Эксперты предлагают не торопиться с законом о госконтроле
Экспертный совет при Правительстве РФ пришел к выводу, что законопроект о государственном и муниципальном контроле и надзоре создает риск увеличения административного давления на бизнес и нуждается в доработке. Об этом сообщает Fishnews.
Ранее глава государства Владимир Путин поручил Правительству до 1 сентября 2015 г. внести в Госдуму проект закона о госконтроле. «Законопроект уже неоднократно дорабатывался Минэкономразвития, однако и в четвертой его версии министерство не смогло учесть многие замечания и предложения представителей экспертного и предпринимательского сообщества. Более того, документ так и не был внесен министерством в Правительство в установленном порядке: не была проведена оценка регулирующего воздействия, не было проведено согласование с заинтересованными ведомствами».
В Экспертном совете при Правительстве РФ подготовили заключение на законопроект. По мнению большинства экспертов, доработать документ до приемлемого качественного уровня в определенные президентским поручением сроки было невозможно. На совещании в августе министр РФ Михаил Абызов заявил, что обратился со служебной запиской на имя руководителя Правкомиссии по административной реформе, вице-премьера Сергея Приходько с просьбой перенести срок внесения законопроекта в Госдуму на 15 октября. В Правительство документ должен быть внесен 10 сентября.
В законопроекте увидели угрозу роста числа проверок
В заключении Экспертного совета отмечается, что принятие законопроекта в нынешнем виде может привести к росту числа внеплановых проверок, а их назначение станет неконтролируемым. Это может произойти из-за размытости форм контроля и оснований для назначения внеплановых проверок, отсутствия ограничений по периодичности проверок.
Ряд вопросов также остался к положениям проекта, касающимся открытости и доступности обязательных требований для всех участников экономических отношений. Эксперты Открытого правительства считают необходимым определить принципы, которым должны соответствовать обязательные требования, а также правила их разработки. Проверку требований, содержащихся в актах СССР и РСФСР, рекомендуется запретить.
Систему управления рисками посчитали слишком сложной
Заложенная в законопроекте система управления рисками, по мнению экспертов, также нуждается в совершенствовании. Она слишком сложна, поскольку предполагает использование различных систем градации категорий рисков для разных ведомств, а также классов опасностей вместо категорий рисков. Кроме того, законопроект не определяет механизм изменения категории риска, говорится в сообщении пресс-службы Открытого правительства.
Ухудшить положение предпринимателей может и отсутствие в документе должных ограничений на использование отдельных специфических форм и методов контроля – таких, как наблюдение, мониторинг, допрос, опрос.
К дополнительной нагрузке на бизнес, по мнению экспертов, может привести и отсутствие в законопроекте детальных условий и принципов использования форм негосударственного контроля.
Авторы заключения предлагают еще раз проанализировать перечень видов государственного и муниципального контроля и надзора, приведенный в законопроекте, чтобы также исключить дублирование функций.
Вопрос регламентации проведения совместных проверок (они рассматриваются как инструмент повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности), по мнению экспертов, в законопроекте урегулирован недостаточно. К проекту закона возникли и другие вопросы, поэтому его обсуждение предложено продолжить.