Порт по цене корабля?
Через три недели Мурманский морской рыбный порт уйдет в частные руки. На 14 декабря назначен аукцион по продаже 100 процентов акций предприятия, ранее принадлежавших государству. Останется ли после этого порт рыбным, не знает никто. Ситуацию в понедельник обсудили депутаты областной думы. Об этом сообщает mvestnik.ru.
В повестке заседания комитета по природопользованию, рыбохозяйственному и агропромышленному комплексу вопрос о судьбе порта значился далеко не первым, но обсуждение его было наиболее бурным. И неудивительно: это ведь не только база для перевалки рыбопродукции, важная для всех заполярных тружеников моря, но и символ, давший некогда областному центру неофициальное звание рыбной столицы. Судьба порта - судьба города.
Приглашенный на заседание комитета директор ММРП Александр Полянский пояснил, что это уже третья попытка продать предприятие. Акционировано оно было в 2005 году, но все акции принадлежали государству, а управляло ими Росимущество. В 2007 году порт попал в план приватизации, с тех пор дважды выставлялся на торги, однако ни одного желающего купить ММРП даже за стартовую цену (чуть менее полутора миллиардов) не находилось.
Сейчас сумма снижена почти вдвое. На сайте Российского аукционного дома можно найти стартовую цену лота - около 712 миллионов рублей, с шагом в пять миллионов. А также всю аукционную документацию, в которой - внимание! - нет ни слова о том, что новый собственник не вправе перепрофилировать предприятие. И переваливать вместо рыбы, например, мазут или другие грузы.
Председатель комитета Геннадий Степахно (фракция КПРФ) обратил внимание коллег: когда в прошлом году продавали Архангельский тралфлот, в качестве условия для покупателей было указано сохранение основного вида деятельности компании. Так почему же здесь не сделать так же?
- До торгов осталось чуть больше двух недель, заявки принимаются с 9 октября до 7 декабря, так что никакие изменения в документы внести невозможно, - ответил Полянский. - Однако рыбопродукция составляет 60 процентов нашего грузооборота. Думаю, что сохранить профиль предприятия экономически целесообразно, любой собственник это поймет, ведь 99 процентов судозаходов - это рыболовецкие суда.
С другой стороны, особенно эффективным порт давно никто не называет. Как напомнил Геннадий Степахно, некогда годовой грузооборот составлял до трех миллионов тонн. Сейчас - 380 тысяч. То, что предприятие нуждается в модернизации и грамотном менеджменте, очевидно.
- Бизнесу важна не рыба, а прибыль, - резюмировал общую тревогу депутат-коммунист Михаил Антропов. - Государство одной рукой финансирует развитие западного берега залива, МТУ, а другой продает порт, сокращает существующую причальную базу.
Еще одну грань проблемы затронул председатель Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин. Он напомнил, что в федеральном правительстве одновременно разрабатываются два нормативных акта: о таможенной амнистии для незаходных судов и запрете промысла нерастаможенным «рыбакам».
- Если они будут приняты, возникнет ситуация, когда все наши корабли должны будут прийти в Мурманск и растаможиться, - заметил он. - А новый собственник порта может к тому времени серьезно пересмотреть условия оплаты услуг.
- 711 миллионов - это сейчас 10 миллионов долларов, - пересчитал Геннадий Степахно. - Да сейчас корабль все 30 миллионов стоит! Что же, порт по цене корабля отдают?!
Комитет принял решение поднять вопрос продажи порта на заседании облдумы и попытаться достучаться-таки до федерального центра.
Вторым больным вопросом на комитете была ситуация с рыбным мором. И. о. председателя областного комитета рыбохозяйственного комплекса Андрей Алексеев заявил, что необходимо пересмотреть правила предоставления субсидий предприятиям аквакультуры - не субсидировать нарушителей ветеринарных правил, а также расторгать с ними договоры пользования рыбоводными участками.
Однако в проекте бюджета на 2016 год, который также рассматривался этим комитетом и рекомендован к принятию в первом чтении, субсидии рыбоводам сохранены в объемах прошлого года - около 14 миллионов рублей. И лишать их этих денег, то есть наказывать, в общем-то, не за что, поскольку соответствующая нормативная база для морского рыбоводства в России просто не создана. Прокуратура, может, и хотела бы привлечь рыбоводов за нарушение правил, да правил нет. Выходит, нет и ответственности...
Исполнительный директор «Русского моря - аквакультуры» Никита Падерин сообщил, что продолжается плановый убой товарной рыбы. На переработку она отправляется в Три Ручья, на предприятие «Мурманрыбпром-1», которое «Русское море» намерено в дальнейшем выкупить. Оно займет место сгоревшего летом в Ура-Губе цеха рыбопереработки.
Беспартийный Владимир Ахрамейко (фракция СР) поинтересовался у Падерина, в чем же причины эпидемии. Тот высказался довольно туманно, назвав случившееся «уроком для всех», а также сообщил, что компания решила на будущее оборудовать биотермические ямы общей емкостью 2 тысячи тонн.
Михаил Антропов заметил, что у норвежцев есть и негативный опыт, который показал: строить рыбоводные садки вблизи устьев лососевых рек означает погубить дикое стадо. Никита Падерин заявил, что биологическое обоснование проектов «Русского моря» принадлежит ПИНРО. Тогда комитет принял решение попросить ученых ММБИ провести мониторинг состояния воды и грунта вблизи устьев рек - действительно ли они заражены продуктами жизнедеятельности садковой рыбы или препаратами, которыми ее обрабатывают против паразитов, - и сделать вывод о целесообразности соседства дикой и фермерской семги.
К слову, вопрос утилизации дохлой рыбы частично закрыт: ее будут отправлять в Ленинградскую область на утильзавод ООО «Знаменка». Первая партия, 18 тонн, уже отправлена. Всего планируется утилизировать 800 тонн рыбных отходов.