Рыбакам поставят контрольные точки
Базис развития рыбной отрасли, кроме основных фондов - это ресурс. К счастью сегодня ресурс в основном находится в Российской экономзоне в удовлетворительном состоянии, что позволяет нам без особых усилий добывать порядка 3,5 млн. т., из которых порядка 0,5 т. приходится на аквакультуру и внутренние водоёмы. Мы можем добывать больше – порядка 4 млн. т. У нас есть такие недоосваиваемые виды как тунец, камбала, сайка, кальмар и тд. Чтобы развиваться, добывать больше, нам нужно обновлять способы и орудия лова, обновлять суда. Этим никто до сего момента не занимался. Поэтому, до сих пор мы сидим на том коне, который рождён в СССР.
Рынок модернизации и б/у судов у нас практически уже исчерпан. Значит – надо строить новые суда. Сегодня строить негде, но за 3-5 лет подготовиться можно. Для этого необходимо модернизировать наши судостроительные предприятия и дать рыбакам те проекты судов, которые могут конкурировать с зарубежными. Да, наверное, надо смириться, что в части поискового оборудования нам не обогнать Норвегию, по навигационному не догнать Японию. Весь мир сегодня пользуется их разработками. По этой части мы даже в Советском Союзе их не смогли обогнать, но уверенно выигрывали у них тогда в другом. В орудиях лова, в методах промысла мы были первые. Наши тралы покупали во всём мире. Сегодня мы покупаем и шьём их за рубежом.
Сегодня в любом случае порядка 70-80% комплектующих на судне российской постройки будет зарубежными и часть рыбаков считает, что нам никогда не догнать лидеров мирового рыболовного судостроения. Но другая часть уверенна, что при усиленной работе за 5 лет мы сможем сократить эту цифру до 30-50%. А это-результат!
Остро стоит вопрос экологии. Пример тому Каспий, Мексиканский залив. Отбор воды, антропогенные загрязнения, нефтедобыча, которая сбила все пути миграции рыбы, аварийные ситуации, беспорядочное движение судов привело к угнетению промысловой базы. Наша задача - учитывать все эти негативные влияния и минимизировать их. Следить за тем, чтобы отбирались те проекты, в которых больше природоохранных мероприятий. Ведь посмотрите что произошло. Если в Каспии мы не так давно вылавливали порядка 0,5 млн. т., то сегодня и 10% от этого не ловим, едва ли наберётся 50 т. Энергетики, газовики, нефтяники, водники всё разорили, загрязнили. Хотя это запрещено законом, сегодня морское дно некоторых акваторий местами усеяно мусором - тара, пакеты, пластик и тд. Я бы запретила и выброс рыбных отходов. Всё надо перерабатывать, ведь рыбная мука – это отличный полезный продукт.
Серьёзная проблема есть и с наукой. Сегодня научные прогнозы формируются лишь на основании умозаключений отдельных учёных, потому что не проводятся исследований в должном объёме по причине нехватки финансирования.
Итак, за 5 лет мы можем подготовить наши верфи. Закрепление ресурса за предприятиями на 25 лет даст им прямой и мощный стимул к строительству нового флота. Однако, необходимо на таком долгосрочном горизонте обозначить бизнесу контрольные точки по 5 лет, цель которых – чётко поставить критерии, по которым государство проконтролирует предприятие, которое использует государственный ресурс. Поставить условие, что если по итогам 5 лет, предприятие работает безубыточно, платит все налоги вовремя, несёт социальные обязательства, то ему автоматически продлевается возможность работать дальше. Сегодня в стране есть такие предприятия, они прибыльны, участвуют и в научных и в социальных программах. Например, ГК ФОР практически полностью финансирует исследования по окуню. Замечу, что прибыль и налоги - это объективный показатель. Ведь как только в отрасли стали строить прогноз по факту вылова, все стали показывать свою официальную статистику, именно с этого момента мы стали ловить 4 млн т., прежде это было 3 млн. т.
Прибыльность предприятий и выплата налогов – это главный результирующий критерий, который позволит исключить возможность появления убыточных предприятий, сидящих на дотациях государства. А дальше принцип таков, если у предприятия есть прибыль, значит, мы можем дать ему льготы по налогу на прибыль, чтобы оно эти деньги вложило в развитие, к примеру - в строительство флота на российских верфях. Напомню, что именно эту задачу ставит государство, ставит в своих поручениях Президент перед рыбной отраслью. Но это можно сделать именно лет через 5, когда мы увидим, что у предприятия есть хорошая прибыль, оно платит немалые налоги. И вот тогда льгота по налогу на прибыль может быть им направлена на развитие, на обновление флота. И здесь мы можем быть уверены, что эти деньги не разворуют чиновники, это уменьшит коррупцию. Подчёркиваю основной принцип. Если мы видим – сколько предприятие платит налогов и видим стоимость судна, которое хочет построить, то мы понимаем, за сколько лет оно может построить его и сможет ли. Вот тогда этот результирующий показатель начинает работать. Сегодня Всемирный банк реконструкции и развития финансирует строительство флота только в том случае, если судовладелец вложит своих 10%, не менее 30% подтвердил участие российский банк. Инвесторы частные тоже финансируют новострой уже на этапе когда у судовладельца и проект куплен, и головной двигатель оплачен и оборудование заказано. В противном случае денег не видать.
Вот сейчас предлагают квоты господдержки. Но как оценить инвестиционные обязательства их получателей? Что если оговоренный срок подошёл, а судно построено лишь наполовину? Здесь нужно жёстко отслеживать выполнение обязательств держателями квот. К примеру, не достроил, значит, государство может забрать судно и продать его на аукционе как госсобственность.
Аукционы, за которые ратует ФАС. Единичные крупные компании могут позволить себе продать часть своих активов и прийти купить ресурс на аукционе. Малый и средний бизнес в основном идёт занимать деньги, которые предлагают корейцы и китайцы, А это значит, что рыбы своей мы не увидим, пока предприятия не рассчитаются ей с иностранцами. И отследить это, как правило, не возможно. Китайцы сегодня любые возможности используют, чтобы получить ресурс, даже на путассу в Северную Атлантику уже идут. Поэтому, если не усовершенствовать заслон, на аукционах иностранцы опять залезут в нашу рыбу, как это уже было ранее.
Подводя итог, скажу - бизнесу важно, чтобы сырьевая база была стабильна и доступна. Но, чтобы срок 25 лет не был бесконтрольным, государство вправе поставить контрольные точки, в которых бизнес обязан будет показывать эффективность своей работы. Принцип таков. Государство видит работу предприятия, видит, что его показатели по прибыли, по налогам позволяют ему выполнять обязательства по строительству флота, социальные программы. И соответственно продляет такому предприятию его квоты. Естественно, что эти обязательства должны быть чётко прописаны в самом начале. Чтобы, если ты взял обязательство построить новое судно и построил его в первые 5 лет, то в следующие 5 с тебя уже его не спросят. Многие задают вопрос - почему 25 лет? Отвечу. Логика такая. 12 лет – средневзвешенный срок окупаемости 56 метрового судна под траловый промысел пелагических видов, которое можно построить у нас на Янтаре. К этому даётся ещё 12 лет, чтобы судовладелец мог заработать своим промыслом на постройку ещё одного судна. Не надо забывать, что мы находимся в рынке. Поэтому, именно таким образом предлагается экономическими, а не административными методами стимулировать развитие отечественного судостроения. Такой подход позволит избежать очередных попыток решения проблем за счёт банального перераспределения квот, против чего выступает отрасль.
Хочу добавить важный акцент. Рыбаков конечно же государство должно контролировать, но иногда и обществу и бизнесу следует контролировать государство. То что происходит у нас в Москве в последние годы по части ремонта дорог - явление вопиющее. На ветер выбрасываются огромные деньги ежегодно, при этом ни отдыхать ни работать летом не возможно. Это всё делается на деньги горожан и за счёт их здоровья без их ведома и запросов. И при этом слышать о том что в стране надо экономить, затянуть пояса, искать деньги на строительство флота очень странно. Деньги в государстве есть и немалые, только вот тратятся они в некоторых случаях просто вопиюще преступно.
Когда смотришь на такое дело и слышишь что с рыбной отрасли мало в бюджет средств поступает, что рыбак должен и то и то, то как-то не хочется вообще ничего отчислять. Это вот прямо реальность минувшего лета у нас, да и сейчас дороги ещё не закончили. Всё решили плиткой устлать. Может на следующий год всё опять сдерут и всю Москву брусчаткой как на Красной площади уложат. Дорожные статьи у нас в Москве надо как-то поубавить перераспределить с карманов чиновников на нужды населения, в том числе на Доступную рыбу можно, на обновление флота. А так зачем государству налоги платить, если оно потом их так тратит.
Согласен, что контроллировать процесс жизненно необходимо. Но если сложно контролировать процесс переукладки брусчатки, то каким образом будут контролироваться точки у рыбаков? Вообще ответ неясен. Складывается устойчивое впечатление, что вся эта чехарда и совещания- буря в стакане воды. А по итогу, будет всё как обычно, по старинке, : поймали рыбу - "хорошо"; не поймали, не построили- "ничего страшного". Мне видится, что Вы должны более чёткую позицию занять что бы что то решить, если хотите реально что то решить конечно. Ибо зачем тогда все эти совещания и ваши выступления? На совещаниях, такого уровня, люди глухи к той позиции, которая не имеет чётких целей.... "а может быть сделаем так", "а может быть сделаем этак...". Вас послушали и мимо ушей всё пронеслось. К слову сказать, зачем вам форум для обсуждения?. Что бы иметь позицию и понимание, то достаточно информации своей и из источников извне, достаточно своего опыта. Четкая позиция вырабатывается не после всех мнений. Мнения нужны, что бы подкорректировать свою позицию , но никак не выработать её. Позиция у Вас есть? Если есть , то вам и карты в руки Подрихтуйте конечные варианты и дайте "на гора" старшим товарищам с Госсовета.Если Вы что то двигаете, то будьте готовы за это нести ответственность, хотя бы моральную. Про остальную я уже не говорю, так как её, в высших эшелонах, практически нет.Люди, с которыми общаетесь на совещаниях, имеют свой большой жизненный багаж - директорский, чиновничий, правоохранительный. Чем Вы готовы им аппелировать? Изначально, им чихать на ваше мнение, будем откровенными. Это как рядовой сотрудник приходит работать в компанию и всем на него чихать. Так и тут. Если вы что то думаете делать, то делайте это чётко и ясно. Многие управляли эскпедициями в морях и океанах и им эти метания до ноги. Им не хочется слушать как всё плохо в Москве, как мы много платим налогов, как чиновники обнаглели и тратят куда то не по назначению какие то деньги. У вас чёткая и конкретная задача- флот. Доведите до конца начатое и тогда Вы смело сможете сказать- "я приложила руку к этому детищу". Я предложила проект; проект приняли; механизм запущен; всё крутится; синергетический эффект для отрасли за год работы данного механизма, составил столько то ( рубли, тонны, люди и так далее); эффект для смежных отраслей - составил столько то; продолжаю работать дальше и жить жизнью рыбаков. Не будет толку лишь насоветовать что то, а потом умыть руки- нате рыбаки расхлёбывайте, госсовет прошёл, в закон поправки внесли и всё у нас хорошо.... я такая молодец. Так что если не знаете что будет по итогу и чего сможете достичь то начинать заваривать кашу не стоит. Успехов Вам.
Но есть другая сторона влияния на итог. В жизни, Максим,всё взаимосвязано, все ниточки "параллельных" событий очень тесно переплетены. И то что произойдёт по итогу практически от каждого сделанного шага в на стоящий момент я как раз вижу очень чётко. Иногда пытаюсь что-то изменить, чтобы было поменьше негативных последствий. Порой достаточно вовремя указать на причины и источники будущих бед. Всё большое заложено в малом.
Теперь смотрите: примерно 100 000 человек занято во всей отрасли. 2000 крупных и средних компаний. Для президента в масштабе страны-это сущая малость. На другой чаше весов у президента 25 миллионов рыбаков-любителей, переработка, судостроение, цены на рыбу для населения не должны подскакивать вместе с курсом доллара. Ну и делайте выводы как он будет решать по этому сектору. Рыбаки живут сейчас в деталях, а государству надо решать стратегические задачи - кормить население качественно и недорого и разрабатывать Дальний Восток. И ничего не поделаешь, так уж устроена логика по рыбным нашим делам, что всё неизбежно привязано к квотам. Экономику делает тот у кого квоты. Те кто будут решать госзадачи их получат, остальные нет. И здесь не помогут сотни проведённых заседаний и писем. А уж сценарий деления рыбаков на ветеранов и реформаторов так и вовсе тупиковый.
Есть гос стратегия, гос задачи, значит все отрасли идут в этом курсе, и рыбная наша в том числе. 10 лет по договорам пройдёт, государство поставит новый срок и новые условия.Что касается моих конкретных предложений, я их чётко назвала в форсайте. Это введение расчёта проммощности, что неизбежно сбалансирует флот и искоренит рантье. Напомню, что в ряде зарубежных стран квоты имеют чёткую привязку к судну. У нас же изначально была выбрана другая концепция 166 закона О рыболовстве, поэтому дисбаланс между ресурсом и стареющим флотом уже становится критичным. И второй момент - это надо осовременить законодательство по КМНС. Так как в этой категории у нас либо бедность либо нарушения и криминал. Это наши окраинные территории, да и социальная составляющая для этой категории лиц должна быть предоставлена на первых порах для развития. А то же у нас ТОЭСР территории не только экономического, но и социального развития как никак. И эта категория лиц тоже должна быть вовлечена в решение гос задач. Их потенциал можно использовать на благо развития береговой переработки, малого семейного бизнеса итд.