В стране 2,5 тысячи рыболовецких судов: это много или не очень?
На недавнем заседании Госсовета, посвящённом перспективам развития рыбной отрасли, говорили и о необходимости обновления рыбодобывающего флота. В его сегодняшнем состоянии разбирались «Аргументы неделi», информирует «Тихоокеанская Россия».
На Госсовете 19 октября было рассказано немало интересного. Государству наконец открыли глаза на состояние рыболовецкого флота. Раньше любые данные о нём были поразительно скудные, было неизвестно даже точное число судов.
По крайней мере теперь известно, что в РФ 2,5 тысячи рыболовецких судов. Это много или как? В целом прилично. Например, у Дании 2,68 тыс. таких посудин, у Голландии – 740, в Исландии – 1,65 тысячи. Конечно, лучше не сравнивать нас с общим рыболовецким флотом ЕС, который разросся до 71,3 тыс. кораблей, или с необъятной южнокорейской флотилией, в которой 74,7 тыс. единиц.
В конце концов, в море важно не число, а умение ловить. Как-никак, наш флот в первой десятке по добыче в мире. За вылов в РФ отвечают 1,98 тыс. кораблей, 21 судно занимается переработкой в море, уловы возят 250 громадных корабля-рефрижератора. Кроме того, у нас осталось 22 научных судна, которые занимаются разведкой ресурсов. Есть и три учебных корабля, на которых готовят будущих рыбаков.
Теперь о главном. Последние минимум 15 лет почти все разговоры о российском рыболовецком флоте сводятся к теме, что он устарел. Действительно, суда не новые, 80% флота перевалило 30-летний рубеж. Ситуация понятна, пик ввода новых судов пришёлся на последние годы советской власти. При этом за 20 лет, с 1970 по 1990 г., без того огромный советский рыбный флот вырос вдвое. Это были гигантские заказы, на которые облизывались все мировые верфи.
В частности, тогда заказали громадную партию судов в Польше, построившей нам в том числе три прославленные гигантские плавбазы, включая «Дружбу» и «Конституцию СССР». Заслуженные рыболовецкие траулеры «Лесков», «Родина» и «Зверобой» тоже польского происхождения. Среди них были суда длиной более сотни метров, плавбазы перерабатывали по 150 т рыбы в сутки. Это долго оставалось мировым рекордом.
Восточная Германия традиционно поставляла Союзу суда-рефрижераторы. Кроме того, 15 отличных траулеров типа «Содружество» для нас построили испанцы. По сути, мы держали на плаву гражданское судостроение нескольких стран. С тех пор как крупные заказы из СССР иссякли, восточногерманские и польские верфи балансируют на грани разорения.
Что сейчас? Суда у нас в массе не новые, но это не катастрофа. Всё-таки рыболовецкий корабль не легковушка, которая изнашивается за 5–10 лет. По мировым меркам тут у РФ всё далеко не так плохо. Скажем, в Голландии средний возраст рыбной эскадры – 32 года, В Дании – 29 лет, в Исландии – 27 лет, в Британии – 25 лет. Там никому не приходит в голову постоянно менять корабли. Важнее поддерживать в форме те, что есть.
К тому же пополнение флота, пусть не такое значительное, как прежде, не остановилось даже в 1990-е. В последние годы российские компании стабильно заказывали суда в среднем на 30 млрд руб. в год. За последние 10 лет в строй вступили 50 новых рыболовецких кораблей. Правда, почти все посудины мелкие, среднетоннажных только две.
В реальности серьёзного обновления требует флот рефрижераторов, в котором только 24 относительно новых судна из имеющихся 250. Также остро нужны крупнотоннажные суда, которых у нас осталось до обидного мало. По предварительным расчётам, РФ требуется 20 крупных и 36 средних судна. К слову, заказы на большие рыболовецкие корабли – редкость. Например, Япония за последние 12 лет приобрела только пять таких судов, Южная Корея – 7, Франция – 3, США – вообще одно. Плюс России остро требуются современные корабли новых типов, которых у нас пока нет. В том числе специализированные креветколовы и траулеры, способные доставлять на берег живую рыбу.
Тут возникает проблема: кто будет проектировать и строить новый российский рыболовецкий флот? Самое обидное, в стране осталось 12 профильных предприятий, включая Амурский, Хабаровский, Волгоградский и Ярославский заводы. В строю центр судоремонта «Звёздочка» в Северодвинске и судостроительный завод в Благовещенске. Тем не менее гражданские мощности в целом простаивают. По данным Минпромторга, в последние годы более 90% дохода российское судостроение получило за счёт оборонных заказов. Потому что гражданских было крайне мало, буквально пара барж и буксиров. Плюс неизменный коронный продукт наших гражданских верфей, судна класса река-море.
При этом нельзя сказать, будто спроса нет. В 2014 г. крупный 120‑метровый траулер для северного флота был построен в Малайзии, несколько средних 52‑метровых судна, сделанных по заказу РФ, сошли с голландских стапелей. В чём дело? Тут, разумеется, больше всего вопросов не к рыболовам, но к Объединённой судостроительной корпорации (ОСК). В момент создания она ошарашила планами, пообещав в ближайшие 10 лет построить 1,4 тыс. новых кораблей и захватить минимум 5% мирового гражданского рынка. Сроки вышли, результата не видно.
Понятно, что наш рыболовецкий флот так или иначе будет обновляться. Вдобавок грядёт огромный вал заказов на ремонт и обновление судов. Речь о сотнях миллиардов рублей. Судостроителям нужно только поймать волну и сделать всё, чтобы эти деньги не уплыли на азиатские или европейские верфи.