Неуловимая «Камчатка»
Пограничники поймали в Антлантике судно, за которым несколько лет охотились все — от следователей до судебных приставов. Об этом сообщает novayagazeta.ru.
На выходные в Северо-Восточной Атлантике развернулась погоня: сторожевой корабль российской береговой охраны «Виктор Кингисепп» преследовал краболовное судно «Камчатка». Честно сказать, как удалось «Камчатке» участвовать в «гонке», неясно: по прибытии в Киркенес оказалось, что один дизель-генератор у нее не работал вообще, а один балластный танк заполнило водой. Тем не менее капитан судна уходил от погони и, даже находясь в визуальном контакте с пограничниками, не отвечал на сигналы радиосвязи.
Преследовали краболова вовсе не за браконьерство, как часто бывает. Капитана судна подозревают в незаконном лишении свободы шестерых членов экипажа. По их заявлениям, он не разрешал сойти на берег, не выдавал документов и заставлял работать буквально за еду. На «Камчатке» было 29 членов экипажа из Мурманска, Архангельска, с Дальнего Востока… О нарушениях закона говорят шестеро.
21 октября в региональное погрануправление ФСБ обратилась жена Александра Калинина, одного из матросов «Камчатки». Она заявила, что мужа незаконно удерживают на борту, экипаж объявляет голодовку. Александру якобы пытались помешать говорить с ней, вырывали из рук телефон. Пограничники приняли решение задержать краболова.
23 октября «Виктор Кингисепп» нагнал «Камчатку» и препроводил ее до норвежских территориальных вод. Судовладельца обязали направить судно в ближайший порт — Киркенес. Сейчас краболов остается там; на его борту капитан, старпом и 23 члена экипажа. Шестерых — тех, кто сделал заявления о преступлениях, — судовладелец по предписанию следственного отдела на транспорте доставил в Мурманск.
Судя по их показаниям, события развивались так. Рыболовное судно П‑0072 «Камчатка» вышло в рейс из Киркенеса 25 сентября. Уже в море экипаж, который до этого возмущался дурным техническим состоянием судна, не получил в назначенный день зарплату. Объяснений не последовало, и команда приостановила работу, а 8 октября некоторые написали заявление о списании на берег и переводе в статус пассажиров. Но на берег их не отправили, несмотря на то, что через 9 дней «Камчатка» в море швартовалась с транспортом, на который перегружала улов.
Было ли причиной бунта на корабле реальное нарушение закона, а если да, то кто виновен — капитан или судовладелец, предстоит установить в ходе проверки. Пока же выяснились любопытные факты из биографии «Камчатки». Судя по всему, в море она вообще выходить не имела права: как заявляют в следственном управлении, срок действия регистровых документов истек 28 июля. Но постоянное нахождение в северных морях не только давало прибыль компании-эксплуатанту, но и помогало избежать определенных проблем дома, в Петропавловске-Камчатском. Этим летом дальневосточные следователи сетовали, что из-за удаленности судна не могут расследовать трагическую гибель члена экипажа. Второго февраля во время промысла в Баренцевом море погиб старший мастер добычи, житель Приморского края. Его сбросила в воду уходившая за борт крабовая ловушка. На открытой палубе он работал без спасжилета и страховочного троса. Уголовное дело по статье «Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, повлекшее по неосторожности смерть человека» возбудили на Камчатке. Но опросить всех участников событий до сих пор не могут: они все время в море.
За бардак на корабле, по идее, должен отвечать судовладелец, но кто он? Краболов был взят в аренду у Росимущества петропавловской компанией «Мидель». В госсобственность она попала из частных рук: 10 лет назад была как орудие преступления конфискована у предпринимателя, уличенного в браконьерстве.
Три года назад «Мидель» едва не потерял права на судно, которое за 18 миллионов рублей было продано с аукциона ООО «Бизнесгрупп». Аукцион был странным: объявление о торгах на Камчатке опубликовали в московской газете тиражом одна тысяча экземпляров, арендатор извещен о продаже не был. Арбитражный суд второй инстанции сделку отменил.
Два года спустя «Мидель» вновь перестал быть хозяином: по иску прокуратуры арбитраж признал недействительным договор аренды. Решение вступило в силу, но не было исполнено. Исполнительный лист вручать некому опять же потому, что фактически судно вне зоны доступа приставов.
Вынужденная стоянка в Киркенесе, вероятно, позволит навести порядок в запутанных делах «Камчатки». В море краболова не выпустят уже портовые власти. Компания-эксплуатант для комментариев недоступна: все телефоны, указанные в интернете, молчат.