Кусачая конкуренция
Рыбаки Дальнего Востока бьют тревогу: косатки вытесняют их с промысла. Морские хищники спешат к судам, как только слышат звук выборочной машинки и объедают до половины улова. Об этом сообщает rybak.kamkrai.com.
Сможет ли человек мирно решить проблему конкурентной борьбы за ресурсы?
Проблема возникла в Охотском море в конце 1990-х с началом развития ярусного промысла. Именно тогда отношения между рыбаками и морскими хищниками стали напоминать конкуренцию.
— Из-за косаток на промысле стало очень тяжело, — рассказывает капитан Сергей Борисов, работавший на ярусном лове в Охотском море. — Это очень умные звери. Они узнают суда, распределяют их между собой. Такое ощущение, что мы пришли на промысел, а нас уже поделили. У каждого судна своя группа «пасется». Раньше у нас были приемы, как отманить китов от себя: мы подбегали к другому судну, чтобы переключить на него их внимание. Но косатки научились разгадывать такие хитрости.
Способы, которыми рыбопромышленники пытаются бороться с косатками, технические: стрельба, звуковое отпугивание, взрывы. Но те быстро находят ответные решения. Например, рыбаки стреляют в животное, когда оно выныривает, чтобы подышать, и за глоток свежего воздуха получает резкую боль. Косатки быстро соображают, что дышать рядом с судном опасно. И начинают выныривать дальше от него. А поскольку они умеют обмениваться знаниями друг с другом, опыт быстро берут на вооружение остальные хищники.
В Юго-Западной Атлантике для сохранности улова промысловики используют металлическую сетку в виде закрывающего пойманную рыбу «зонтика», расположенного у каждого крючка. Однако это весьма громоздкая защита, легко запутывающая ярус.
Еще один способ — переход на ловушечный промысел. Но с ним тоже не все просто: под маркой добычи палтуса ловушками могут начать ловить краба, и тогда возникнут уже другие сложности.
По мнению ученых, борьба с последствиями проблемы малоэффективна, надо устранять ее причину. А причина — действия самих рыбаков.
«Такое поведение у косаток выработалось из-за того, что рыбацкий флот предоставляет им легкую добычу. Животным уже не надо самим охотиться, они просто следуют за судном», — считает Владимир Бурканов, старший научный сотрудник лаборатории экологии высших позвоночных Камчатского филиала Тихоокеанского института географии ДВО РАН. По его мнению, рыбаки должны осознать всю ответственность таких поступков, как сортировка рыбы, происходящая прямо на судне. Как правило, брак выбрасывается за борт. А косатки, сивучи, котики и другие морские млекопитающие — тут как тут. Определить местоположение судна животным не составляет труда: звуки тарахтящего мотора или выборочной машинки для них как звонок к завтраку.
Найти выход из подобной ситуации под силу может быть только специалистам-этологам, изучающим поведение животных. Но ни один из них еще ни разу не был на таком промысле. Более того, целенаправленной программы по изучению конкуренции между косатками и рыбопромышленниками у нас нет. Численность косаток на сегодняшний день неизвестна, никто не ведет их мониторинг. Специалисты проводят только попутные наблюдения во время редких и разовых рейсов.
«Ученые уже не раз обсуждали эту тему с представителями Ассоциации ярусного лова. Но на изучение проблемы рыбаки не имеют средств, и пока не будет запроса на такие исследования, ситуация лишь будет ухудшаться», — считает В. Бурканов.
Ученые считают, что беринговоморские и охотоморские косатки не общаются между собой. Именно этим они объясняют отсутствие такой проблемы в Беринговом море. Но это лишь пока! Если рыбаки также безответственно будут вести себя и там, выбрасывая отсортированную или падающую с крючков рыбу за борт, то местные косатки смогут быстро сообразить, как воспользоваться их услугами.