Росрыболовство поддержало введение против Турции рыбного эмбарго
Введение продовольственного эмбарго на рыбу из Турции будет позитивным шагом для российских добытчиков трески, минтая, палтуса и камбалы. Об этом сообщает Известия.
«Если правительство примет ограничение на поставки из Турции, то это будет скорее позитивным шагом для российских добытчиков белой рыбы — трески, минтая, палтуса и камбалы», — заявили «Известиям» в пресс-службе Росрыболовства. Все эти виды рыб по своим вкусовым и питательным свойствам могут стать альтернативой охлажденным сибасу и дорадо, которые поставляются из Турции, отметили в ведомстве.
— Что же касается премиального качества охлажденной рыбы, то и сибас, и дорадо нередко доставляли в Россию замороженными и дефростировали [размораживали] непосредственно перед продажей, — добавили в Росрыболовстве.
Как сообщил исполнительный директор Рыбной ассоциации Алексей Аронов, из-за введения запрета на поставки рыбы и морепродуктов из Турции может исчезнуть почти 20% от общего российского импорта охлажденной рыбы. Он подтвердил, что в основном это такие виды рыб, как сибас, дорадо и радужная форель.
— Мы намерены обратиться в администрацию президента, в Россельхознадзор, Минсельхоз, Росрыболовство. Обращать внимание на то, что рынок может лишиться существенной доли охлажденных сибаса и дорадо без какой-либо альтернативы поставок из других стран, — рассказал Аронов.
По его словам, одними из основных поставщиков этих видов рыб были Греция и Турция, где сибас и дорадо выращивали в аквакультурных хозяйствах. Однако продовольственное эмбарго, введенное по отношению к странам ЕС и США в августе 2014 года, исключило для России поставки из Греции.
— Для нас остались доступны только турецкие поставщики. Скажем, в Тунисе сибас и дорадо не выращивают, а добывают в естественных условиях, при этом добытые объемы все идут на внутренние нужды этой страны, для экспорта ничего не остается, — объясняет Аронов.
Гендиректор ЗАО «Северная компания» Виталий Корнев оценил объем потребления охлажденных сибаса и дорадо в России в пределах 10 тыс. т в год.
— Это примерно 8–10% от турецкого производства. Потеря этой доли некритична ни для Турции, ни для России, — убежден Корнев. — Из ассортимента торговых сетей и заведений общепита эта рыба может просто исчезнуть. Среди охлажденной рыбы сибас и дорадо были вторыми по популярности после лосося, однако с падением рубля по отношению к иностранным валютам и ростом цен спрос на сибас и дорадо с 2014 года упал на 40–50%.
Но на продовольственной безопасности запрет на сибас и дорадо из Турции не отразится, уверен собеседник.
— Это довольно дорогая рыба, цена за 1 кг — от 500 рублей. Рыба для «креативного класса», большая часть потребителей ее не покупает, — отметил Корнев. — Не исключено, что поставки турецкой рыбы при запрете могут быть возобновлены через Тунис и с тунисской маркировкой, в качестве реэкспортной продукции. Для Турции в этом запрете будет неприятной потеря российских клиентов, которые платили за поставки, как правило, сразу, тогда как европейские партнеры привыкли работать по оплатам с отсрочкой в 30–40 дней.
С тем, что турецкая рыба не «народная», солидарен и исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков.
— Наиболее существенной потеря будет для премиальной розницы и сегмента HoReCa (отели, рестораны, кейтеринг), — отметил он. — Пока никаких сложностей с поставками рыбы из Турции в Россию нет. Только ряд участников рынка заявляют, что досмотр партий на таможне стал более тщательным и занимает больше времени.
По данным статистики импорта рыбы Россельхознадзора, на данный момент с Россией работают 45 турецких поставщиков рыбы, временные ограничения на поставки введены для пяти из них в последние 3 года; усилен контроль за двумя поставщиками.
Вчера, 26 ноября, премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил правительству разработать «систему мер реагирования на акт агрессии [атаку на Су-24 24 ноября] в экономической и гуманитарной сферах». Премьер предложил свернуть переговоры РФ и Турции по соглашению о преференциях в инвестициях. Инвестиционные проекты могут быть заморожены. Рассматриваются вопрос о введении запрета на деятельность турецких компаний на территории страны и бессрочное эмбарго на импорт ряда продовольственных товаров из Турции. Также ограничения могут затронуть туристический бизнес и использование рабочей силы.
24 ноября бомбардировщик Су-24 потерпел крушение в Сирии. Президент России Владимир Путин сообщил, что самолет был сбит ракетой типа «воздух-воздух» с турецкого истребителя F-16 и упал на территорию Сирии в 4 км от границы с Турцией. Командир Су-24 Олег Пешков был расстрелян, когда приземлялся на парашюте (ему посмертно присвоено звание Героя России). Штурмана Константина Мурахтина удалось спасти. Турецкие власти заявили, что российский самолет пересек границу их воздушного пространства. Россия опровергла эти заявления. Выживший пилот рассказал, что никаких предупреждений со стороны турецких ВВС перед атакой не было.