Приморский рыбный кластер выпал из поля зрения Госсовета?
Заседание президиума Государственного совета России по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, состоявшееся в Москве 19 октября, уже более недели остается одной из основных тем для обсуждения в отраслевом сообществе. Стенограмма заседания скрупулезно изучается различными экспертами, в СМИ публикуются аналитические материалы. Об этом сообщает Дейта.
За обсуждением ключевых вопросов отрасли, таких, например, как сохранение, модернизация или отмена «исторического принципа» распределения долей квот на добычу водных биологических ресурсов или внедрение принципа «квоты под киль», несколько поблекли другие, второстепенные, но тем не менее, далеко не праздные вопросы. В частности, в ходе заседания был упомянут, правда, довольно поверхностно, проект создания в Приморье так называемого «рыбного кластера» (он же - «рыбопромышленный комплекс»), о необходимости которого так много говорили краевые власти. Так, министр сельского хозяйства Александр ТКАЧЕВ лишь косвенно упомянул этот проект в своем выступлении:
«Что сделали китайцы, что сделали корейцы, собственно? Создали рыбный кластер, рыбный порт в одном из крупных городов. Напрашивается сам по себе вывод: Приморье логистически, географически подходит по всем параметрам. И поэтому, конечно, те холодильники, которые там сегодня есть, – это просто пародия, это бывшие заготконторы, сосульки по два метра. Нужны мощности под 200 тысяч тонн, глубокая переработка – и мы сами поменяем картину мира, и рыбаки с удовольствием сами придут в наши порты и будут разгружаться, эта рыба будет перерабатываться. И в том числе самостоятельно будем продавать не через Корею в Европу, а через Москву и дальше по проводящей сети. Это всё реально, это всё на наших глазах в течение 10–15 лет произошло – у наших, к сожалению, партнёров-конкурентов».
В своем выступлении глава Росрыболовства Илья ШЕСТАКОВ говорил о том, что «принятие законов о территориях опережающего развития и свободном порте Владивосток сформировало условия для эффективной реализации таких инфраструктурных проектов. В целом, планируется создание сети оптово-распределительных центров, которые будут интегрированы в дальневосточный рыбный кластер, а также в комплексы в Новосибирской, Московской и Владимирской областях. В дальнейшем возможно вовлечение в данный проект рыбного кластера северного бассейна».
То есть на Госсовете была между делом в очередной раз повторена мысль о том, что хорошо бы в Приморском крае нечто подобное построить. Как будто не было ни проекта, разработанного институтом Номура, ни общественных слушаний, ни обсуждений в прессе, ни, в конце концов, скандалов, связанных проектом создания приморского рыбного кластера! Кроме Шестакова, другие участники обсуждения говорят о неком «дальневосточном кластере», но, как следует из стенограммы, имеется в виду не только приморский проект. Так, губернатор Камчатского края Владимир ИЛЮХИН связывает перспективы рыбохозяйственной отрасли Камчатки с реализацией подобного проекта уже на этой территории:
«Говоря о перспективах развития отрасли, должен сказать, что Камчатка связывает их с созданием в крае мощного рыбохозяйственного кластера, который полностью обеспечит добычу, хранение, переработку и реализацию продукции. Стратегически важным в этой связи для нас является развитие Северного морского пути и создание в Петропавловске-Камчатском крупного логистического центра на трассе главной арктической магистрали. На реализацию этой задачи нацелено и создание на Камчатке территории опережающего развития. Это открывает принципиально новые возможности для организации поставок дальневосточной рыбы в российские регионы. Мы также поддерживаем идею расширения зоны свободного порта на Петропавловский порт. Это даст дополнительные возможности рыбодобывающим и судоремонтным предприятиям».
Таким образом, о проекте приморского рыбного кластера, который преподносился краевыми властями, как уже запущенный в реализацию, на заседании президиума Госсовета говорилось как-то туманно и вскользь. Не исключено, что потому, что окончательное решение на государственном уровне о реализации этого проекта все еще не принято.
Напомним, что создание рыбного кластера в Приморье в таком виде, как это предполагается авторами проекта, осложнено рядом обстоятельств. Во-первых, это так и не решенный окончательно вопрос по поводу бухты Суходол, где в настоящее время реализуется другой крупный проект – создание угольного порта под эгидой компании СДС. Очевидно, что, не смотря на все заверения о том, что два проекта друг другу не помешают, это не совсем так. Кстати, и у угольщиков все не так уж и гладко – все положенные экспертизы пока еще окончательно не пройдены.
Другим обстоятельством является то, что существующие на сегодняшний день в Приморье мощности по перевалке рыбы, вопреки заявлению Ткачева, вполне справляются с имеющимся грузопотоком и имеют потенциал для расширения. В частности, об этом говорил в своем интервью ИА «Дейта» генеральный директор ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» Александр ШЕВЧЕНКО:
«На 2015 год мы запланировали перегрузить 200 тысяч тонн рыбопродукции. Уже сейчас понимаем, что план будет перевыполнен и год ВМРП закроет цифрой в 250 тысяч тонн. В предыдущие годы план по рыбе был на уровне 140-160 тыс. тонн. Для того, чтобы этот холодильник окупился, нам необходимо, чтобы через него проходило до 250 тысяч тонн ежегодно. То есть, суммарный годовой грузооборот рыбопродукции должен быть у ВМРП на уровне 500 тысяч тонн. Для сведения, в 2014 году через все порты Дальнего Востока прошло 730 тысяч тонн рыбных грузов. Прогноз на этот год аналогичен.
Росрыболовство призывает нас сегодня к увеличению перегрузки рыбы. Мы готовы перегружать больше. Они декларируют увеличение объемов, мы под это верстаем свои производственные планы. И тут - рыбные кластеры. Сначала говорят о проекте в Приморье, теперь уже есть информация о кластерах на Сахалине и Камчатке. Если будет столько кластеров и холодильных мощностей других стивидоров, загруженных в течение года менее, чем на 50%, да плюс к этому наш холодильно-складской комплекс, то рыбы уж точно на всех не хватит. Здесь необходимо какое-то государственное решение, касающееся упорядочивания проектов по строительству мощностей под перевалку рыбопродукции, исходя из потребностей внутреннего рынка».
По мнению эксперта, нет необходимости создавать «рыбный кластер», если, по данным Росрыболовства, объем перегрузки рыбы в портах Дальнего Востока для внутреннего потребления в ближайшей перспективе планируется на уровне до 1 миллиона тонн в год. Сегодня дальневосточные стивидоры на имеющихся мощностях способны осилить объем до 1,5 миллионов тонн рыбы.
Исходя из всего этого, можно предположить, что проект приморского рыбного кластера в очередной раз «завис». Возможно, ясность в ситуацию внесут президентские поручения органам власти, которые будут даны в ближайшее время по итогам заседания президиума Госсовета