Госсовет расставит точки над «i»
Мурманские рыбопромышленники вернулись из Москвы с совещания рабочей группы по подготовке к заседанию президиума Госсовета, намеченному на 19 октября. О том, как решалось там будущее рыбной отрасли, рассказал член рабочей группы, председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир ГРИГОРЬЕВ. Об этом сообщает mvestnik.ru.
- Владимир Юрьевич, как стало известно, текст доклада, подготовленного Росрыболовством к Госсовету, на основании которого будут приняты судьбоносные для рыбаков страны решения, был подвергнут критике и должен претерпеть значительные изменения. Как член рабочей группы, расскажите, почему это произошло и о чем говорили мурманчане? Кстати, 15 сентября прошло всероссийское совещание представителей бассейнов. Как был представлен наш регион на этих форумах?
- У нас была достаточно представительная делегация. Это - Ирина Вадимовна Мокерова, Вячеслав Константинович Зиланов, Юрий Васильевич Задворный и я. 15 сентября состоялся серьезный, принципиальный деловой диалог на совете рыбаков страны. А уже 16-го на заключительном заседании рабочей группы присутствовали только трое представителей нашего региона: первый заместитель губернатора области Алексей Михайлович Тюкавин, я, как член рабочей группы, и Вячеслав Константинович Зиланов, как член редакционного совета. Если говорить о совещании 15 сентября, то это был единственный на моей памяти форум, собранный по инициативе самих рыбаков. Обычно нас созывало Федеральное агентство по рыболовству, но в данном случае мы все - от Камчатки до Калининграда - сами созвонились и приехали, чтобы на базе ВАРПЭ (Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров) обговорить все свои пожелания к Госсовету. Потому что именно по результатам этого заседания будут определены направления, по которым дальше станет развиваться наша отрасль. Этим объясняется очень серьезное внимание рыбаков страны к докладу на Госсовет.
- Что сегодня особенно беспокоит рыбаков?
- К сожалению, складывается впечатление, что «наверху» нас порой не слышат. Хотя немало поправок учтены, в нашем докладе все же появились две «новеллы», с которыми не согласны рыбаки. Первая - снова интенсивно обсуждается тема квоты «под киль», и вторая - «приоритетность» прибрежного промысла.
Правда, сегодня квоты «под киль» называются завуалировано - квоты господдержки, а квоту для прибрежки предлагается увеличить на 20 процентов. То есть отнять у промышленников-океанистов и отдать рыбакам прибрежного промысла. Это два момента, с которыми большинство рыбаков не согласны в корне.
- Почему? В чем крамола квот «под киль»?
- Дело в том, что под эти, теперь называемые квотами господдержки, цели предлагается изъять 20 процентов, то есть пятую часть всей квоты, и передать неким компаниям, которые якобы собираются строить суда. Но мы же живем в рынке и видим наглядно, что это будет просто передел квот в чистом виде. В прессе уже прозвучало, что квоты готовятся передать Русской рыбопромышленной компании, которая готова строить траулеры на российских верфях, и эти 20 процентов уйдут им.
- А реально ли это строительство?
- Сегодня опыта по подобному судостроению в России совсем немного. Как выглядят современные суда, вы видели? Недавно в Мурманск снова пришел свеженький «Механик Сергей Агапов» - траулер компании «Робинзон», построенный на судоверфи в Индонезии. Так вот - корпус может сделать любая верфь, в том числе и российская. Но вся «начинка» должна быть иностранная. От двигателя до навигационного и поискового оборудования. У нас сегодня просто нет отечественных аналогов. И рыбаки очень сомневаются, что, если будут внедрены квоты под киль, не случится простого очковтирательства. То есть какие-то корабли будут построены, но ловить промысловики будут совсем другими судами. А, по мнению рыбаков, подход должен быть в корне иным. Если мы функционируем в рынке, если нас никто не поддерживает, то надо работать, как наши соседи-норвежцы, к примеру. Как государство поддерживает там рыбаков? Дает им льготные ставки по кредитованию, оптимальные условия, и, соответственно, новые суда им обходятся значительно дешевле. Причем строить их можно не только в Норвегии, последнюю серию таких кораблей они запустили на судоверфи в Турции. Кстати, и ненецкий Рыбакколхозсоюз сегодня также в складчину строит очередной траулер в Турции.
- Но кому-то, очевидно, очень нравится идея давать квоты «под киль»? Иначе не было бы такого активного лобби?
- Надо не квоты давать «под киль», а строить киль под квоты. То есть рыбак сам должен выбирать судно и вид промысла, а потом строить ярусник или тральщик - в зависимости от той квоты, которую имеет. А заказывать пароход и ждать, что тебе отвалят под него квоту, отняв у кого-то, - не совсем правильно. Если же мы говорим об обновлении флота на российских верфях, в первую очередь отечественные судостроители должны сделать нам хорошее предложение. И не только в части корпуса. Именно судостроители должны прийти в таможню и сказать: дайте нам возможность завезти иностранное оборудование без выплаты таможенных платежей и НДС. Такие преференции должны быть даны российским верфям. А мы - рыбаки - должны получить от них хорошее предложение по цене, срокам и качеству.
- А что говорилось на совещании рыбаков о дополнительных квотах для прибрежки?
- Здесь мы не понимаем, почему один вид рыболовства должен превалировать над другим. Каждый для себя сам решает: ловить ему в прибрежных водах или идти в океан. Есть у нас в регионе предприятие «Северная морская мануфактура», к примеру, которое, имея океаническую квоту, работает на ней в режиме прибрежных поставок на рыбофабрику. Его хозяин сделал для себя такой выбор, ему так удобно. К тому же у нас много прибрежников, которые трудятся на океанических кораблях, выполняя задачу поставки на берег рыбы на судах-морозильщиках. И здесь нам непонятно. Если перед прибрежкой ставится задача поставок именно охлажденной рыбы, так и прописывайте - только охлажденка, однако в проекте написано: все виды продукции, то есть и мороженая тоже. Почему?
- Получается, что в большей части новаций, которые прописаны в проекте доклада, цель одна - получить квоту?
- Да. Отнять у рыбака и получить. И тут идет поток туманных рассуждений. А когда конкретно спрашиваешь: вы от отрасли-то чего хотите? Ответа нет. Еще одна проблема: мы находимся в приморских отдаленных регионах, наша задача - создавать рабочие места, ловить рыбу и привозить ее на берег. И мы не можем остаться равнодушными к ценам на рыбу в наших магазинах, которые просто порой необъяснимо «летят» вверх. На рабочей группе выступал, кстати, представитель «Икс 5 Ритейл групп» - это российская компания-ритейлер, владелец торговых сетей «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Копейка» и других. Так вот он, проведя анализ, четко сказал цифру: у них на охлажденную рыбопродукцию забита рентабельность 17 процентов, а на мороженую - до 30. Вот такая наценка и должна формировать цену в магазине. Все что сверху - это посредники. Так что первейшая задача - убрать посредников и наладить прямые поставки. Потому что, как показывает практика, сегодня доля рыбаков в структуре цены всего около 36 процентов. Все остальное - накрутки торговли и посредников.
- Кстати, в СМИ прозвучало: в своем выступлении руководитель рабочей группы, губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко подчеркнул, что сегодня средняя цена рыбопродукции составляет 176 рублей за килограмм, что в три раза выше средней цены продукции, производимой рыбаком. Также он рассказал о проекте «Рыбная биржа», благодаря которому цены на рыбопродукцию для населения должны снизиться на 30-40 процентов, а рыбопромышленники получат гарантированный сбыт.
- Да, доклад Олега Николаевича был встречен рыбаками с пониманием и энтузиазмом, тем более что в нем он обозначил основные проблемы рыбохозяйственного комплекса. С большим вниманием также восприняло рыбацкое сообщество выступление первого заместителя губернатора нашей области Алексея Михайловича Тюкавина. Он выразил позицию региона за сохранение «исторического принципа» и против квот «под киль». И подчеркнул, что судостроение нужно стимулировать другими способами - кредитованием, возможностью получения гарантий, конкурентоспособностью предложений судостроителей.
- Рыбаки были единодушны в своих требованиях на совещании?
- Рыбаки в этот раз проявляли редкую солидарность. Даже прибрежники из Карелии, Архангельска, Ненецкого автономного округа, с Дальнего Востока совершенно не претендовали на обещанные 20 процентов. Наоборот, все были за то, чтобы базовые положения закона о рыболовстве, действующего на сегодня, сохранить. Все попытки модернизации - от лукавого. Менять принцип сегодня нельзя, все должно быть по справедливости и все - в одних условиях. А вертеться флюгером сегодня в одну сторону, завтра в другую, это к хорошему не приведет. Правила игры должны быть понятны, ясны и прозрачны.
К слову
Результатом совещания рыбаков России стало письмо к президенту и предложения к перечню поручений президента РФ к заседанию Госсовета. В этом документе рыбацкое сообщество изложило три главных просьбы. Вот они:
- не допустить введения новых видов квот, разрушающих исторический принцип, в действующий закон о рыболовстве;
- учесть предложения Всероссийского координационного совещания руководителей предприятий, союзов и ассоциаций рыбного хозяйства при принятии решений по итогам заседания президиума Госсовета;
- рассмотреть возможность подчинить Федеральное агентство по рыболовству правительству Российской Федерации, как это было в период с 2008 до 2012 год.
Состав подписантов очень внушительный, среди них самые уважаемые рыбопромышленники Мурманской области. Еще никогда в адрес Госсовета не поступало такого большого количества предложений (их обработано более 400), и это понятно. Рыбаки страны ждут от Госсовета многого, прежде всего - что его решения помогут найти разумный консенсус в дискуссии между госчиновниками и рыбацким сообществом и дадут реальный толчок для полноценного развития отрасли в ближайшие годы.