Кому нужны квоты под строительство новых судов?
В Москве прошло заключительное собрание рабочей группы, которая готовит заседание президиума Госсовета по развитию рыбной отрасли. Заседание, которое должно было состояться в сентябре под председательством президента Владимира Путина, переносится на октябрь. По словам участников Госсовет причины переноса – разногласия по вопросам внесения изменения в Закон о Рыболовстве, в частности в части совершенствования распределения квот добычи водных биоресурсов. Об этом сообщает КП.
Именно этот вопрос за последние месяцы неоднократно поднимался на совещаниях в Москве, на Камчатке и Сахалине, на Восточном экономическом форуме и Международном конгрессе рыбаков с участием руководства Минсельхоза РФ, Росрыболовства, Минвостокразвития РФ. Наиболее острой стала дискуссия вокруг необходимости сохранения исторического принципа и введения «квот под киль» - так называемых «квот господдержки», подразумевающих выделение квот под новые суда, построенные на российских верфях.
Лошадь сдохла – слезь!
Это и понятно, ведь одна из главных проблем отечественной рыбной отрасли связана с состоянием российского рыбодобывающего флота. Износ рыболовных траулеров составляет 80-90%, а их технические возможности устарели как минимум на четверть века. Начиная с распада СССР, наш флот практически не обновлялся, выпущены единицы небольших судов и ни одного крупнотоннажного траулера, способного осуществлять лов в дальних районах мирового океана.
Сами рыболовные траулеры за это время в тех же Норвегии, Китае, Японии превратились в настоящие заводы полного цикла, не просто переваливающие рыбу на берег, а выдающие готовый продукт. Такая свежезамороженная или слабосоленая рыба либо пресервы могут быть доставлены без потери качества в любую точку России. Для большинства отечественных судов – это фантастика.
Древняя индейская пословица гласит: «Лошадь сдохла – слезь!» Эксплуатировать выработавшие свой ресурс и морально устаревшие суда означает не только нарушать экологические нормы, но и подвергать опасности жизнь моряков. В апреле этого года в Охотском море затонул траулер «Дальний Восток», более 50 человек погибли. Капитан, принимая судно, жаловался на то, что это «очень старый пароход, который еле-еле работает». Однако корабль подлатали, подремонтировали, «модернизировали», и в путь.
Сколько раз уже говорилось о том, что модернизация старых судов не решает проблемы. В связи с износом корпуса и несущих конструкций ремонт не способен продлить срок жизни кораблей, а из-за того, что в старые корпуса помещается оборудование с характеристиками, превышающими проектные, нарушается безопасность мореплавания.
Менять отслужившие свое суда собственники, а это исключительно коммерческие компании, не торопятся, настаивая на том, что в России нет ни соответствующих проектов, ни верфей, готовых взять заказы. Однако это, мягко говоря, лукавство. В конце августа Объединенная судостроительная корпорация представила шесть готовых проектов больших и средних рыболовных траулеров и четыре верфи, имеющие опыт строительства. Российские судостроители заверили, что готовые суда будут выпускаться в необходимой комплектации и снабжаться самым современным оборудованием. Казалось бы – бери – не хочу.
Тем не менее, рыбодобытчиков, готовых заказывать сегодня суда – единицы. Что же преобладает – банальная жадность или простое отсутствие интереса к российскому покупателю?
Сколько стоит флот построить?
На днях прошло мероприятие с громким названием «Всероссийское координационное совещание руководителей предприятий, союзов и ассоциаций рыбного хозяйства». Кому как не рыбакам заявить о том, что новый флот нужен? Ведь им же самим и ходить на старых судах, подвергая себя опасности. Но – нет, не случилось. Как и раньше, участники даже не попросили, а потребовали выделить им «рыбные квоты» без каких-либо обязательств. И не на год, не на два – на 25 лет. А ведь все слышали о «рыбных рантье» - собственниках квот, которые не вылавливают рыбу, а просто перепродают право на вылов – «квоты» другим компаниям, часто – иностранным.
Видимо, государство больше не готово спускать дело на тормозах. В последние месяцы работа над новым законодательством кипит. Эксперты от Росрыболовства, Минтранса, Министерства сельского хозяйства и множества других регулирующих и контролирующих органов подключились к решению одной, но очень важной задачи – как добывать нашу рыбу много и безопасно. Все понимают, что построить новый флот на пустом месте – сложно и дорого. Один крупнотоннажный траулер, а именно такими в открытом море ловят и «белую» рыбу – минтай и треску, и «красную» - лосось и нерку и всеми любимую селедку, стоит 60 миллионов долларов. А чтобы его построить еще надо переоборудовать верфь, нанять рабочих, это опять-таки и деньги, и время - несколько лет. Судно не построить за месяц, а для Дальнего Востока в ближайшие 5-10 лет нужно спустить на воду около 15 «крупнотоннажников».
Как у нас и принято, для старта большого проекта нужна «команда сверху» и поддержка государства. И если команда уже была - в Морской доктрине, недавно утвержденной Президентом, уже говорится о поддержки судостроителей, то поддержка государства пока запаздывает, в том числе, из-за затянувшихся споров рыбаков.
Лебедь, рак и щука
Поддержать строительство нового флота еще в 2012 году предлагало Министерство промышленности. Говорили о том, что, если выделить рыбакам дополнительные квоты под строительство судов, рыбаки придут на верфи и работа закипит. Прошло три года и только сейчас вопрос стал ребром - в преддверии определения в 2018 году новых принципов распределения квот на добычу рыбы предлагается увязать их предоставление с вопросами строительства новых высокотехнологичных судов на российских верфях. Тем, кто готов инвестировать в инновации, будут предоставлены дополнительные лимиты - «квоты господдержки». При этом государство готово увеличить срок предоставления таких квот до 25 лет, чтобы обеспечить окупаемость новых судов.
Как поясняют в Росрыболовстве, квоты господдержки выделяются компании-судовладельцу под каждое судно, построенное в соответствии с определенной Минпромторгом спецификацией на российской верфи, спущенное на воду и зарегистрированное в Российском регистре судов. То есть Правительство установит единые правила игры и станет поощрять тех, кто их выполняет. И это дело уже ближайшего будущего.
Впрочем, среди рыбаков есть и те, кто уже успел не только откликнуться на инициативу чиновников, но и произвел собственную калькуляцию. В Русской рыбопромышленной компании, например, подсчитали, что на строительство на Дальнем Востоке первых 15 судов нужно будет вложить порядка 50-60 млрд. рублей. Рыбопромышленники готовы найти эти средства при условии, что государство выделит хотя бы половину необходимых для новых судов объемов лова в виде «квот под киль».
Обсуждается в рыбацком сообществе и идея о том, что в случае принятия поправок в закон о рыболовстве программа может получить «обратную силу» и распространяться на суда, построенные ранее 2018 года. В этом случае заслуженную поддержку могут получить и те компании, которые уже вложили средства в постройку судов. Например, одно из крупнейших предприятий Дальнего Востока «Преображенская база тралового флота», не дожидаясь правительственной помощи, в еще докризисные годы построила два современных больших морозильных рыболовных траулера «Бухта Преображения» и «Генерал Трошев».
Поощрять тех, кто строит суда, Росрыболовство предлагает за счет квот, которые будут изымать у неэффективных ресурсопользователей, «рыбных рантье» и незаконно владеющих русской рыбой иностранцев. Похоже, именно это предложение ведомства стало новым камнем преткновения. И, хотя ситуация с нежеланием рыбаков признаваться в неэффективности напоминает поговорку про горящую шапку, на прошедшей на днях встрече рабочей группы по подготовке Госсовета по ситуации в рыбной отрасли под председательством Президента никаких решений принято так и не было. Росрыболовство, ассоциации рыбопроизводителей и рыбопромышленники словно лебедь, рак и щука продолжали тянуть каждый в свою сторону.
Однако едва ли шантаж со стороны иждивенцев, стремящихся любой ценой сохранить старые правила игры, увенчается успехом. В последнее время государство показало, что способно проявить характер в том, что касается национального рыбного ресурса и вопросов импортозамещения. С отечественного рынка потеснили иностранные компании, незаконно владевшие российскими квотами, добились запрета поставок в Россию рыбы сомнительного происхождения. Осталось поставить финальную точку, чего и ожидают на Президентском госсовете «по рыбе» уже в следующем месяце.