«Квоты господдержки» не отвечают целям развития рыбохозяйственного комплекса
Введение нового вида квот – «квот господдержки» – трудно реализуемо на практике и не станет стимулом для долгосрочного развития отечественного судостроения и судоремонта, комментирует вице-президент Ассоциации «Рыбопромышленный холдинг «Карат» Сергей Сенников. Об этом сообщает Fishnews.
Законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов, в том числе предусматривающего обоснованные обязательства к пользователям таких ресурсов по повышению эффективности их использования» в настоящее время проходит стадию публичного обсуждения. Документ содержит как положительные изменения, так и новации, не отвечающие целям развития рыбной отрасли, полагают в Ассоциации «Рыбопромышленный холдинг «Карат».
К первой категории можно отнести ряд норм, основанных на сохранении базовых принципов распределения прав на добычу ВБР, и изменений в действующий порядок регулирования для повышения эффективности использования таких прав. Это сохранение «исторического принципа», закрепление долей квот на 25 лет, ограничение использования на промысле арендованных судов как мера борьбы с «рантье», а также увеличение порога ежегодного освоения промышленных и прибрежных квот до 70%.
Перечисленные меры будут способствовать обеспечению стабильности и инвестиционной привлекательности рыбодобывающей отрасли. Они поддерживаются рыбацким сообществом, а их эффективность не вызывает сомнения у большинства экспертов отрасли.
С другой стороны, законопроект предусматривает введение нового вида квот для государственной поддержки в сфере рыболовства, выделяемых в приоритетном порядке. «Однако инициатива перераспределить до 20% от общего количества квот компаниям, построившим суда в РФ, трудно реализуема на практике. В настоящее время подавляющее большинство верфей, способных справиться со строительством современного судна, загружены в силу работы по государственным оборонным заказам. Кроме того, выведение из оборота 20% квоты и их резервирование под будущее строительство судов создает неэффективную систему, при которой часть квот не используется. В случае повышенного спроса на этот «резерв» в будущем есть риск создания непрозрачных механизмов выбора победителя», – рассказал вице-президент вице-президент Ассоциации «РПХ «Карат» Сергей Сенников.
По его словам, предлагаемые изменения не отвечают целям развития рыбохозяйственного комплекса по целому ряду оснований, в том числе из-за создания дискриминационных условий для других пользователей ВБР и появления коррупциогенных факторов.
«Несмотря на утверждения сторонников «квот господдержки» предлагаемые изменения не создают стимула долгосрочного развития отечественного гражданского судостроения и судоремонта, поскольку под такие квоты можно построить только ограниченное количество судов. Даже если 20% ОДУ будет осваиваться новыми судами, на остальных 80% может работать устаревший флот. Но ведь государством ставится задача постепенного обновления и модернизации всего рыбопромыслового флота, а не нескольких судов. Предлагаемые поправки создают лишь иллюзию поддержки обновления флота и не приближают к главной цели – развитию российского судостроения и судоремонта», – отметил эксперт.
Вместо «квот господдержки» в ассоциации предлагают создать несколько центров судостроения и судоремонта, ориентированных на обслуживание рыбопромыслового флота, соответственно в Западном и Дальневосточном кластерах – путем организации совместных предприятий с иностранными партнерами (Норвегия, Южная Корея и др.) с привлечением передовых иностранных технологий. Развитие таких центров станет стимулом для подъема отечественного судостроения на базе зарубежных аналогов, способствует обучению и использованию иностранного опыта российскими инженерами-конструкторами и судостроителями, а также обеспечит рабочими местами как прибрежные субъекты РФ, так и соседние с ними регионы.
Реальным стимулом для строительства и ремонта рыбацких судов в России станет программа льготного кредитования лиц, имеющих право на осуществление добычи ВБР, для целей строительства новых судов рыбопромыслового флота и модернизации используемых. «Одним из условий предоставления льготы должна стать степень локализации нового флота – не менее 30% от стоимости судна. В случае выполнения этого критерия ввоз такого судна на таможенную территорию ЕАЭС должен не облагаться НДС и таможенной пошлиной в течение первого года после окончания строительства», – отметил Сергей Сенников.