Дрифтер забросили в мутную воду. В заботах о лососе упущена транспортная составляющая
Отмена дрифтерного лова может уже в следующем году увеличить подходы тихоокеанского лосося к нерестилищам, заявил на встрече с Владимиром Путиным глава Росрыболовства Илья Шестаков. По его словам, рыбаки региона переориентировали поставки красной рыбы на внутренний рынок, однако сложности с ее доставкой в центральную Россию пока не преодолены. Эксперты считают, что новый запрет не повлияет на объемы вылова лососевых, а соответствующую инициативу называют скорее политической. Об этом сообщает Коммерсант.
Благодаря запрету лова дрифтерными (наплавными) сетями в следующем году ожидается «достаточно серьезный» подход лосося на нерест, заявил глава Росрыболовства Илья Шестаков в понедельник на встрече с президентом Владимиром Путиным. «Тот способ вылова, который существовал, нес в себе очень серьезный урон, наносил ущерб, не позволял лососю в оптимальном режиме доходить до нерестилищ»,— сказал господин Шестаков. Документ был подписан президентом 29 июня и вступит в силу в начале 2016 года.
Дрифтерный лов лосося в исключительной экономической зоне России вели 13 российских предприятий 16-ю судами, суммарная квота составляла 11,5 тыс. тонн. Еще 11,5 тыс. тонн по $3,5 за 1 кг рыбы Россия продавала японцам в соответствии с межправительственным соглашением от 1985 года. Из этой квоты японские рыбаки обычно покупали 6-8 тыс. тонн. Суммарная квота российских и японских рыбаков составляла 22,5 тыс. тонн, а фактический вылов — 17-19 тыс. тонн, или 4-6% от берегового российского вылова лососей, составляющего в последние годы 350-550 тыс. тонн.
Глава Росрыболовства также сообщил о том, что в ходе летне-осенней путины на Дальнем Востоке вылов лососевых на 15% превысит уровень 2014 года. «Это, безусловно, даст хорошие результаты и с точки зрения ценовых параметров, потому что уже в прошлом году наши рыбаки переориентировали всю красную рыбу, которая вылавливается на Дальнем Востоке, на внутренний рынок»,— сказал он.
На вопрос Владимира Путина о транспортировке рыбной продукции чиновник признал, что существуют «определенные проблемы». «Мы сейчас работаем над этим направлением с тем, чтобы все-таки собственники холодильных мощностей вкладывались в модернизацию инфраструктуры. Это достаточно сложная задача, переваливают уголь, металл, все остальные грузы, рыбная продукция занимает там порядка 5%, именно в рыбных портах»,— сказал он. Проблемой является и нехватка вагонов для доставки в другие регионы. «Очень важно развивать именно рефрижераторные контейнеры. Мы в большей степени пока возим рефрижераторными секциями, это остатки от советского периода, и там уже, конечно, не выдерживается и температурный режим, и условия по транспортировке»,— сказал глава Росрыболовства.
По данным Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания, на РЖД эксплуатируется около 21 тыс. изотермических вагонов, из которых 6,3 тыс. в составе рефсекций, 2,1 тыс. вагонов-термосов, 11,1 тыс. ИВ-термосов, а также 1,5 тыс. ИВ-термосов, переоборудованных из крытых вагонов. Крупнейшим собственником парка с 4,2 тыс. вагонов является «Рефсервис». В первом полугодии 2015 года доля отправки морепродуктов в рефконтейнерах превысила 42%.
Парк рефсекций постепенно списывается, говорит гендиректор «Рефсервиса» Олег Богомолов. «О строительстве новых вагонов много говорится, но фактически такой программы нет, и реализовать ее в коммерческом смысле невозможно. Это должна быть государственная программа»,— убежден Олег Богомолов. В свою очередь, отмечает председатель комитета рыбного хозяйства минприроды Хабаровского края Сергей Рябченко, развиваются автомобильные перевозки. Есть примеры, когда местные предприятия отправляют рыбопродукцию автотранспортом до Санкт-Петербурга. «Сейчас альтернативный способ доставки — френчами. Пока они у нас мало используются, но Европе такие перевозки распространены»,— рассказал он. Сергей Рябченко подтверждает информацию о росте внутренних поставок. Если в 2013 году на экспорт приходилось 48% добываемой рыбы и продукции переработки, то в 2014 году — уже 33%. На Камчатке, к примеру, поставки за рубеж сократились на 25%, в Сахалинской области — на 45%. Однако основным экспортным товаром является минтай и сельдь. Представитель ООО «Сигма Марин Технолоджи» ранее сообщал „Ъ“ о демпинге иностранных конкурентов по этим видам продукции.
Что касается возможного роста подходов лососевых в следующем году вследствие запрета дрифтера, то председатель правления Ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» Сергей Сенько назвал это заявление «несерьезным». «Обоснованной официальной научной оценки, которая и должна была по идее лечь в основу запрета дрифтерного промысла, до сих пор нет. По статистике же вылов лососей только возрастал, несмотря на существование дрифтерного лова. Так, на Камчатке за 2009 — 2014 годы он изменялся от 135 тыс. до 255 тыс. тонн, в том числе почти двукратно выросла добыча нерки»,— напомнил собеседник. Отсутствие четкой научной аргументации, развернутого биологического обоснования делают само решение о запрете дрифтера, равно как и сопутствующие заявления, скорее политическим, сказал собеседник „Ъ“.
Дрифтерное лобби пытается цепляться за все проблемы лишь бы вернуть себе варварские квоты любой ценой. Научное обоснование мол нужно ещё что итд. Наверняка ещё рассчитывают предпринимать попытки и не одну.
Проблема доставки рыбы вопрос не простой, особенно с учётом протяжённости нашей страны, но его решат со временем и без напоминания и нагнетания дрифтерщиков.