Рыбаки считают обременительными поддержанные Госсоветом решения
Налоговая нагрузка на рыбодобывающий сектор окажется сопоставима с прибылью, предупреждают участники рынка. Об этом сообщает Гудок.
Во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) считают, что новые правила работы рыбодобывающей и рыбоперерабатывающих отраслей окажут негативное влияние на развитие бизнеса, заявил президент ассоциации Александр Фомин, входящий в состав рабочей группы по подготовке заседания Госсовета.
Негативные последствия будут иметь три решения, нашедшие одобрения на заседании президиума: введение квот господдержки, увеличение ставок сбора за водные биоресурсы и отмена льгот по единому сельхоз налогу. «Похоже на соревнование, кто больше придумает обременений и обязательств для рыбаков. При этом самим рыбакам слово не дали, хотя у нас было что сказать», - охарактеризовал итоги заседания Госсовета Александр Фомин, добавив, что ситуация похожа на анекдот советских времен, заканчивается вопросом: «А вы их дустом не пробовали?».
По его словам, нашли поддержку не только «квоты под киль», против которых выступала ВАРПЭ, но и квоты под переработку, которые будут отражены в итоговой редакции протокола заседания президиума Госсовета. Серьезным бременем для рыбодобывающего бизнеса, по его словам, станет «увеличение ставок сбора за водные биоресурсы до 100%».
Речь идет о предложении «установить ставки сбора за водные биоресурсы в размере 100 процентов для предприятий, осуществляющих промышленное прибрежное рыболовство, за исключением градо- и посёлкообразующих рыбохозяйственных предприятий, а также артелей, колхозов и предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. С такой идеей выступил руководитель рабочей группы Государственного совета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко. По его мнению, это поможет увеличить доли поставок на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью, так как к ставкам сбора за водные биоресурсы будет применяться дифференцированный подход: ставку для тех, кто поставляет продукцию высокой переработки будет уменьшаться, для тех, кто продает сырей - повышаться.
По расчетам Александра Фомина, в итоге дополнительная нагрузка на отрасль составит 10-12 млрд рублей в бюджет. «Это сопоставимо с объемами прибыли, которые у нас получаются ежегодно: тоже 10-12 млрд рублей». Он считает, что это либо отразиться на цене рыбы, а если в цену рыбы не получится включить налог (например, не будет спроса), то снизит прибыль рыбаков и их инвестиции. «Замкнутый круг получается. С одной стороны хотят проинвестировать и начать строить судна, с другой стороны за счет финансовой политики отнимают возможность инвестиций», - заключил Фомин. Он также добавил, что еще один минус для отрасли: отмена льгот по единому сельхоз налогу.
На заседании президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, президент России Владимир Путин фактически поддержал идею введения квот господдержки.
Накануне заседания Госсовета рыбацкое сообщество предупреждало, что поддержка будет распространяться только на крупные компании, ценой потери доли рынка у всех остальных участников. Фомин не исключал банкротства сотен мелких компаний.
Ранее речь шла о том, что государство может выделить до 20% дополнительных квот на вылов морских биоресурсов тем предприятиям, которые будут заказывать новые рыболовные траулеры на российских верфях. В ходе заседания президиума Госсовета стало известно, что к «квотам под киль» могут добавиться и «квоты под переработку».
Если учесть неполное освоение квот, изъятие квот у рантье и возможный рост ОДУ при рациональной эксплуатации ресурсов, то передача 20% квот в обмен на инвестиции в российское судостроение и переработку сильно не повлияют на объемы, которые достанутся другим рыбопромышленникам, тем более что срок выделения будет увеличен. Есть, конечно, проблема монополии в нашем судостроении, но когда-то надо начинать строить свои траулеры. А то получается, что отрасль работает на саму себя: продает рыбу за границу, и на эти деньги почти все для производства закупает за границей, плюс часть прибыли туда утекает.
Пора и переломить тренд сырьевого экспорта, о чем говорит Кожемяко.
Что касается доходности отрасли, хозяева компаний не жалуются на недостаток прибыли, когда продают бизнес и получают огромные деньги фактически за принадлежащие государству квоты. При этом рента скрыта в цене продаваемого бизнеса, а бюджет с такой скрытой продажи квот мало что получает. Вопрос легализации оборота квот к сожалению не поднимался.
2- Путем реорганизации ( долги - Васе пупкину/государству, активы/квоты - новоявленному собственнику)