Квоты на судостроение дадут толчок в развитии рыбной отрасли
Новая концепция развития рыбной промышленности будет представлена в октябре на заседании президиума Госсовета по развитию рыбохозяйственного комплекса, которое состоится на Дальнем Востоке. О проблемах рыбной отрасли и ожиданиях рыбопромышленников от этого заседания в интервью РИА Новости рассказал заместитель главы Росрыболовства Петр Савчук.
— Какие проблемы отрасли вы считаете наиболее актуальными, чего ждут рыбопромышленники от заседания?
— На сегодняшний день основная дискуссия разворачивается вокруг следующих вопросов: принцип распределения квот, повышение эффективности промысла, развитие переработки, обновление флота. Обо всем по порядку.
Предложенный ранее принцип наделения квотой на 10 лет показал свою состоятельность. Из этого вытекает очевидное желание — сохранить данный расклад на максимально длительный период. И в этом желании нет ничего предосудительного. На рабочей группе Госсовета обсуждается вариант пролонгации — наделение квотой на 25 лет, но с некоторыми корректировками.
Предлагается повысить минимальный порог освоения квоты с текущих 50% до 70%. Этой мерой преследуется следующая важная цель — вытеснение из отрасли компаний-рантье, которые не заинтересованы в инвестициях, в повышении эффективности вылова и внедрении инноваций. Также активно обсуждается использование коэффициента 1,2, увеличивающего размер квоты компаний, осуществляющих промысел в прибрежной зоне. Прибрежное рыболовство в настоящее время является связующим звеном между морем и береговой переработкой. Необходимо стимулировать рыбаков, работающих в 12-мильной зоне, вылавливать и доставлять на берег больше и делать это экономически эффективнее. Что касается разделения промышленной и прибрежной квот, то выработанной позиции по этому вопросу пока нет. На повестке имеются предложения по возвращению к единому морскому пространству.
Следующий важный вопрос — развитие логистической и инфраструктурной составляющей отрасли. Нам нужны современные холодильники, рыбоперерабатывающие заводы, перевалочные комплексы. В этой связи мы рассматриваем несколько вариантов создания рыбных кластеров: в Приморском крае, на Сахалине и в европейской части России, где могут базироваться мощности для глубокой переработки рыбопродукции.
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть тему, вокруг которой в последнее время возникла горячая дискуссия — государственная поддержка инвестиций, а именно строительства современного рыбопромыслового флота через наделение квотой. Эта тема получила краткое обозначение "квота господдержки", прошу не путать с понятием "квота под киль". Хочу отметить, что методов достижения желаемого эффекта несколько — можно наделить квотой новые суда в качестве меры поощрения строительства, как это предлагает сделать Росрыболовство. При этом большая часть квоты остается в пользовании на длительный срок у текущих держателей, так как предельный размер изъятия может составить лишь 20% квоты и то по отдельным объектам промысла, по которым будет принято решение.
Альтернативное, более принципиальное мнение — сохранение квоты только за теми пользователями, кто предъявил соответствующие данному размеру квот инвестиции. Отсутствие на протяжении нескольких лет подтвержденных инвестиций в строительство флота, модернизацию или переработку будет грозить изъятием квоты у пользователя.
— Одна из самых обсуждаемых в отрасли тем — изменения в Закон о рыболовстве, в первую очередь, в части распределения квот на вылов рыбы с 2018 года. Какова позиция Росрыболовства по этому вопросу?
— Росрыболовство предлагает сохранить исторический принцип, который действует с 2008 года. Но мы хотим дополнить его инструментами, способными значительно повысить инвестиционную привлекательность отрасли. Одним из таких инструментов, поддерживаемых нами, является наделение вводимых в эксплуатацию новых промысловых судов квотами господдержки. Флоту, береговой инфраструктуре, перерабатывающим мощностям нужен мощный толчок для развития. К сожалению, тот уровень инвестиций, который мы имеем по прошествии 10 лет, совершенно недостаточен для отрасли. Наглядным отражением этого уровня является степень изношенности и недостаточной экономической эффективности рыбопромыслового флота.
— Существует мнение, что "квоты под киль" приведут к переделу в отрасли, при этом работающие рыбопромышленные предприятия с собственной базой и флотом могут лишиться ресурсов и перспектив. Как сохранить стабильность, которую дает "исторический принцип", простимулировав при этом развитие флота?
— Условия, заложенные в механизм господдержки квотой, созданы для всех. Прежде всего, для тех, кто заинтересован в строительстве. Прежний опыт строительства судов на зарубежных верфях на государственные деньги показал свою несостоятельность. Имею в виду строительство норвежских, испанских, немецких судов, за которые впоследствии не рассчитались. При этом фактически государство ничего не получило за использование рыбаками этих квот. Поэтому сейчас очень важно выстроить четкий, прозрачный механизм, который не приведет к переделу в отрасли и будет способен эффективно функционировать на протяжении многих лет. Суть механизма в следующем: во-первых, квота господдержки будет изъята с определенных объектов промысла и в определенных пределах. Такое изъятие будет осуществляться в том объеме, который необходим на момент ввода в эксплуатацию каждого построенного судна и не может превышать 20% от совокупной квоты. Во-вторых, размер квоты господдержки не должен превышать определенный процент от заявленной промысловой нагрузки судна. Наконец, по прошествии 10 лет — расчетного срока окупаемости проекта, компания-собственник возвращает квоты государству, которое передает их в поддержку на тот момент вводимых новых судов.
Каждое предприятие способно воспользоваться предложенным механизмом и начать строить современные высокопроизводительные суда. Для этого будет создана прозрачная система учета заявок на строительство, учитывающая интересы всех игроков рынка, независимо от размера компании, региона базирования и финансового положения.
Безусловно, необходимо будет проработать механизм финансирования проектов. Одним из решений видится создание работоспособной схемы лизинга. Экономика проекта показывает, что без господдержки компании не будут строить новые суда. Расчетный период окупаемости проекта судна без господдержки — 17-20 лет.
Необходимо также понимать, что государство ожидает увидеть высокотехнологичные и высокопроизводительные суда: совершенно новое оборудование, возможность производить на борту продукцию высокой степени переработки. Это то, к чему мы должны стремиться.
— Есть ли другой механизм, позволяющий решить проблему устаревшего флота и избавиться от проблем в отрасли, в частности, "квотных рантье"? Можем ли мы использовать зарубежный опыт?
— Сейчас мы ведем диалог с рыбаками, проводим совещания по теме строительства флота. Но, к сожалению, сдвигов нет, флот не строится. Одна-две компании проводят подготовительную работу в этом направлении. Многие предпочитают использовать другой подход, покупая устаревшие суда зарубежной постройки, успевшие проработать за рубежом много лет. Надо менять эту тенденцию, мы не должны оставаться на задворках рыбопромыслового судостроения.
— Насколько известно, предложение Росрыболовства поддержали некоторые рыбодобывающие компании…
— Некоторые компании эту позицию поддержали. Среди них — "Русская рыбопромышленная компания", "Доброфлот", колхоз "Приморец". Эти компании готовы участвовать в проекте наделения квотой господдержки. Еще раз повторюсь, по нашим расчетам новое крупнотоннажное судно в при условии господдержки способно окупить себя в течении 10 лет. Таким образом, соблюдаются интересы бизнеса, инвестирующего деньги и государства, реализующего программу развития отрасли.
— Ощутит ли потребитель выгоду от предлагаемых изменений в Закон о рыболовстве? Как они повлияют на цену и качество рыбы на прилавках?
— Одно из ключевых требований к судам новой постройки — производство качественной продукции с высокой степенью переработки на борту. Продукция будет производиться с меньшими издержками по сравнению с существующим уровнем, с минимальным уровнем брака. Конечный потребитель должен, безусловно, выиграть от предлагаемых изменений за счет повышения качества конечной продукции.