Морепродукты осели на складах. Трейдеры и рыбаки ждут лучшей цены
Несмотря на разгар лососёвой путины на Дальнем Востоке, рыбы к перевозке предъявляется заметно меньше, чем в прошлом году. Об этом сообщает Гудок.
Благоприятные прогнозы на этот сезон обманули ожидания. Не оправдался главным образом подход горбуши к Сахалину: он значительно ниже по сравнению с 2013 годом (с учётом жизненного цикла лососей выловы этих видов рыб сравниваются по нечётным либо чётным годам). Учёные не исключают того, что произошла массовая гибель молоди. Детальный анализ причин проведут по завершении путины.
В то же время положительная динамика в Камчатском, Хабаровском и Приморском краях, а также в Магаданской области. Всего к сентябрю в дальневосточном бассейне добыто более 274 тыс. тонн тихоокеанских лососей. Это несколько больше, чем в прошлогоднюю путину (по нечётным годам промысел традиционно богаче). И по сравнению с путиной-2013 в порты Приморья доставлено на 10% лососёвых больше – 85,4 тыс. тонн, из которых 82 тыс. тонн оформлено для поставок на внутренний рынок. Рыбные склады-холодильники, примыкающие к главной погрузочной станции Мыс Чуркин во Владивостоке, заполнены более чем на 80%. На подходе к портам ещё 14 тыс. тонн лососёвых.
Между тем на Дальневосточной дороге сохраняется низкое предъявление рыбной продукции к погрузке. В июле со станций ДВЖД отправлено во всех видах подвижного состава 47 тыс. тонн рыбы (почти на 7% меньше, чем годом ранее), в августе – 46,4 тыс. (-14%). При этом, как уточнили в Росрыболовстве, проблем с предоставлением вагонов не наблюдалось.
«С одной стороны, получаем картину, которая ежегодно складывается в разгар сезона, когда владельцы улова и трейдеры не могут сойтись в цене. Но ситуация в августе усугубилась ещё и падением курса рубля. Предложения главного импортёра – Китая – становились всё заманчивее: в рублёвом эквиваленте цена на рыбу у него получается больше. Но в КНР возникли свои проблемы, которые привели к обвалу фондового рынка. Поэтому все в ожидании. Как следствие, рыбные склады во Владивостоке практически заполнены, а погрузки нет», – пояснил первый заместитель начальника Дальневосточного ТЦФТО Алексей Лоншаков.
Есть и другие точки зрения. По словам директора ООО «Агентство Рефперевозки» Ильдуса Халикова, одно из препятствий для вывоза рыбы с Дальнего Востока – стареющий подвижной состав. «В России нет системы сертификации и проверки температурных технических свойств подвижного состава. То есть мы не знаем, в каком состоянии кузов того или иного вагона. Трейдер зачастую везёт рыбу на свой страх и риск», – сказал Ильдус Халиков на Международном конгрессе рыбаков, состоявшемся в конце августа во Владивостоке.
Альтернатива рефсекциям – рефрижераторные контейнеры. Правда, цена перевозки в них, уточнил Ильдус Халиков, сегодня мало привлекает клиентов: с 2012 года доставка скоропорта в рефконтейнере дороже, чем в других видах подвижного состава. В среднем перевозка 1 кг груза из Владивостока в Москву обойдётся примерно в 6 руб., тогда как в вагоне-термосе – 3,8 руб., а в рефсекции – 4,5 руб. Как следствие, частному бизнесу невыгодно приобретать рефконтейнеры. Ильдус Халиков упрекнул перевозчика и «Рефсервис» в недостаточном внимании к развитию современных транспортных решений при перевозке продуктов питания.
Вряд ли последнее утверждение справедливо, подчеркнули в Дальневосточном ТЦФТО. Стратегия развития АО «Рефсервис» предусматривает меры по изменению состава и структуры вагонного парка. Оператор намерен сохранить парк вагонов-термосов путём дорогостоящей модернизации с продлением срока службы в соответствии с «Техническим регламентом о безопасности железнодорожного подвижного состава».
Также в ближайших планах переоборудование 200 грузовых рефвагонов в автономные рефрижераторные вагоны с установкой современного холодильно-нагревательного и энергетического оборудования. Помимо модернизации идёт замена списываемого подвижного состава на рефконтейнеры, формируемые в сцепы, отмечали в «Рефсервисе». Число сцепов в 2016 году увеличится с 15 до 60.
Даёт эффект и организация ускоренных рыбных поездов, которые из Владивостока до Москвы доходят за 15 суток. Что немаловажно, такое же время занимает обратный пробег. Таким образом, за счёт лучшего оборота вагонов возможно перевозить тем же парком большие объёмы рыбы, поясняют в ТЦФТО.
Что касается изменения тарифа на перевозку в рефконтейнерах, то данный вопрос рассматривался и на недавнем совещании в полпредстве Дальневосточного федерального округа, темой которого стало обеспечение населения рыбной продукцией. Решено вынести этот вопрос на федеральный уровень.
«В свою очередь, ОАО «РЖД» готово рассмотреть возможность предоставления грузовладельцам тарифных коридоров, предусматривающих снижение тарифа до 12,8% при обеспечении гарантированных объёмов. Но это предложение пока не нашло отклика у отправителей рыбы, как и другие наши инициативы – например, по ускоренной перевозке в рамках сервиса «Транссиб за 7 суток», – сказал Алексей Лоншаков.
Генеральный директор ООО «Магаданрыба» Руслан Теленков указал на проблему во всей цепочке логистики, от рыбака до ретейлера. К примеру, в стране растёт спрос на отечественную креветку, компания стала активно отправлять её на внутренний рынок. «Но столкнулись с тем, что наш продукт доходит не в том качестве, в котором мы его производим. Ни один склад на Дальнем Востоке не поддерживает необходимый для креветки температурный режим минус 30 градусов», – уточнил предприниматель. Поэтому, подчеркнул он, компании остаётся либо вкладываться в современный транспорт, поддерживающий технологию заморозки, но это не является для промысловика профильным бизнесом, либо уходить с российского рынка в Китай и Японию.
О необходимости развития специализированных портов Дальнего Востока заявил на днях и глава Минсельхоза Александр Ткачёв. По его словам, для конкуренции на рынке рыбной продукции нужен современный хаб во Владивостоке. «То, что мы видим сегодня, – это постройки 1970–1980 годов, прошлый век. Чтобы вся рыбная промышленность Дальнего Востока вышла на новый уровень, требуется коренная модернизация всего хозяйства», – сказал министр.
Тем временем ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» намерено построить новый холодильно-складской комплекс единовременной вместимостью до 20 тыс. тонн рыбы. На предприятии рассчитывают, что инвестиции смогут окупиться за счёт реализации механизмов, предусмотренных законом о свободном порте Владивосток.