ФАС расширила свои полномочия
По мнению экспертов, упразднение Федеральной службы по тарифам и передача её полномочий ФАС – большой плюс для малого и среднего бизнеса. Раздельное регулирование деятельности монополий в портах, в том числе искусственно созданной монополии ФГУП Росморпорт путём установления тарифов и антимонопольного регулирования не позволяло развивать конкуренцию в сфере оказания портовых услуг. Большинство малых предприятий в портах были вынуждены прекратить свою деятельность.
Напомним, что ФГУП Росморпорт создавался в 2002-ом году Правительством для управления госимуществом, а в результате стал монополистом в сфере оказания услуг в морских портах. Практически с самого начала своего создания Росморпорт стал взимать все портовые сборы, а со временем на него перевели оказание большинства услуг в портах. Перевод ФСТ в состав ФАС поможет снять многие барьеры в этой сфере, в том числе административные, которые поддерживались монополией.
По словам руководителя ФАС Игоря Артемьева, около 90% жалоб в сфере антимонопольной деятельности поступает от малого и среднего бизнеса. Эксперты считают, что теперь есть надежда, что принятое решение значительно снизит давление на малый и средний бизнес в портах. ФАС сможет применять действующее законодательство без сопротивления службы по тарифам. Противоречия в последнее время здесь случались не редко. Теперь появилась возможность более гибко подходить к установлению тарифов и жёстко применять антимонопольные санкции к нарушителям. А главное – выводить из под тарифного регулирования те сектора услуг, которые могут уже работать в конкурентных условиях, такие как лоцманская деятельность, ликвидация и предупреждение загрязнений. Буксирные услуги уже себя частично выводят из-под действия тарифного регулирования, но всё же монопольное влияние Росморпорта и здесь пока что ещё весьма существенно.
« - Антимонопольная служба будет не только устанавливать тарифы, но и следить: там, где уже есть конкуренция, эти сферы будут выводиться из под тарифного регулирования. К примеру, лоцманская деятельность во многих портах, где работают две и более организации, уже может быть выведена из под тарифного регулирования. Ведь согласно Конституции и антимонопольному законодательству нельзя сдерживать экономически оправданный переход сфер естественных монополий в состояние конкурентного рынка.
Ряд тарифов, таких как канальный, навигационный, причальный сборы в ряде случаев сегодня завышены. Возникающие в последнее время противоречия между государственным ФГУП Нацрыбресурс и владельцами причальных сооружений с расширением полномочий ФАС смогут найти оптимальное и более гибкое решение. Да и в целом для рыбаков административных барьеров станет меньше», - отмечает руководитель московского представительства Фонда «Марлин» Анна Горнова.
« - Объединение ФАС и ФСТ позволит разрешить противоречия в регулировании сферы деятельности естественных монополий, перехода монополизированного рынка в состояние конкуренции, в частности - позволит упростить совершенствование и уточнение законодательства в этой сфере.
До настоящего времени оказание фактически всех услуг в морских портах законодательство относит к сфере естественных монополий, несмотря на то, что очень многие услуги оказываются на чисто конкурентной основе. Одну сторону оказания услуг в морских портах – цены (тарифы), - регулировала ФСТ России в соответствии с противоречивым законодательством о естественных монополиях без учёта требований антимонопольного законодательства, другую – соблюдение требований антимонопольного законодательства, находящегося в противоречии с законодательством о естественных монополиях, - ФАС России. Единый орган регулирования деятельности естественных монополий по оказанию услуг в морских портах сможет, наконец, гармонизировать нормативные правовые акты, регулирующие эту сферу экономики, снять административные барьеры в оперативном совершенствовании законодательства, в частности – улучшить тарифное регулирование, создать равные условия для осуществления финансово-хозяйственной деятельности различными субъектами», - считает директор НП «НОЛО» Виктор Рябоконь.