Анна Горнова: Рыбной отрасли нужен форсайт
(Выступление на Слушаниях 12.08.2015 г. в Общественной палате РФ.)
В преддверии Госсовета рабочая группа по его подготовке сделала подробный системный анализ отрасли, начиная с 2000 года по сей день. В итоге получился объёмный документ, в котором эксперты в цифрах показали основные достижения и проблемы отрасли за 15 лет. Однако, второй важнейшей части пока что нет. У власти и бизнеса нет единой цели, единой картинки, к которой придёт отрасль через 10, 25 лет. А ведь именно такие долгосрочные циклы закладываются по части закрепления ресурса. И это правильно, т.к. новый высокотехнологичный флот, без этого, увы - не построить. Речь идёт о периоде после 18 года. Плюс 10 лет – это 2028 г, плюс 25 лет – это 2043 г. И здесь вполне логично и необходимо провести форсайт, чтобы увидеть к чему движется мир, к чему идём мы, какой мы хотим видеть отрасль в этот период, какие наши конкурентные преимущества, где отстаём, какую продукцию нам производить, чтобы она была востребована, какое оборудование для этого нужно и тд. Когда и власть, и бизнес будут видеть одну цель, тогда мы увидим что нужно сделать, чтобы придти к ней – оптимальные законодательные механизмы и решения.
Сегодня отдельные элементы форсайта присутствуют у нас в поручениях Президента, Правительства, в концепции ТОРов Минвостокразвития, Свободный порт Владивосток. Однако, у бизнеса этого видения нет либо оно существенно по ряду вопросов отличается от того, что сегодня предлагают госведомства. Посмотрите, какие споры идут вокруг законопроекта Росрыболовства. Основные его новеллы по повышающим коэффициентам, 20% квот господдержки рыбаки не принимают. Бизнес любую новацию сейчас воспринимает как попытку передела квот – у одних отнимут, другим отдадут, не более того. Впереди Госсовет, есть добротный анализ, а конкретных взвешенных и согласованных решений нет, как и нет единой цели и картинки через 10, 20, 25 лет в отрасли. Сегодня судостроители требуют от рыбаков - сколько и каких судов им надо построить, а те не знают - сколько и каких квот у них будет после 2018-го года. И это при том, что весь отраслевой комплекс прямо завязан на ресурс. Чтобы не допустить регрессии нельзя затягивать с определением «правил игры».
Следует в самое ближайшее время провести на одной из площадок такую форсайт-секцию, чтобы договориться с большинством, к чему и как в итоге мы хотим придти через 10, 25 лет. Тогда и решения, механизмы и «правила игры» на следующий цикл развития отрасли можно будет увидеть, выбрать сообща и зафиксировать на Госсовете. А сейчас их просто нет. С этих же позиций надо оценить и посмотреть актуальность рыбной биржи и ряда других предлагаемых новаций на долгосрочную перспективу.
Приведу Вам несколько примеров такого форсайта. Ситуация с флотом и квотами. На сегодняшний день и в мире, и в нашей стране флота больше чем ресурсов. Хотя исторический принцип, или принцип «относительной стабильности» по терминологии ЕС, является концептуальным принципом в ведущих рыболовных странах, при этом там при распределении квот активно применяется такой критерий как - промысловая мощность. Промысловая мощность судна - возможность судна при обычных условиях эксплуатации в течение определённого периода времени (год, сезон) выловить и переработать максимальное количество водных биоресурсов определенного вида, при полном использовании имеющихся технических, технологических возможностей судна и оборудования, установленного на нём, а также промысловых технологий.
Необходимость управления промысловыми мощностями флотов определена программными документами FAO, которое обязало все страны и региональные рыболовные управляющие организации разработать собственные планы по управлению промысловыми мощностями. Введение понятия «промысловая мощность» в практику распределения квот в РФ позволит эффективно использовать выделяемые пользователям национальные ресурсы и оценивать воздействие работы промысловых флотов на запасы ВБР. Для оценки текущей промысловой мощности флота и возможности перехода к перспективному планированию необходимо разработать методику расчётной оценки промысловой мощности судов и экономической эффективности их работы. В методике расчётов промысловой мощности (производительности) рыболовных судов должны учитываться:
- Технические характеристики конкретного судна, в т.ч.: мощность главных и вспомогательных двигателей, мощность судовой энергетической установки, оснащённость средствами механизации и автоматизации промысловых операций;
- состояние сырьевой базы конкретного района промысла;
- качество используемых орудий лова и промысловых механизмов;
- оснащенность рыбопоисковой аппаратурой;
- средствами связи для приёма промысловых карт;
- другие показатели, в т.ч. с учётом экологических требований и стандартов.
Фактически необходимо внедрение системы мониторинга важнейшей составляющей рыбной отрасли – всего рыбопромыслового флота, разработки системы планирования промысловой деятельности в масштабах всей отрасли, приведение возможностей рыбодобывающего флота в соответствие с ресурсной базой. Разработанная методика определения промысловой мощности позволит организовать эффективное взаимодействие между рыбопромысловыми компаниями и ОСК и другими судостроительными компаниями. Проектные организации смогут уже на этапе проектирования использовать отраслевую методику для расчёта промысловой мощности судна и предлагать судовладельцам наиболее оптимальные проекты. С введением расчёта Проммощности навсегда уйдёт в прошлое проблема «рантье».
Система распределения квот под новые суда, т.н. «квоты под киль», целесообразна и возможна только в отношении строительства новых судов для океанического промысла, для недоиспользуемых объектов лова. Так как, реализация программ океанического промысла связана с большими временными и финансовыми затратами, компания должна иметь гарантию, что построенное судно будет обеспечено соответствующим ресурсом.
В отношении распределённых квот по осваиваемым ВБР, резервирование «квот под киль» не целесообразно, поскольку строительство нового флота по сути уже обеспечено квотами. И здесь необходимо использовать принцип закрытия судовых реестров. Ввод новых промысловых судов возможен только с одновременным выводом из реестра судов с аналогичными характеристиками. Подобная практика успешно применяется практически всеми странами и региональными рыболовными организациями.
Теперь второй пример форсайта - КМНС. Сегодня это в основном низкий уровень жизни, недовольство, что их обделяют рыбой, которую они из поколения в поколение ловят, проблемы с общинами, особенно на Камчатке. Там безработица, бедность, население сокращается. Порой в этих отдалённых районах им даже кроме ловли и продажи рыбы нет никакой другой возможности пропитания и заработка. Они спрашивают – а куда я пойду? Чем мне зарабатывать? Как семью кормить, детей поднимать? И это-реальность. А теперь представьте эти общины, этих людей через 10, 25 лет. Если ничего не предпринять сегодня, то они либо не выживут, либо это будет непредсказуемое развитие с массой нарастающих проблем и криминала. А ведь это – окраинные наши территории. Сегодня создаются ТОРы. И вот как ТОРы сочетаются с тем, что мы видим сейчас?
Поэтому, назрела необходимость изменения отношения к представителям КМНС, как к людям, живущим и работающим по примитивным, старым укладам. К сожалению, на сегодняшний день поддержка КМНС со стороны государства основывается именно на этой позиции. Но ведь сохранить и развивать свою культуру, традиции в современном мире невозможно, не вкладывая в это финансы, не развития экономики, не развивая своих предприятий. Ныне действующее законодательство загоняет КМНС в прошлое, вытесняя из настоящего и будущего. Необходимо концептуальное обновление. Тем более, данный вопрос актуален в свете формирования ТОРов. В целях приведения норм федерального законодательства к ситуации сегодняшнего дня и ближайшей перспективы предлагается предоставить КМНС новые возможности рыболовства на территориях опережающего развития: дать им стартовый шанс на развитие, поддержать на первых порах. Предложить следующее:
- Законодательно закрепить механизм подтверждения принадлежности граждан Российской Федерации к КМНС в форме обязательного реестра;
- Закрепить на долгосрочный период право добычи (вылова) ВБР за предприятиями КМНС в ТОРах, установив порог в 50% по количеству лиц, относящихся к КМНС, работающих на таких предприятиях, имеющих официальный юридический статус;
- Снять ограничения по традиционным орудиям лова для таких предприятий, распространив на них нормы действующего регламента для промышленного рыболовства;
- Добычу (вылов) ВБР таким предприятиям КМНС разрешить исключительно орудиями лова, принадлежащими им на правах собственности либо лизинга;
- Закреплять право добычи (вылова) ВБР за такими предприятиями КМНС на долгосрочной основе, на такой же временной срок, что и всем предприятиям, имеющим договора добычи (вылова) ВБР в рамках единой промышленной квоты.
Учитывая общую численность КМНС, материальную базу и уровень жизни основной массы КМНС, компаний, соответствующих всем выше перечисленным критериям окажется немного – в пределах десятка. В дальнейшем, по мере создания промысловой истории, такие предприятия будут входить в общий принцип управления ресурсами. Таким образом, хозяйственная деятельность предприятий КМНС будет введена в «исторический принцип», действующий в отрасли уже многие годы. Предприятия КМНС получат экономический импульс развития.
На первом этапе целесообразно исходить из заявительного принципа, на основании заявок на указанных условиях и возможностях вылова в конкретных районах конкретных видов ВБР конкретными предприятиями КМНС в соответствии с обозначенными критериями. Только для предприятий с правом юр лица. Долгосрочное закрепление ресурса послужит для них обеспечением развития собственной промысловой базы и долгосрочного сотрудничества с береговыми предприятиями. Но самое главное сейчас - это создание для них рабочих мест, чтобы люди могли трудиться, вести здоровый образ жизни, развиваться. Здесь очень важна эта социальная составляющая.
Необходимо обратить пристальное внимание на вопрос, связанный с участием представителей КМНС в деятельности вновь созданных компаний. Вначале законодательно закрепить инвестиционные условия создания предприятий с использованием квот КМНС, их регистрацию и только после этого можно приступать к выделению квот. Обязательно предусмотреть возможность аннулирования квот в случае распада предприятия при любых условиях и указать о возможности предоставления таких квот для КМНС лишь однократно (как единоразовая преференция). В противном случае мы будем наблюдать повсеместный развал предприятий по различным причинам. Также, следует продумать вопрос и процедуру возможности вхождения представителей КМНС в действующие предприятия, не имеющие квот. Вопрос привлечения КМНС на работу в таких предприятиях должен иметь прерогативу перед другими соискателями, но при условии соблюдения законодательства, трудовой дисциплины, квалификации и трудоспособности.
Наша страна живёт на мороженной рыбе. Это наша продовольственная безопасность! Это дальний океанический лов за 12 миль. Сегодня добывающие компании, они же сами являются переработчиками. Это те самые компании, на которых держится отрасль, у которых флот приличный, модернизированный. Всем известно, что рыба судовой заморозки - более полезная и качественная!Зачем эту рыбу везти на береговую переработку и делать менее качественной, в консервы превращать?
Другое дело прибрежный лов и охлаждённая рыба, которая только только набирает обороты у нас в стране. Это -совсем другое. Так сделайте уже чёткие и ясные правила игры отдельно для мороженой рыбы и для охлаждёнки и прибрежного лова! Иначе не будет ни того ни другого. А то что есть сейчас порушите. Ну и суда уж извольте посчитать какие нужны для этих потребностей - по видам, районам и видам промысла.
Короче сегодня нет ни одного внятного сценария развития РХК, который можно хотя бы принять за основу. И при всём при этом Росрыболовство отвечает только за вылов. А надо и флот обновить и переработку снабдить, и рыбу с ДВ в центр дёшево привезти и ещё много чего у Золотой рыбки запрашивают.
Российские верфи за 3-5 лет можно постепенно подготовить, с учётом того, что развитые страны страны идут по пути переработки в море. Ведь это самая качественная и полезная рыба, основная часть нашей промышленности. Охлаждёнка для прибрежки тоже хорошо, но в условиях протяжённости и специфики нашей страны - это совсем малость. Мы -не Норвегия и не Италия.
"Охлаждёнка для прибрежки тоже хорошо, но в условиях протяжённости и специфики нашей страны - это совсем малость" -а почему так мало? Почему ( по треске и пикше на Северном бассейне 25 тыс.тн из квоты в 500 тыс тн) 5% от ОДУ на Северном бассейне. Почему не 10 или 20% или 30% ? Это же основа существования и развития прибрежных территорий на Севере, а конкретно в Мурманской области. Тут, простите, хлеб и картошку не вырастишь, нерентабельно.
У нас на Камчатке удалённость от ближайшего комбината не позволяет делать акцент на охлаждёнку. Небольшие партии для ресторанов авиаперевозками не может быть основой для нашей страны. Такова уж данность.
Кстати в США потребление охлаждённой рыбы очень низкое - в основном лишь лобстер.
- Дать горизонт закрепления на 25 и поставить контрольные точки по 5. Это даст мощный импульс к обновлению флота. К примеру построила я судно, за 12 лет его окупила и ещё за 12 лет заработала на ещё одно новое построить.
- По итогам первых 5 посмотреть на прибыльные предприятия, на их налоги. Затем дать им льготу по налогу на прибыль, которую они вложат в новострой. Обязательства чётко прописать. И ещё обязательно постепенно будем заходить на недоосваиваемые ВБР. Не отдавать же их добычу китайцам и корейцам! Сами будем!
Вот как то так будем двигаться - в рынке и экономическими стимулами. Дотационных сидящих на шее у государства компаний заодно вскоре не будет. Но ещё раз -всё постепенно, не резко, чтобы не хуже, не сломать то что есть, а улучшить. Модернизация-это не означает ломать. Наоборот-улучшать и без банального передела квот.
Экспортной ориентации никакой здесь нет. Есть рынок. Если экспорт запретить и всё импортозаместить, отрасль сядит в лужу.
Давайте сейчас посмотрим на рыбодобывающие предприятия и их налоги? Все таки 2 закрепления на 5 и 10 лет уже прошло.
Все рыбодобывающие предприятия Мурманской обл заплатили налога на фин.результат от своей деятельности в 2014году - 422 млн рублей. Это сумма ЕСХН, оплаченная зарегистрированными в Мурманске флотами в бюджет муниципального образования г Мурманск. ЕСХН у нас по бюджетному кодексу 100% идет в муниципалитет, поэтому очень легко проверяется. Только 2 компании в Мурманске на общей системе налогообложения - ОАО МТФ и ООО Робинзон, которым принадлежит менее 20% от общего объема зарегистрированных в Мурманске флотов долей в объеме квот. Для сравнения - малый бизнес в г.Мурманске, на УСН +ЕНВД (а это очень депрессивный регион, и кол-во малых предприятий в Мурманской области в среднем в 3 раза меньше чем по стране) заплатил в 2014 году - 905 млн. руб, в 2,3 раза больше. При этом если Вы посмотрите баланс любой рыбодобывающей компании в МО - увидите рентабельность далеко за 30%, ежегодное накопление нераспределенной прибыли в размере 20-40% от выручки. Я делаю вывод - бюджету/государству от существования рыбодобывающей отрасли в Мурманске, ни холодно ни жарко.
Далее потребление рыбы внутри страны. У нас вроде бы есть госпрограмма развития отрасли, там если мне память не изменяет указаны цифры к 2017 году достичь потребления минимум в 22.8 кг и оптимально 27кг в год. Что мы имеем? Девальвация рубля в прошлом/этом году уже привела к падению потребления внутри страны. Цифры будут в начале следующего года, но по оценкам розничных сетей снижение составляет 25-30% от пиковых уровней 2014 года. Так как в подобных условиях деятельность РХК выполняет заявленные приоритеты?
Далее, экспорт биоресурсов. Всем нам памятно выступление госпожи Голиковой в прошлом году, и приведенные цифры: экспорт по заниженным ценам через офшоры биоресурсов с минимальной степенью переработки.
Что касается РХК, то на сегодняшний день цели у всех его участников есть, но свои:
При этом Росрыболовство фактически отвечает только за вылов.
(c) Руководитель рабочей группы, глава Сахалинской области Олег Кожемяко
для этого как в ряде стран это уже имеет место быть-надо прописать в законе обязательство в процентах сдачи рыбы на внутренний рынок, поставки продукции на внутренний рынок. Без этого бесконтрольный отток нашей рыбы за рубеж увы не остановить. Иностранцы только и ждут как перекусить другое дело как это сделать? Как рассчитать верный процент по каждому виду. А их у нас 250. видов. Одни практически полностью на внутренний рынок идут, а другие так и вовсе к нам не попадают. Именно эта мера может решить проблему насыщения внутреннего рынка, чтобы россияне могли иметь нашу полезную и качественную рыбу по доступным ценам. Вначале себе, а остальное в другие страны. Так весь мир живёт.
поэтому увязать напрямую рыбака и население на сей момент это самое главное для того чтобы и страну накормить качественной продукцией и здоровье Нации не упустить. Ведь надо ожидать что санкции усилятся и нам придётся рассчитывать только на свою промышленность, сельское хозяйство и запасы. России придётся развивать своё сельское хозяйство и рыбную промышленность не для кого то, а для себя. От этого весьма выиграют будущие поколения россиян. Именно в этом заключается смысл данного периода времени, сегодня нив коем случае нельзя допустить приход к нам продукции Бразилии, Аргентины и латиноамериканских прочих стран. Всё нужно наладить самим. Тогда данный период пойдёт России не в минус а в плюс.
Предложение и о губернатора Сахалина Олега Кожемяко на мой взгляд самые приемлемые и в духе сегодняшнего для и положения дел в отрасли. В том числе и в отношении рыбной биржи.
На сей день в отрасли отчётливо сформировались два полюса Силы. Это Минвостокразвития в лице Трутнева и Сахалин в лице Кожемяко. Оба представляют свои сценарии развития отрасли после 18 года. При этом Минвосток (Москва-Хабаровск-Владивосток). Получается 3:1. Но при этом Кожемяко рыбак, что засчитывается в плюс Сахалину.
Росрыболовство где-то между двух полюсов затерялось, а ФАС с Минвосток конечно же. Вот такой расклад накануне Госсовета.
Вячеслав, а форум во Владивостоке рыбный состоится? Как Вы думаете? Там ведь тайфун Гуни идёт на Владивосток. Ваше мнение? Как раз в конце месяца Зверев его анонсировал. Дайте прогноз. За кого будут Силы Природы?
Но мы то лучше знаем и поучать будем, что такое прошлый век.
Условия пользования ресурсом, под контролем государства, десятилетиями отработаны. Нового (лучшего) пока никто еще не придумал. Вопрос не в этом, а том, что есть желающие попилить бюджетные деньги, якобы на развитие рыбной отрасли, под предлогом биржи, строительства судов и тому подобное.
Так ищите инвесторов, банки, которые вас прокредитуют, и дерзайте! И не нужно ни от кого зависеть. Только посчитайте сначала, насколько это будет экономически обосновано...
Ваша "эффективность" - это стоимость ренты сырья, не более. Только не та которую вы сейчас платите, а реальная.
Это уже другой вопрос.
А принудительно загнать рыбаков на биржу, только потому, что кто-то тупо захотел денег заработать, причем из бюджета, не делая никаких экономических расчетов, просто так хочется, по другому у него не получается, по-моему не совсем правильно. И схемы придумают, как уйти от налоговых платежей, и деньги в офшоры увести. Этим проблему не решить.
Я не против биржи, но делать это нужно цивилизованно, не привлекая финансы государства и не принудительно.
Еще раз говорю, ищите пути привлечения рыбаков, переработчиков и трейдеров на электронные площадки. Да, это удобно, интересно, но! Докажите, обоснуйте, привлеките!
Вячеслав, неблагозвучную часть фразы удалила. Григорий на пенсии, а Вам еще карьеру делать.
Мы корректируем при необходимости посты всех пользователей, "любимчиков" у нас нет))
Григорий, на мой взгляд, Ваши суждения по отношению к личности Вячеслава слишком тенденциозны и однобоки. Однако нельзя не признать, что Вячеслав создал торговый бизнес и не стоит на месте, стремится его развивать, генерируя нестандартные идеи. Жизнь покажет, какие из них имеют право на осуществление, а какие нет. Ведь безапелляционные профи-консерваторы тоже, как оказалось, в состоянии сесть в лужу. Например, знатоки утверждали, что сельдь ТО не пойдет на нашем рынке, а пошла и очень хорошо, и даже теперь на судах делают филе-бабочку. Когда-то профи возмущались по поводу идеи обязательного захода в порт для декларирования улова перед экспортом, а ведь теперь это норма для нашей зоны, и тд.
Я думаю, если Вы даже не согласны с оппонентом, если он Вас раздражает, всегда стоит соблюдать такт, тем более такому бесспорному профессионалу и культурному человеку как Вы.
И так....
Однажды, в России, я встретил хозяина одной не большой канадской перерабатывающей рыбу и морепродукты компании (он был с семьёй в России в отпуске и параллельно решал свои производственные вопросы). Ему требовались не большие объёмы специфического сырца с высокой степенью первичной обработки и широкого ассортимента. Я же, напротив, стал предлагать ему значительные объёмы рыбы (до тысячи тонн и более.....).
На что он мне ответил следующее (повествование от первого лица):
"У меня, в Канаде, не большая компания, которая перерабатывает рыбу и морепродукты в продукцию высокой степени готовности и соответственно с высокой прибавочной стоимостью. В месяц моя компания перерабатывает в пределах 15-ти тонн сырца. На рынке достаточно большой выбор сырца. Есть "морского" исполнения, которое, преимущественно и используем. Есть береговой переработки, есть вторичной "китайской" и прочее. Рынок сырья достаточно широкий и недостатка в сырье нет. Бывают некоторые перебои в "специфическом" сырце, которые легко нивелируются запасами, а "обычного" сырья в достатке.
Мой обычный рабочий день "выглядит" примерно так.
>Утром я отвожу троих своих сыновей в частную школу. Отвожу сам, хотя можно отправить на школьном автобусе. Возвращаюсь домой. Завтракаю с женой и к 11 часам еду на работу. В 15 часов я уезжаю с работы. Заезжаю за сыновьями в школу. Остаток дня провожу в общении с семьёй, с друзьями, спортом, телевизором, пивом....
Все выходные и праздники, я дома. В отпуск с семьёй - два раза в год (на летних каникулах и на рождественских). Могу позволить себе, в перерывах между отпусками, краткосрочные вылазки с семьёй в "злачные" места.
Продукцию выпускаем хорошую. Покупатели постоянные и очень довольны. Доходы стабильные. Налоги уплачены. Менять что-то? А за чем? Чего не хватает?
Что предлагаешь мне ты вместе с "большими объёмами"?
Голова кругом.... Сырья много.... Работников много.... Продукции много.... Куда сбывать? Цены падают.... Доходы падают..... Конкуренты "дышат в затылок".... Оборот большой, а прибыль растёт не пропорционально..... Сыновей в школу уже не вожу.... На работу в шесть утра, с работы в 10 вечера.... Времени на семью, друзей, телевизор, пиво... нет.... В отпуск не езжу.... У жены любовник.... Прогрессивный налог "сожрал" сверх прибыль"..... Денег больше не стало.....
Выводы сделаешь сам? Или подсказать?"
Вывод, который я "сделал сам", это то, что по русски называется "... по Сеньке и шапка...". Оценивай себя адекватно и делай то, что ты реально можешь делать. Большое ли это "дело", маленькое, микроскопическое..... не важно... Как не важно заметят тебя люди или не заметят.... гордыня, во всех религиях, смертный грех.......
Можно, конечно, и другие выводы сделать...
P.S. Я встретился с ним в Канаде через 15 лет.... В его жизни существенно ничего не изменилось.... Разве что сыновья выросли и некоторые личные интересы поменялись.... А вот продукцию до сих пор выпускает очень хорошую и любовь к пиву сохранилась....
Мне лично в целом импонирует подход Кожемяко по части модернизации отрасли. Во всяком случае его предложения и новеллы не несут угрозы негативных последствий и рисков для отрасли в будущем после их введения, чего нельзя сказать об инициативах других ведомств (ФАС, МИнвосток, ФАР итд). Они предлагают новеллы, но последствия от их введения совершенно не просчитывают. Таких документов просто нет у них. Их никто не видел. С какой стати все должны так рисковать?
Теперь о береговой переработке. Она, безусловно важна, но только в новом формате времени и геополитики. Тот же Кожемяко ясно предложил - развитие кооперации, стимулирование развития малых форм предпринимательства, создание условий для семейного бизнеса, работы небольших рыболовецких артелей и кооперативов - вот она та самая реальная возможность оживить прибрежные посёлки. Это пусть развития нашей прибрежки, и роль КМНС в этом должна быть самая заметная. Это путь развития нашей прибрежки, береговой переработки и КМНС.
изменились внешние условия. Именно для этих новых внешних условий подбирается сейчас модель дальнейшего развития всей рыбной отрасли. Это ключевой момент, который похоже ещё не все поняли. Наша рыба нам в ближайшее время самим понадобиться, потому и выгодный для рыбаков экспорт придётся сокращать. Во-вторых надо развивать свой судоремонт, своё отраслевое кредитование, чтоб не попасть в зависимость от санкций в этой части.
Наш главный принцип сейчас-беречь свои акватории от загрязнений и беречь свой ресурс. Если это сбережём, значит внешние колебания и санкции особой катастрофы не вызовут. Год предстоит нелёгкий. Надо искать внутренние деньги такие как в дорогах отмываются, о чём написал Владислав. Это очень хороший, яркий и показательный пример. Переводить их на другие нужды, в том числе и с помощью проверок Счётной палаты, Парламентского контроля итд. Из за границы в следующем году думаю что свои российские денежки будут к нам возвращаться и искать выгодные инвестиционные проекты. А рыбалка как раз тот самый случай. Так что такие вот ближайшие у нас перспективы. Призываю всех давать на Форуме только конкретные предложения. И перевести дискуссию вот сюда: www.fishnet.ru/news/novosti_ot…
Да, Вячеслав немного перебрал))
Григорий, интересную историю рассказали, Ваш знакомый отличный пример для подражания, но не для бунтарей))
Думаю, что когда на ДВ пройдут экономический форум, Госсовет и по их итогам будут приняты решения, на форуме страсти поутихнут.
Аукционные площадки, по японскому проекту, запланированы в приморском кластере. Проект утвержден в окончательном виде в июле с размещением на базе ВМРП в качестве ядра. Так что сказка про аукцион станет былью))
Кожемяко слов на ветер не бросает, и его трудно обвинить в некомпетентности. А Сбербанк обеспечит финансовую часть сделок https://www.fishnet.ru/news/novosti_otrasli/51897.html Остается усовершенствовать логистику.
Послушаем еще завтра Путина В.В.
Свежая и охлаждённая рыба - это не ближний горизонт для нашей страны. В России, в центральных регионах покупателями востребована именно мороженная рыба, на качественное филе есть хороший спрос. Даже среди моих знакомых если брать, свежую и охлаждённую никто не покупает. Это возможно в ресторанах, кафе, но для домашнего приготовления на сей день вообще не актуально. В других странах наверное по другому, но у нас так. Да и по цене сегодня это должно быть доступно. Здесь я согласна с Григорием. Для нас актуально замороженное российское. Охлаждённое лежит очень красиво на рынке в широком ассортименте, в магазинах, но берут это единицы.
Возможно в будущем появятся недорогие технологии, например специальная вода, в которой рыба доставляется и не портится итд. Но это не ближнее будущее.
Хотя возможно в небольших прибрежных городах потребление охлаждёнки можно увеличить за счёт того что везти никуда не надо.
1. Когда человек считает себя великим и высокомерным, старающимся показать окружающим свое принебрежение к ним и сильную близость к тем, кого " прикрепляет" или отторжение от того, кого с кем сравнивает.
2. Когда человеку просто напросто от своей глупости и невежества нечего сказать, лучше промолчать и прикрепить "великого" или "глупого" . Выдержать паузу , а пауза с умным взглядом резко повышает интеллект, прямо пропорционально длине той самой паузы.
Ваши умные глаза заменяют файлы, а пауза - безмолвие ваших мыслей!
От этого уже можно отталкиваться
Посмотрите в стране практически не встретишь ни одного счастливого человека, хотя если брать верхи, вроде всё есть и деньги и недвижимость и компании, несмотря на это люди хмурые, тяжёлые, подавленные, постоянно жалуются что денег нет, трудно очень итд. Понаблюдаешь, оказывается радуются и отдыхают все они за границей, и следовательно направление одно - денежки выкачать и туда. Это очень тревожный сигнал. Ведь не все ж они такие негодяи, просто иногда и достойного круга для общения здесь уже не находят.
И если видишь что где-то непорядок, воруют, бюджетные деньги выбрасываются на ветер по дорожным статьям бюджета без всякой совести, дороги год от года делают только хуже, работать не умеют, понагнали мигрантов на этот отмыв. На разгон облаков пол миллиарда выбросили вчера, кругом всё разрыли, губится вся экология города. Нельзя закрывать на это глаза, как говорит Максим - мол не туда. Это -центр! Это -Москва! Решения по рыбной отрасли будут приниматься в контексте этой государственной системы, и от того какова она, какая мотивация у принимающих решения, какие в этой системе моральные ориентиры, будет зависеть и решение и последствия. Рыбаки, малый бизнес пусть там кувыркается как хочет, а здесь миллиарды на ветер, всю экологию отравили уже и всё безнаказанно. У нас в законодательстве ответственность за ошибочные решения вообще не предусмотрена. Один наворотил, ушёл, потом другой приходит и своё заново воротит. Денег и ресурсов в стране предостаточно. Только от людей они пока что очень далеки.
Кстати, о проблеме флота ещё лет 6 назад мы законопроект вносили в Госдуме по промусилию, проммощности итд. Сейчас только к этому приходят. Об этом и Кожемяко, Бекяшев и др стали говорить.
Ты правды лик увидел,
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел."
Вот этот текст.
02 сентября 2015
"Письмо десяти" Комментирую комментарии
уважаемых мною ветеранов отрасли направили Президенту РФ В.В. Путину
открытое письмо (далее "Письмо десяти"), в котором авторы решительно
выступают против внесения в ФЗ о рыболовстве 2004 г. соответствующих
поправок. Как они полагают, "рыбацкое сообщество усматривает
коррупционную заинтересованность чиновнического аппарата в упорно
продвигаемой идее, заложенной в проекте поправок в закон о рыболовстве".
В "Письме десяти" говорится о наступлении эры передела доступа
пользователей к эксплуатации биоресурсов.
системе государственного регулирования использования водных
биоресурсов.
Шинкаренко - бывший начальник управления судостроения Минрыбхоза СССР и
Госкомрыболовства России, с которым я хорошо знаком более 20 лет. Я
работал с ним, правда не начальником, а рядовым сотрудником.
комментаторам" от 27 августа 2015 г. на сайте Fishkamchatka.ru и со
многими твоими оценками событий и предложениями de lege ferenda
согласен.
ежегодно растут, а рыба с прилавков заметно исчезает. К тому же цены
подскочили на 20-30% . Пока.
делать дальше? Этой тревожной ситуацией озабочено и Росрыболовство. Его
глава - И.В. Шестаков неоднократно излагал своё видение, исходя из
предкризисной ситуации. В совокупности его предложения можно назвать
базисными.
стране неблагоприятной ситуацией с продовольственной безопасностью.
которой нет. Это - мой прогноз. В этой ситуации повторять сложившиеся
десятилетиями ошибки - значит вынести себе приговор. За год работы И.В.
разработал стратегические идеи по выводу отрасли из глубочайшего
кризиса, который сегодня является источником финансовой прибыли для
10-12 рыбопромышленных компаний с иностранным капиталом. О них,
Владимир, ты хорошо знаешь. Эти компании были и при тебе, только во
много раз распухли от потока зеленых купюр. Бывший руководитель
Росрыболовства А.А. Крайний объявил им войну. Призывал вернуть
иностранцам их акции, Главного рыбака РФ поддержал В.В. Путин. Ну и что?
А воз и ныне там. Продукция почти вся доставляется в иностранные порты.
А нам - кукиш. Авторы открытого письма, как я понимаю, призывают не
разрушать эту коррупционную схему.
ликвидация сырьевой направленности отечественного экспорта
рыбопродукции; б) повышение экономической отдачи с выловленной тонны
водных биоресурсов; в) повышение темпов обновления береговой
переработки; г) стремительное обновление рыбопромыслового флота.
рыбохозяйственное законодательство. Оно должно содержать стимулирующие
нормы. Без кардинального изменения законов, о чем неустанно говорит Илья
Васильевич, все усилия по совершенствованию государственного управления
биоресурсами будут провалены.
совершенствованию рыбохозяйственного законодательства и хорошо знаю о
предлагаемых поправках к закону о рыболовстве, неоднократно выражал
согласие с их общим содержанием и их политикой. Они концептуальны. Но я
имею возражения и дополнения, о чем письменно сообщал ответственному
секретарю группы Г.П. Шаляпину, а также руководителю группы И.В.
Шестакову.
историческом принципе распределения квот и о их традиционных
пользователях. Если внимательно проанализировать тех, кто остался после
известных аукционов, то обнаружим 3-5 компаний. Остальные были поглощены
другими компаниями, как правило, с иностранным капиталом.
хорошо имеют. Живут себе в центре Москвы, Парижа, Гамбурга,
Сан-Франциско, Сиэтла, Сиднея. Некоторые передвигаются с маяками -
браслетами на ногах. Надо уметь жить и с браслетом на пятке! Жить
красиво. Кстати, некоторые авторы "Письма десяти" еще при
государственных должностях создали под себя коммерческие кооперативы и
совместные предприятия. Это только Максим Горький верил в то, что
рожденный ползать - летать не может. Еще как взлетели! Сидят себе в
просторных квартирах и особняках на подступах к Барвихе и благодарят
судьбу, что она их не отбросила в сторону.
каких-либо материальных затрат получить даром государственный
(общенародный) ресурс. Предполагается, что вся продукция, как в
Советское время, будет доставлена на российский берег, а далее в рыбные
отделы "пятерочек", "перекрестков" "седьмых континентов" и др.
радость корейцам, японцам, испанцам, гренландцам и другим нашим
партнерам по рыбному бизнесу. Процитирую в подтверждение один из
материалов, размещенных недавно в сети Интернет. Он настолько
убедителен, что привожу его почти полностью: "Несмотря на внушительный
рост добычи тихоокеанских лососей, наша красная рыба не попадает на
столы россиян. По последним данным, уловы горбуши, кеты, нерки, кижуча и
чавычи превысили 250 тыс. тонн…Казалось бы, отличный результат, который
в условиях продуктового эмбарго позволит ликвидировать дефицит красной
рыбы. Однако все не так просто. Из-за резкого роста курса доллара
рыбакам теперь выгоднее продавать рыбу на экспорт. Процесс не удается
остановить, даже несмотря на увеличение цены на внутреннем рынке. Как
утверждают специалисты, только за последние две недели оптовая стоимость
горбуши выросла на 15-20 руб. и достигла 140 руб за кг.
сезоне практически полностью отправлен в Японию. Из 20 тыс. т этой
рыбы, пойманной на Камчатке, 90% продано в Страну Восходящего Солнца… Не
отстают и китайцы. Компании Поднебесной уже заявили о намерении купить
почти 100 тыс. т нашего лосося. Оптовая цена на горбушу в Китае
составляет 2,7-2,8 тыс долларов за тонну. По последнему курсу это
примерно 200 тыс. руб."
нормальное явление - кормить японцев в ущерб россиянам. Вот почему я
поддерживаю призыв Ильи Васильевича к увеличению объема поставок
отечественной рыбной продукции в различные регионы России.
100-процентную поставку рыбопродукции на российские предприятия,
включить в законодательство, как во многих странах, принцип выделения
квоты на каждое судно. Тогда исчезли бы рантье и многочисленные
прилипалы. Каждое промысловое судно должно иметь квоту в соответствии с
его промысловым усилием - не больше и не меньше. Судно отчуждается
вместе со своей квотой. Такая практика существует в Норвегии и Канаде.
Многие российские предприятия имеют одно-два судна, а квоту по
историческому принципу получает в 10 раз больше. Разумеется, излишек
продает за очень большую сумму, причем любому желающему. Но это
предложение прошу рассматривать как de lege ferenda.
киль". Я согласен, Владимир, с твоими опасениями и сомнениями
относительно эффективности передачи квот судостроительным компаниям.
Помнишь, в начале 90-х годов промышленным рыболовством занимались
футбольные команды, чулочные фабрики, аэропорты, рестораны. Мы с тобой
помним шумные судебные процессы, аресты их судов и уловов. Из всех наук
наиболее поучительной является история. На мой взгляд, эту схему
разработали и педалируют посредники, которые за солидный куш будут
реализовывать "квоты под киль". Я согласен с тобой в том, что в России
отсутствуют предпосылки для строительства современных промысловых судов.
Значит строительство одного судна обойдется в 100 млн. долларов. Чтобы
заплатить судостроителям эту сумму, необходимо выделить квоту в 200 млн.
долларов. И это без промвооружения (в широком смысле). Это в ЕС
ежегодно выделяются миллиардные субсидии на модернизацию рыболовного
флота государств-членов. У нас такого не будет, наверное, никогда.
резкого обновления флота? На мой взгляд, Росрыболовству следовало бы
создать государственное коммерческое предприятие "Роскомрыбфлот",
которое бы занималось размещением под квоты государственных заказов на
строительство рыболовных судов в России и за рубежом, а затем сдавать их
по договору лизинга рыбопромышленным предприятиям России. Такой путь
обновления флота будет гораздо дешевле и реалистичнее.
Ткачева в том, чтобы рыбопромышленники на 15-20% выручки вкладывали в
модернизацию флота. Предлагаемый мною "Роскомрыбфлот" мог бы
аккумулировать эти деньги.
придется сдавать рыбопромысловые участки в исключительной экономической
зоне России иностранцам по концессионным договорам. К этому в 20-х годах
призывал Л. Троцкий.
расставаться с прошлым. Но будущее стучится в окно. Этот стук надо
услышать и благословить.
ветеран рыбного хозяйства России,
доктор юридических наук, профессор
Это видимо про Вас.....
Ты правды лик увидел,
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел."
Если реально бы хотели что то полезное сделать, надо решить проблему бесконтрольного экспорта и в законе определить процент изготовления обязательной продукции для внутреннего рынка. А инвестиции в обмен на квоты - это ничто иное как передел ресурса и велика доля вероятности, что не между российскими лицами, а между иностранцами.
Он простой российский пенсионер, решивший на старости лет пожить со своими детьми и внуками в Канаде ( временно)
"Если смотреть не только вперёд, но оглянуться и назад в нашу родную историю, в глубь и в суть картинка может стать не столь светлая как нам преподносят и в которую верят такие как Максим. "
Сергей не будьте наивным. Смотрите канал "История" Там четко сказано " Если из истории убрать всю ложь, то там может вообще ничего не остаться ...."
С какой стороны не посмотри на проект закона Росрыболовства в итоге всё сведено к переделу ресурса. Ну что с того что иностранцы нам переработку здесь поставят свою в обмен на квоты? Всё равно большую часть прибыли они будут к себе в свои страны уводить. Ассортимент выпускаемой продукции они тоже будут затачивать под свои рынки. Нам останутся с этого только налоги. Рабочие места тоже под сомнением. Вероятнее всего наймут мигрантов по дешевле.
Флот тоже вызывает много вопросов. Кредиты все также будут браться в иностранных банках туда же и отдавать придётся
А теперь прибавьте падение платежеспособного спроса внутри страны и получите картину маслом.
для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите
Если говорить о продуктовом ритейле и одежде, то тут в среднем падение 5–8%. То есть спрос на ходовые товары упал вместе с падением доходов, а на товары непервоочередной необходимости — значительно ниже», — делится статистикой Валентин Гаврилов, директор отдела исследований CBRE.
Любопытно, что, по его оценке, в продуктовом сегменте сильнее всего упали продажи рыбы (на 11,8%).
Падение за полугодие на 11,8% в рублях!!! При среднем росте цен на 30%. Физическое потребление падает реально на 40% и более
отрасли самое пристальное внимание. Такого резонанса и ожидания "правильных" решений не было никогда в рыбной отрасли России. Владимир Путин это прекрасно понимает и знает, что принятые стратегические решения Госсовета ожидают не только в России , но и за рубежом. Мы прекрасно видим, что на сегодняшний момент лебедь, рак и щука не могут договориться, кто их примерит и укажет правильное направление? Куда пойдет рыбная отрасль и миллионы ее участников со своими чаяниями и надеждами? Как государственный аппарат сможет безболезненно и в тоже время продуктивно трансформировать отрасль в правильное русло при сложных для страны экономических условиях? Пессимисты утверждают, что ничего не изменится, оптимисты верят Президенту и надеятся на кардинальные перемены. Будем ждать и надеяться на лучшее....
Григорий ! Я понимаю,что вы почти гражданин Канады, но надеюсь, что гражданство Вы оставите за собой. Было бы не плохо, чтобы Вы не так рьяно высказывали свои антироссийские амбиции. У нас, как и в Канаде органы безопасности не спят... не спят.... не спят.....