органов предложили пересмотреть этот принцип. И выработали соответствующие поправки к закону о рыболовстве. Причем даже не удосужились согласовать их с рыбацким сообществом Северного бассейна. Причем инициатором этого предложения выступило... Росрыболовство. Пошли разговоры о модернизации исторического принципа. Но как можно принцип модернизировать? Он или есть, или его нет. Если собираются вводить новый порядок, то надо объяснить, чем плох существующий. Он ведь дал импульс развитию рыбной промышленности. Возьмите хотя бы наш регион. Мы устойчиво работаем в пределах установленных наукой квот, поставляем рыбу на российский берег. Но оказывается, что эта система кого-то не устраивает. И поступают различные надуманные предложения по ее «усовершенствованию». Причем экономически они не обоснованы, их последствия не просчитаны. К примеру, один из тезисов сводится к следующему: надо дать привилегии в правах прибрежке и каждый год выделять ей дополнительно до 20 процентов от общенационального объема квот. Но ведь национальная квота ежегодно вся используется существующим флотом, как прибрежным, так и океаническим, без остатка. Спрашивается: где взять дополнительную квоту? Где есть излишки? Таковых нет. А значит, придется забирать у тех, кто ведет промысел не в прибрежной зоне.
- У океанистов?
- Получается, что так. И тут возникает законный вопрос: а почему? Никто четко ответить на него не может. Взять, например, известный аргумент «Надо накормить свежей и охлажденной рыбой наше население». Но он правомерен лишь для приморских регионов. И, к примеру, в Мурманской области для этого с лихвой хватает имеющейся прибрежной квоты - 20-30 тысяч тонн ежегодно. Разделите на численность населения и вы получите весьма солидный рыбный стол. К тому же жители нашего края не меньше используют и мороженую рыбу, добытую океанистами вдали от берегов, откуда ее не привезешь в охлажденном и свежем виде. Зачем же отнимать квоту у одних и отдавать ее другим? Или выдвигается такой лозунг в пользу прибрежки: «Необходимо обеспечить рыбопереработку свежим и охлажденным сырьем!». Но разве только прибрежники в силах это сделать? В этом участвуют и океанисты. И их вклад ничуть не меньше.
- Уже пятый год продвигается и такая идея - «квоты под киль»...
- Да, до сих пор есть желающие ее воплотить. А что за нею стоит? Ты строишь судно на российской верфи - значит, тебе надо выделить квоту. Однако встает все тот же вопрос: откуда ее взять? Просто отнять у кого-то?
- И много еще подобных новаций?
- Полно. К примеру, появилось предложение минвостокразвития выделять квоты под инвестиции. Его озвучил зампред правительства Юрий Трутнев. Суть в чем: получаешь единицу квоты - бери обязательство на единицу инвестиций. Но ведь цель рыбака - не инвестиции ловить, а рыбу. Инвестиции - это лишь один, хотя и важный, инструмент рыночной экономики. И собственник применяет этот инструмент тогда, когда это целесообразно для достижения основной его цели. В данном случае - добычи рыбы, повышения эффективности производства. Имеются и другие поспешно изобретаемые предложения «помочь» развитию рыбной отрасли. На поверку они приведут к обратным результатам. Поэтому я считаю, что назрел момент, когда на самом высоком уровне под председательством президента России все эти вопросы должны быть рассмотрены и точки над i расставлены. Мы ждем, что на Госсовете слово будет предоставлено самим рыбакам. Сколько лет, к примеру, не решается уже набивший оскомину вопрос о «незаходных» судах. Кое-кто говорит: ну в чем проблема? Промышляете рыбу, не заходя в Россию, ну и ловите на здоровье дальше. Однако власти рыбаков предупреждают: с 2017 года те, кто не растаможил свои суда, лишатся квот. А кто-нибудь подумал, к чему приведет такое решение? Только по Мурманску 77 судов - лучших, самых высокопроизводительных - лишатся квот. И тогда вылов флотов Мурманской области будет не 500-600 тысяч тонн в год, как сегодня, а всего 200 тысяч. Следует учитывать и то, что Северный бассейн значительно отличается от, скажем, Дальневосточного, где 90 процентов рыбаков ловят в своей 200-мильной зоне. У нас же от 60 до 80 процентов вылова приходится на Норвежское и Гренландское моря, которые находятся под юрисдикцией других государств и подпадают под меры регулирования рыболовства международных организаций.
- По-видимому, достаточно остро сейчас стоит вопрос и о контроле за соблюдением правил рыболовства?
- К сожалению, мы до сего дня не имеем полной картины в целом по России: сколько проверено судов в море и сколько проинспектировано их на берегу. Каковы штрафные санкции при береговом контроле или при морской проверке? Почему гласно не идет процесс анализа нарушений и не ведется их профилактика? Есть вопросы и по обеспечению безопасности мореплавания. Еще более насущная проблема - обеспечение прогнозами состояния сырьевой базы. Мы же видим, что техническая вооруженность нашего научно-исследовательского флота падает, финансирование науки сокращается. А это ухудшает прогнозирование сырьевой базы и в конечном счете - наши возможности на промысле. Есть у нас на бассейне и недостаточно используемые ресурсы. Тех же водорослей можно в год добывать 10-15 тысяч тонн, а мы до сих пор возим их с Дальнего Востока.
- Но ведь имеются же и достижения?
- Конечно. Мурманская область, например, стала пионером в развитии аквакультуры. Мы достигли здесь очень неплохих результатов. И в этом есть немалая заслуга и правительства области. Но пока мы полностью зависим от зарубежных кормов и посадочного материала. Так что поле для работы здесь - необозримое. А если надеяться, что все будем получать из-за рубежа, то можем в один вовсе не прекрасный день оказаться у разбитого корыта. Рыбаки не могут жить только сегодняшним днем. Они просто обязаны заглядывать на 20-30 лет вперед. Мы надеемся, что президиум Госсовета рассмотрит все наболевшие вопросы и примет решения сохранить то, что работает, убрав то, что мешает развитию нашей отрасли.
- Вячеслав Константинович, мы беседует с вами в преддверии любимого мурманчанами праздника - Дня рыбака. Вы сами отдали морю и рыбацкой отрасли более 60 лет. Что пожелаете коллегам?
- Хочу искренне поздравить наших тружеников моря, пожелать им удачи, богатых уловов, спокойной обстановки на промысле, внутренней уверенности в своих силах. И, конечно, семейного благополучия. Ведь рыбаку очень важно, чтобы его ждали на берегу.