Президент поставил задачу строить флот в России |ФОТО
Тема развития отечественного гражданского судостроения за последние несколько лет набирает обороты. Ещё в 2012 году Президент поставил задачу – строить флот в России. В августе 2013 года Президент провёл во Владивостоке совещание о перспективах развития гражданского судостроения. Владимир Путин отметил, что военные судостроение, благодаря возросшему оборонному заказу, чувствует себя вполне уверенно, чего не скажешь о гражданском судостроении, где мы проигрываем в конкуренции с иностранным производителем. Для рыбаков предпочтительнее строить суда в Корее, Хорватии, проводить за рубежом модернизацию. Владимир Путин раскритиковал тогда ОСК, призвал модернизировать систему корпоративного и проектного управления. ОСК не выполняла сроки реализации контрактов. 30% субподрядных работ вынужденно отдавали зарубежным заказчикам.
На совещании в 2014 году Владимир Путин вновь напомнил о поставленной задаче. Президент выступил с призывом к судостроителям сделать российскую продукцию более конкурентоспособной, а к заказчикам — обращаться на российские верфи. С наступлением и развитием санкционного периода, вопрос импортозамещения, строительства флота на отечественных судоверфях стал ещё более актуальным и был прописан в ряде Поручений Президента и Правительства. Задача по части строительства рыбопромыслового флота поставлена перед Минпромторгом, ОСК и Росрыболовством. В новой редакции Морской доктрины РФ одной из долгосрочных задач обозначено создание высокоэффективных рыбопромысловых судов для добычи водных биоресурсов за пределами российской экономзоны и в отдаленных районах Мирового океана.
6 августа Росрыболовство пригласило на совещание судостроителей и рыбопромышленников. С рыбопромысловым флотом у нас всё очень не просто: нет опыта судостроения, нет готовых верфей, нет комплектующих, сроки строительства и цена тоже пока не вполне конкурентны на мировом рыке. На это раз на совещании крупным и средним рыбопромышленным компаниям свои презентации представили АО «ОСК», КБ «Восток», КБ «Вымпел», КБ «ХС - Морское проектирование», ПСЗ «Янтарь»,Nordic Yards, ЗАО «Госзнак - лизинг».
Открывая заседание, президент ОСК Алексей Рахманов отметил, что ОСК не стоит на месте. Корпорация активно развивается и готова дать рыбакам интересные цены на суда, соответствующие мировому качеству. При этом, конечно же, необходимо выйти на серийное строительство. « - Сегодня мы покажем Вам набор проектов, способный стать базой, которая позволит нам недорого строить, а вам эффективно ловить. Это продукт, который явится основой нашего дальнейшего диалога», - заявил Алексей Рахманов. Собравшимся были представлены верфи АО «ОСК», способные строить рыболовные суда.
Учитывая, что работа судостроительного предприятия составляет лишь 10-15% от стоимости судна, основная стоимость которого приходится на его оборудование, судостроители заинтересованы идти с рыбаками «рука об руку», чтобы удовлетворить все их потребности и спецификации. « - Нам важно быть в рынке по цене и качеству», - подчеркнул представитель ОСК.
Последние 30 лет обновление флота шло в основном за счёт покупки на вторичном рынке иностранных судов, но сегодня ОСК уверено заявляет о готовности к 2018 году строить рыбопромысловый флот на своих предприятиях. Далее собравшимся были представлены верфи, которые готовы выполнить заказы российских рыбаков. « - Говорят, что в России строить в 2 раза дороже – это не так», - развеял миф представитель ОСК.
Стимулировать отечественное судостроение предлагается за счёт специальных квот господдержки на новострой, субсидирования процентных ставок по лизинговым платежам, процентных каникул на период строительства, льгот по налогообложению.
На совещании впервые ПСЗ «Янтарь» сделал унификацию и представил рыбакам типы судов, которые российские судостроители готовы построить при доработке проектов под основные объекты и районы промысла и продуктовую линейку. Данные типы судов прорабатывались за период с 2010 по 2015 гг.
« - Для нас сегодня важен первый шаг - договориться об основных размерениях, далее уже вести диалог по оснащению и энерговооружённости. И главное – выходить на серийность. При этом сами проекты могут быть в том числе и зарубежными. В дальнейшем по этим основным отобранным проектам будут созданы технические группы. Там где заложен киль, там судно и построено, не смотря на его внутреннее оснащение», - озвучили рыбакам основной принцип судостроители, сославшись на № 305-ФЗ.
Представитель КБ «ХС - Морское проектирование» рассказал об основных проектах, в том числе о проекте большого тунцеловного сейнера, разработанного по заказу Минпромторга. В Компании трудятся 120 человек, центральный офис находится в Москве, проектные бюро расположены в Санкт-Петербурге, в Ростове на Дону и Северо-Двинске. Компания занимается не только проектированием, но также и управлением и организацией строительства.
Далее между участниками развернулась острейшая дискуссия. Целый ряд представленных параметров рыбаков не устроило. « - Стройте в России. Ни копейки не должно уходить из страны. Мы взяли параметры судов от ведущих европейских рыболовных компаний. Им такие суда нужны, а вам нет. Вы по-другому ловите? Или вы хуже наших зарубежных конкурентов?», - задают рыбакам вопросы судостроители. Как пример, участники обсудили аналог судна American Seafood, способный за короткий период времени (около 3-х месяцев) дать максимальный эффект на промысле минтая.
Ряд рыбаков сослались на то, что в последние годы желающие построить суда в России компании были вынуждены строиться за рубежом, такие как ООО «Робинзон», ЗАО «Мурмансельдь - 2» и другие. « - Не надо нам никакой господдержки ни под каким соусом. Дайте нам нормальный рыночный продукт, и мы у вас его купим. Но вы же не даёте», - заявил председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов. Рыбаки резко раскритиковали предложенные 20% квот господдержки.
« - Не трогайте вы наш закон. Дайте распределиться в 2018-ом году и дайте рыночное предложение. Когда мы будем понимать, какие у нас квоты, кто ж вам скажет нет? Но страна должна двигаться в рынке», - поддержал коллегу Руководитель Союза рыбопромышленниов Карелии Игорь Зубарев.
На Северном бассейне с 2007 года приобретено и модернизировано порядка 80 судов. За этот период количество судов там уменьшилось почти вдвое. При этом вдвое увеличилась производительность на одно судно и на одного рыбака. Количество мощностей превышает квоты в 1,5 раза. Осваиваются квоты на 98%. Такие данные озвучил собравшимся Руководитель Союза рыбопромышленников Северного бассейна.
« - Не надо думать, что судостроение – это супермаркет, где пришёл, показал - вот это я хочу и получил. У нас свои условия и к 2018 году мы должны подготовиться и подойти с понятным набором проектов», - оппонировал рыбакам Алексей Рахманов.
В итоге сложилось неразрешимое противоречие, при котором судостроители требуют от рыбаков сказать сколько и каких судов им нужно построить, а рыбаки не могут определиться, не зная, сколько и каких у них будет квот после 2018 года.
Направить усилия на недоиспользованные объекты лова призвал собравшихся один из заслуженных экспертов отрасли Владимир Измайлов. Округлив основные цифры и расчёты, он обосновал свою позицию так: « - Когда развалился СССР, у нас было 6 тыс. судов и мы ловили 6 млн. тонн рыбы. Сегодня мы имеем 2 тыс. судов и ловим 4 млн. тонн. За этот период за рубежом покупались и модернизировались суда. Сегодня стоит задача - строить новые суда. Отнять квоты у одних и отдать их другим по используемым и ценным видам ВБР - это не выход. Прежде всего, нужно посмотреть - в каких направлениях у нас не хватает мощностей. Это – задача Росрыболовства. И эти 20% квот господдержки надо направить, прежде всего, туда, где у нас есть превышение в разы ресурсов над мощностями. Нужен анализ количества и качества судов, которые у нас есть и какие суда нам нужны для освоения недоиспользуемых ресурсов. В этом есть реальное направление развития отечественного судостроения», - считает эксперт.