Единое промысловое пространство: за или против?
Рокировка прибрежными объёмами в концепции законопроекта Росрыболовства зависит от решения большинства Прибрежной десятки. В рамках реализации Перечня поручений по итогам президиума Госсовета Росрыболовство обратилось к 10 администрациям субъектов до 1 декабря выразить свою позицию по вопросу о введении единого промыслового пространства. В регионах отношение к целесообразности введения единого промыслового пространства неоднозначное. И объясняется оно разнородностью особенностей бассейнов. Об этом сообщает Fishnet.ru
Напомним, что введение единого промыслового пространства – новелла в законопроекте Росрыболовства. Одним из пунктов президентских Поручений рассмотрение этого вопроса в контексте возможных социально-экономических последствий для приморских субъектов стало после выступления на заседании президиума Госсовета губернатора Камчатского Края Владимира Илюхина.
В защиту введения единого промыслового пространства Росрыболовство приводит ряд аргументов, в частности – устранение административных барьеров и более эффективное освоение ресурсной базы исходя из особенностей распределения видов ВБР и путей их миграций. А также - необходимость привести к единообразию действующую систему правоотношений в отрасли, которая сегодня приводит к коллизиям, когда приобретение прав на один и тот же вид рыболовства для добычи одного и того же вида ВБР осуществляется двумя различными способами. Договора на один и тот же вид рыболовства имеют разные сроки действия и предоставляют разные объёмы прав, связанных с географическими границами осуществления рыболовства, расторжение одного договора позволяет продолжать промысел по другому договору и др.
Росрыболовство делает упор на то, что сегодня фактически границы между промышленным и прибрежным рыболовством стёрты. Условия и права, предоставляемые пользователям для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства, схожи и практически отличаются только пределами границы 12-ти мильной зоны вылова.
Следует напомнить, что изначально прибрежное рыболовство было выделено из промышленного исключительно с целью развития непосредственно прибрежных регионов и насыщения их добытыми в прибрежном рыболовствое уловами в живом, свежем либо в виде лёгкой степени обработки виде для последующей переработки и производства из них рыбной продукции непосредственно на береговых предприятиях прибрежных субъектов.
И если посмотреть в целом, законопроект Росрыболовства фактически делает рокировку объёмами прибрежки. Если брать в среднем по стране процент от общего объёма вылова, то без лосося с прибрежки мы получаем порядка 20% от общей величины улова. Стерев грань прибрежного и промышленного рыболовства, этот же объём предлагается вернуть прибрежным регионам при помощи применения повышающего коэффициента к размеру квот для предприятий, которые будут везти перерабатывать рыбу на береговые предприятия прибрежных субъектов. «Дополнительно выделенные объёмы позволят таким лицам вылавливать на 20% больше, чем они должны вылавливать», - подчёркивается в обосновании Росрыболова.
При том, что законодательно прибрежное рыболовство как вид в концепции законопроекта Росрыболовства упраздняется, режим прибрежного рыболовства в законопроекте остаётся. А субъектам даются прямые рычаги влияния на ситуацию по загрузке своих предприятий. А именно – полномочия по организации и регулированию мест доставки свежих и охлаждённых уловов на конкретные предприятия на своих территориях. А также - право контролировать рыбаков и в части поставок мороженой рыбы на перерабатывающие заводы, включённые в Перечень предприятий, который будет утверждаться на федеральном уровне.
В рыбацком сообществе и в регионах отношение к целесообразности введения единого промыслового пространства не однозначное. И объясняется оно разнородностью особенностей бассейнов.
« - Для Северного бассейна этот вопрос остро не стоит ввиду небольшой экономзоны, на всём протяжении которой, уже давно ведётся прибрежный промысел. Не имеет вовсе он значения и для Балтики, т.к. там рыболовство ведётся в пределах зоны юрисдикции Ленинградской области, примыкающей к Санкт-Петербургу, и Калининградской области. На Чёрном море из-за сероводородной массы в глубинных водах нет больших запасов. Рыбаки Краснодарского Края и Крыма ведут промысел в узкоприбрежной полосе. Каспия этот вопрос тоже не касается, т.к. там промысел у нас ведётся в прибрежной зоне.
В значительной степени данный вопрос затрагивает интересы дальневосточных субъектов, где исторически сложилось, что прибрежные квоты выбирают непосредственно сами субъекты. А за пределами их прибрежных зон ловить могут рыбаки других регионов. Поэтому, отношение регионов Дальнего Востока должно быть тщательно взвешено. В значительной степени этот вопрос касается Камчатки, Сахалина, Магадана, Хабаровского края, Приморья. В меньшей степени – Чукотки. В отношении Северного бассейна мы считаем, тот режим, который есть сейчас ломать не нужно», - прокомментировал Fishnet.ru Председатель КС «Севрыба» Вячеслав Зиланов.
Первоначально инициативу введения единого промыслового пространства несколько лет назад заявили приморцы ввиду того, что своя прибрежная зона у них ресурсами не очень богата. Логично, что им хотелось бы получить доступ в прибрежную зону Камчатки и Сахалина. Однако, Камчатка и Сахалин считают, что другие субъекты на их прибрежных квотах им не нужны.
Свою позицию в отношении введения единого промыслового пространства должны высказать Карелия, Камчатка, Приморье, Хабаровский край, Амурская, Архангельская, Магаданская, Мурманская и Сахалинская области, а также Чукотский Автономный округ.