Рыбохозяйственная наука Дальнего Востока должна работать на перспективу
Деятельность рыбохозяйственных научных организаций Дальнего Востока в настоящее время сужена до изучения лишь наиболее востребованных у бизнеса видов водных биоресурсов, таких как валютоемкий минтай, лососевые, сельдь, крабы и креветки. Сейчас фактически прекращена научная работа в Мировом океане, исследования потенциально интересных для промысла видов. Между тем, отраслевая наука, и в том числе – ТИНРО-центр, должна работать на перспективу, рассказал президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края (АРПП) Георгий Мартынов. Об этом сообщает primamedia.ru.
Напомним, что в настоящее время представители "рыбного" отраслевого сообщества Дальнего Востока активно дискутируют о ситуации, сложившейся в рыбохозяйственной науке в целом, и в дальневосточном ТИНРО-центре – в частности. Много нареканий, например, вызвали неоправдавшиеся прогнозы науки о подходах лососевых к Сахалину и Курилам, ошибки ученых отразились для рыбаков всего бассейна существенными экономическими потерями. Также вопрос о необходимости реформ в системе "рыбных" институтов поднимался и в ходе октябрьского заседания президиума Госсовета под председательством президента РФ Владимира Путина.
По мнению Георгия Мартынова, отраслевая наука действительно переживает сейчас не лучшие времена, причем ситуация сложилась далеко не "вдруг". Так, по словам президента АРПП, Россия потеряла в Мировом океане те районы промысла, в которых ранее традиционно действовали отечественные рыбодобытчики.
- Мы вообще не ловим тунец в Тихом океане. Отечественные рыбаки фактически ушли из Мирового океана. А ведь для того, чтобы там работать, нужны рекомендации науки. Мы давно не строили новый научно-исследовательский флот. Между тем, в настоящее время речь идет даже не о том, что нет денег на строительство такого флота, а о том, что у науки нет денег на эксплуатацию флота существующего, - сообщил Георгий Мартынов.
Эксперт отметил, что деятельность рыбохозяйственных научных организаций Дальнего Востока резко сузилась и переориентировалась, по сути, на потребности крупных рыбодобывающих компаний. При этом, в недавнем прошлом деятельность научных организаций финансировалась за счет ресурсов – ученым отдавали часть квот, наука их осваивала совместно с промышленными предприятиями, и от этого получала определенное финансирование.
- Ученые осуществляют прогнозы по промысловым объектам – это минтай, сельдь, камбала, палтус, макрурус, кальмар, терпуг и лососевые, а также крабы, креветки, двустворчатые моллюски. А наука должна работать и на перспективу, - считает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья.
Георгий Мартынов также высказал мнение, что сложности с отраслевой наукой вызваны недофинансированием в течение нескольких лет.
- В 90-е годы мы фактически прекратили финансирование науки. Между тем, наука обязана ежегодно делать съемки, ежегодные прогнозы на основе тех данных, которые они нарабатывают в море. Если на несколько лет этот прогноз выпал, нет технической возможности - не хватает флота, кадров, и наука не вышла в тот или иной район - то даются самые минимальные объемы, дабы не подорвать или не уничтожить вообще запасы рыбопродукции, - рассказал собеседник агентства.
Ранее управляющий группой компаний "Доброфлот" Александр Ефремов высказал мнение, что рыбохозяйственная наука ДВ должна отвечать за точность прогнозов. Представителям рыбодобывающих предприятий нужны точные научные прогнозы по подходу рыбных ресурсов. Для того, чтобы должным образом мотивировать научные организации на результат, необходимо страховать ответственность ученых за точность их прогнозов. Благодаря этому можно будет не только выстроить объективную оценку эффективности прогнозирования, но что более важно, обеспечить дополнительный источник финансирования рыбохозяйственными организациями научных исследований.
"Страховые ли выплаты, либо управленческие или административные решения, - но ответственность за оправдавшиеся и не оправдавшиеся прогнозы науки и компенсация затрат рыбаков должна быть. На сегодняшний же момент деятельность профильных научных рыбохозяйственных организаций выглядит как гадание на кофейной гуще", - ранее заявил Александр Ефремов.
Кроме того, еще в 2013 году высказывались версии о некоей причастности ряда сотрудников ТИНРО-центра к нашумевшим "крабовым аукционам" в Приморье. Тогда руководитель приморского представительства национального общественного комитета по противодействию коррупции Николай Черентаев высказывал предположение, что увеличение некоторыми сотрудниками ФГУП "ТИНРО-центр" общедопустимых уловов нескольких видов краба в приморской подзоне странным образом совпало с несколькими победами компании известного бизнесмена Дмитрия Дремлюги в аукционах по продаже квот на вылов ценных ракообразных. Позднее, напомним, результаты этих аукционов были признаны судом ничтожными, а сам скандал продолжился чередой уголовных и антимонопольных дел.