Славянский СРЗ надеется на помощь из Южной Кореи
ПАО «Славянский судоремонтный завод», единственным акционером которого в ближайшее время станет бизнесмен Юрий РАДЧЕНКО, нашло южнокорейского инвестора, готового помочь вывести предприятие на новый уровень. Как стало известно «Золотой Рог», под судоремонт и судостроение отойдет половина существующей территории завода, нынешний правый блок цехов. Здесь, скорее всего, будут выпускать суда для рыболовецкого флота и осуществлять судоремонт. Кроме этого, у предприятия есть развивающийся порт.
В настоящее время председатель совета директоров ПАО «Славянский судоремонтный завод» Юрий Радченко, ранее консолидировавший на своем счету 99,96% акций завода, выкупает оставшиеся акции по цене 2,02 рубля за одну ценную бумагу номиналом 2,5 копейки.
В материалах предприятия говорится, что СРЗ в ближайшей перспективе ждут серьезные перемены, в том числе связанные с развитием судостроительного направления, в чем готовы помочь иностранцы.
«После трехлетних активных поисков акционерами предприятия была найдена южнокорейская фирма. Рассчитывая на многолетнее сотрудничество, инвестор готов вкладывать деньги в техническое и технологическое переоснащение, обучение кадров и переспециализацию, в улучшение условий труда. В итоге планируется получить высокотехнологическое производство: с современными видами услуг в судоремонте и судостроении, с новыми условиями работы, в том числе дополнительными социальными услугами на предприятии, с перспективами обучения кадров (на месте и в Корее)», - отмечает компания.
По планам акционеров, под судоремонт и судостроение отойдет половина существующей территории завода, то есть правый блок цехов. Здесь, скорее всего, будут выпускать суда для рыболовецкого флота и осуществлять судоремонт.
Ожидается, что судостроительная составляющая будет играть значительную роль для предприятия, так как послужит в качестве компенсирующей загрузки производственных мощностей в периоды уменьшения постановки судов в ремонт, что позволит ослабить зависимость от сезонных колебаний спроса и работать более ритмично и эффективно.
В планах компании расширение клиентской базы не менее чем на 10% за счет отечественных судовладельцев, за счет возвращения их на рынок судоремонта из Китая, и выстраивание долговременных партнерских отношений с иными заказчиками, включая военный флот.
Кроме того, планируется запуск новых видов производства и новых технологий, в том числе строительство барж и судов для прибрежного рыболовства, строительство буксирного флота, освоение и применение передовых технологий судоремонта.
Компания отмечает, что в настоящее время Славянский СРЗ имеет ряд действующих уникальных производств, которые слабо развиты либо отсутствуют совсем на других судоремонтных предприятиях, что позволяет дополнительно и на условиях отсутствия конкуренции монопольно размещать заказы на отдельные виды работ.
Завод обладает достаточно большими производственными мощностями, включая док грузоподъемностью до 35 тыс. тонн, которые обеспечивают выполнение комплексного ремонта, а также позволяют выполнять работы по постройке новых судов.
К недостаткам Славянского СРЗ относится прежде всего отсутствие кадрового потенциала, что приводит к дополнительным затратам на привлечение контрагентов.
«В настоящее время профессия судоремонтника оказалась невостребованной, и существующие колледжи (ПТУ) не проводят наборы учащихся по таким специальностям, как слесарь-судоремонтник, слесарь-судокорпусник, трубопроводчик судовой и др. Нет и притока молодых специалистов из других регионов. За последние 20 лет на судоремонтные предприятия края практически не поступило ни одного молодого специалиста с высшим или среднетехническим образованием. Как результат средний возраст рабочих кадров составляет около 50 лет, специалистов – 55 лет», - говорится в годовом отчете компании.
Также к недостаткам можно отнести масштабность предприятия. Значительное количество основных фондов приводит к низкой фондоотдаче и значительным постоянным затратам. Продажа второго пирса привела к дисбалансу по производственным мощностям, так как на три дока были рассчитаны два причала. В зимнее время возникают трудности, связанные с отоплением нескольких сотен тысяч кубических метров производственных помещений, а также борьба со льдом на акватории и снегом на территории завода. Все эти факторы в конечном итоге отражаются на цене и рентабельности производства.
По данным СРЗ, за прошедшие два года рынок военного судоремонта края потерял порядка 220 млн рублей. Рабочих мест лишились более 1 тыс. человек. Вместе с тем коммерческий судоремонт остался без какой-либо государственной поддержки и практически один на один в борьбе за объемы судоремонта и услуг, серьезно проигрывая конкурентам из КНР и Кореи. Результатом стал массовый исход отечественных судовладельцев (особенно торгового и рыбного флота) в порты КНР и Кореи. По имеющимся данным, только на одном судоремонтном комплексе в порту Далянь в год проходит докование более 100 российских рыбопромысловых судов и 40 судов торгового флота. Таким образом, из края уходят в год более 1 млрд рублей в виде объемов судоремонтных работ.
«Привлечение заказчиков из-за рубежа является одним из пунктов стратегии развития большинства судоремонтных верфей Китая. При государственной поддержке судоверфи Китая смогли развить и предложить российским судовладельцам высочайший уровень сервиса. Предприятия обладают высоким уровнем технического оснащения, способны производить доковый и надводный ремонт любой сложности для судов любых типов. Приемлемое качество производимых работ, высочайшая сроковая дисциплина выполнения договорных обязательств обусловлены хорошей организацией ремонта, отсутствием кадровой проблемы, с которой сейчас столкнулись российские судоремонтные предприятия. Низкий уровень цен, налаженный сервис, предоставление рассрочек по финансовым расчетам - все эти факторы являются очень привлекательными для судовладельцев. Вследствие этих причин многие российские судовладельцы предпочитают ремонтировать свой флот за границей. Дальневосточное и Сахалинское пароходства, многие другие традиционно наши в прошлом заказчики практически не ставят свои суда на ремонт в Славянский СРЗ. Чем больше в России вырастают цены на материалы, топливо и электроэнергию, тем предпочтительнее для заказчиков будут верфи Китая», - говорится в материалах Славянского СРЗ.
Одним из перспективных направлений Славянский СРЗ видит ремонт объектов государственных заказчиков, который производится по результатам конкурсов и аукционов. «В том числе необходимо участвовать в конкурсах, проводимых Министерством обороны, где пока у завода слабые позиции ввиду отсутствия связей и опыта работы», - отмечает компания.
Сегодня в Приморье очень непростая ситуация в судоремонтном секторе, осложняемая перекосом в концентрации производительных сил на рынке судоремонта после создания ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС, «дочка» Объединенной судостроительной корпорации), в состав которого были интегрированы основные судоремонтные предприятия края, в том числе «Дальзавод» и «Дальневосточный завод «Звезда» (Большой Камень).
«Монополизация рынка судоремонта значительно усилилась после получения ДВЗ «Звезда» статуса головного исполнителя гособоронзаказа. Наряду с положительными сторонами применения института головного исполнителя в существующем виде практика выявила и ряд негативных сторон. Как правило, это сопутствующая монополизация рынка. Невысокая стоимость работ (норма/час), по сравнению с коммерческим судоремонтом, и проявления корпоративного эгоизма привели к резкому ухудшению положения и ряду банкротств малых и средних специализированных предприятий ОПК», - ссылается на мнения экспертов Славянский СРЗ.
В таких реалиях приход южнокорейских инвесторов является действительно существенным подспорьем. Если новые партнеры помогут с переоснащением.