Обновление рыболовного флота — задача бизнеса, а не государства
Рыбная отрасль, ежегодно дающая государству 15 мрлд руб. налоговых отчислений, нуждается в крупных инвестициях на строительство и модернизацию рыбодобывающего флота и предприятий береговой переработки, причем главным источником финансирования этих проектов должен стать сам рыболовный бизнес при условии снижении торговых наценок посредников. Об этом сообщает gudok.ru.
К такому выводу пришли представители рыбного бизнеса и властей, обсуждавших важнейшие проблемы отрасли на Х Международном конгрессе рыбаков во Владивостоке, проходящем в преддверии принятия нового закона о рыболовстве и заседания президиума Госсовета РФ по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса.
Накормить страну дешевой рыбой
"Первая задача, которая сегодня важна государству, — это накормить страну рыбопродукцией, и главное — по доступной цене", — уверен исполняющий обязанности губернатора Сахалинской области, руководитель рабочей группы президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Олег Кожемяко.
По его словам, ежегодно рыбаки дают 2 млн тонн продукции на внутренний рынок страны, однако цену на нее формируют отнюдь не они. К примеру, самые массовые по потреблению виды рыбы — минтай и сельдь — рыбаки отгружают по 60—65 и 30—35 рублей за килограмм соответственно. При этом рыбак учитывает в конечной цене своей продукции все затраты по содержанию флота, выплате заработной платы и налогов, ремонт и так далее. Однако в торговой сети минтай продается по 120—220 руб., сельдь стоит 60—120 руб. за 1 кг.
"Цены накручивают многочисленные посредники, — говорит Олег Кожемяко. — Поэтому необходимо организовывать понятный и прозрачный механизм, в том числе в виде биржевой зоны торговли. Участниками биржи могут быть добросовестные рыбодобывающие организации и рыбопереработчики, зарекомендовавшие себя надлежащими налогоплательщиками всех бюджетных уровней, добросовестными пользователями водных биоресурсов. И — с другой стороны — это оптовые сети".
При применении биржевого механизма наценка на продукцию не должна превышать 8% в опте и 15% в рознице, что в совокупности дает лишь 23% увеличения стоимости без учета стоимости транспортировки. Такая наценка сделает рыбу действительно доступной для конечного потребителя, а объемы потребления продукции увеличится в два раза, убежден чиновник.
Презентация рыбной биржи, которая уже в сентябре начнет действовать на Сахалине, состоялась на предыдущем конгрессе рыбаков, в 2014 году. Сейчас, спустя год, опыт Сахалина показывает, что экспериментальные механизмы уже дают результат: цена минтая, сельди, камбалы в сетевых магазинах, работающих по новой схеме — через прямые договоры с поставщиками, — не превышает 80 руб., что сразу увеличивает объем реализации.
Первая пробная аукционная продажа состоится накануне заседания президиума Госсовета в сентябре этого года на Сахалине на площадке Сбербанка. В рамках подготовки к биржевым торгам разрабатывается концепция строительства в порту Корсаков торгово-логистического центра, в котором будут необходимые мощности для хранения продукции, ее переработки и площадка для проведения аукционов. Как заключил Кожемяко, подобная модель может иметь место и в других регионах, возможно, стоит создать и общероссийскую биржевую площадку.
Механизмы прозрачного формирования конечной цены не менее важны в программе импортозамещения. Как подчеркнул президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Александр Фомин, учитывая ввод продовольственного эмбарго из ряда стран Европы, именно дальневосточным рыбодобывающим компаниям придется взять на себя дополнительные объемы вылова лосося для импортозамещения норвежских семги и форели и других видов морепродукции.
Инвестиции согласно квотам
О другой острой проблеме рыбаков — отсутствии необходимых инвестиций в обновление транспортной инфраструктуры и флота рыбохозяйственных предприятий — заявил на пленарном заседании конгресса заместитель министра сельского хозяйства РФ, руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. По его данным, сейчас в Дальневосточном бассейне эксплуатируется немногим более 1,5 тыс. судов — около 70% всего рыбопромыслового флота России. Большинство из них были построены в 70—80-е годы прошлого столетия, износ добывающих судов составляет 65%, обрабатывающих — 40%, а у 18% судов истекают нормативные сроки службы.
По утверждению заместителя министра по развитию Дальнего Востока РФ Сергея Качаева, обновление рыболовного флота — задача не государства, а бизнеса. Несмотря на то, что Минсельхоз подготовил законопроект, предусматривающий закрепление долей квот на 25 лет без каких-либо обязательств по инвестициям в отрасль, Олег Кожемяко также настаивает на принятии бизнесом на себя обязательств по резервированию выручки на обновление флота.
Схема, предложенная врио сахалинского губернатора, заключается в регулярном резервировании и вложении 15—20% выручки в модернизацию, строительство флота и береговую переработку. В таком случае каждые пять лет отрасль будет иметь порядка 150 млрд руб. "За пять циклов (период в 25 лет берется в расчет в связи с "историческим принципом" закрепления квот. — Gudok.ru) 750 млрд руб. инвестиций даст сама рыбная отрасль, — подсчитал Олег Кожемяко. — В таком случае мы накормим страну рыбопродукцией по доступной цене, загрузим судостроительные мощности, увеличим береговую переработку и создадим новые рабочие места".
В настоящее время модернизацию и судоремонт рыбаки предпочитают выполнять в Китае и Корее. Отечественные предприятия, работающие в этой отрасли, пока во многом проигрывают иностранным компаниям по многим параметрам — производственные мощности, качество услуг, их стоимость. "Вопросы модернизации и строительства судов в ближайшем будущем могут решаться на наших предприятиях, — считает Олег Кожемяко. — Может быть, первые пять лет придется задействовать производственные мощности, инжиниринг, рабочий потенциал соседних стран. Но впоследствии мы выйдем на то, что судоремонт, судостроение, модернизация судов будут выполняться на наших верфях". Именно по такой схеме Преображенская база тралового флота в Приморском крае в 2012 году на базе Черноморского судостроительного завода построила два современных крупнотоннажных морозильных судна, которые сейчас успешно работают на промысле.