Почему капитаны Заполярья стали бояться заходить в родной порт?
Только что в регионе закончилась Деловая неделя. Не все ее события стали темами «горячих» репортажей «Мурманского вестника», однако и те, о которых газета не рассказала сразу, не остались за бортом. В частности, большой интерес на прошедшем в Мурманске заседании Координационного совета Российского Союза промышленников и предпринимателей вызвали проблемы рыбопромышленников Заполярья. О них на этом представительном форуме рассказала заместитель главы правления Союза рыбопромышленников Севера, председатель Союза судоремонтных предприятий Ирина МОКЕРОВА. Об этом сообщает mvestnik.ru.
Начиная свое выступление, Ирина Вадимовна отметила, что в целом отрасль держит неплохие показатели. В минувшем 2014 году рыбаками Северо-Запада выловлено 1 миллион 170 тысяч тонн рыбы и прочих морепродуктов. Причем 671 тысяча тонн (57 процентов) добыта мурманскими промысловиками.
Радуют и результаты за 10 месяцев текущего года. Уже сейчас можно сказать, что показатели 2015 года будут выше, чем в 2014-м, освоение квот в среднем составит 98 процентов по донным рыбам и 85 по пелагии.
Отрадно, что обновляется флот. В 2014 году на Северном бассейне появились четыре новых высокопроизводительных судна: два универсальных траулера для донного и пелагического промысла построены в Хорватии, одно крупнотоннажное судно - в Сингапуре и одно - для ярусного промысла - в России. В порту Мурманск отгружено с последующей реализацией на территории России 280 тысяч тонн рыбопродукции. В портах иностранных государств - около 200 тысяч тонн. То есть доля рыбопродукции, поставленной на российский берег, составила 58 процентов.
Ирина Мокерова считает, что в отрасли сегодня существуют три основные проблемы. Первая - вопрос сохранения исторического принципа распределения биоресурсов в условиях появившегося нового требования выделения квот под государственные нужды - так называемых квот под киль. Вторая - давно не решаемая проблема незаходных судов. И третья - бюрократические барьеры. На них и был сделан акцент в выступлении зампредседателя правления СРпС.
- Сегодняшняя ситуация в России, последние указания президента РФ обязывают бизнес-сообщества обеспечивать продовольственную безопасность страны, - напомнила она. - А для этого надо увеличить число заходов судов в российские порты и объем поставок рыбопродукции на отечественный берег. И это действительно очень важно для каждого жителя региона, потому что кроме рыбы приходящие в порт суда обеспечивают работой береговые предприятия, тружеников смежных производств, что дает совокупный мультипликативный эффект деятельности отрасли, который существенно влияет на экономику региона. Но что стоит между землей и морем? Порт. Мы уже много лет говорим о больших затратах на работу контрольно-надзорных органов в российских портах, однако, к сожалению, бюрократические барьеры с годами не только не сокращаются, но и увеличиваются.
Ирина Мокерова отметила явный парадокс: в сложных экономических условиях, не устранив старые бюрократические проблемы, рыбопромышленники уже в 2015-м получили новые, дополнительные.
К примеру, внезапно портовые власти ввели лоцманскую проводку рыболовных судов свыше 55 метров до Тюва-губы. Конечно, это вызвало дополнительные существенные затраты и денег, и времени. Если сравнить с практикой наших северных соседей, то мурманские капитаны уже после второго захода в порты Норвегии могут не брать лоцмана.
Еще один убедительный пример «бюрократического тормоза» в работе промысловиков привела представитель рыбной промышленности Заполярья членам Координационного совета. С 3 февраля 2015 года наши рыбаки вынуждены выполнять новые требования правил рыболовства по переводным коэффициентам на рыбу, добытую в российской зоне, которые весьма отличаются от тех же объектов по норвежским показателям.
- Это приводит к тому, что нам приходится на одну и ту же продукцию указывать различный объем квоты в нашей и норвежской зонах, - подчеркнула Ирина Мокерова. - Более того, мы недобираем объемов вылова, так как наши коэффициенты более затратные. Причем введены они были в начале года Минсельхозом России без какого-либо согласования с рыбопромышленниками.
И еще об одной крайне острой проблеме, которая в принципе разрушает сложившуюся практику захода в порт, рассказала Ирина Вадимовна. В 2015 году УВД ввело практику перевешивания в порту коробок рыбопродукции. И любые положительные отклонения от веса, указанного на ящике, по мнению силовиков, являются контрабандой. Причем даже если отклонение в 200-300 граммов, то эта ничтожная цифра, умноженная на количество коробок на борту судна (а их может быть от 50 до 150 тысяч штук), сразу дает несколько тонн.
В результате на капитана судна после прихода в порт немедленно заводится уголовное дело. При этом ссылки на действующие государственные стандарты, предусматривающие допустимые отклонения веса, УВД в расчет не принимаются, как не принимаются и разъяснения по этому поводу Федерального агентства по рыболовству.
- Таким образом, любой капитан становится потенциальным уголовником, - сделала безрадостное заключение Ирина Мокерова. - И результат не заставил себя ждать: капитаны стали отказываться заходить в порт. Более того: они теперь требуют внесения в трудовой договор обязательного условия - «Без захода в Мурманск!».
Странная вещь получается. Стремление бизнес-сообщества увеличивать число заходов в отечественные порты, обеспечивать продовольственную безопасность страны и объемы поставок продукции на российский берег является, по-видимому, сегодня задачей исключительно самих предпринимателей. А контролирующие ведомства на этой почве склонны решать в первую очередь собственные задачи - увеличения полномочий и роста собственных показателей?
- При этом сил и полномочий у них все больше, а судов в порту все меньше. Я уже не говорю про судоремонт, который вянет и чахнет в последнее время. Так мы не сможем выполнить задания, на которые нацеливают нас поручения президента на недавнем Госсовете, - сделала логичный вывод Ирина Мокерова.
- Так поставьте конкретную задачу, - предложил председатель Совета вице-президент РСПП Сергей Франк. - Чем может помочь рыбакам наш Союз?
- Я бы хотела попросить дать мне полчаса, чтобы выступить на правлении Российского Союза промышленников и предпринимателей, - высказала пожелание Ирина Вадимовна. - Чтобы проинформировать столичных коллег о проблемах в рыбной отрасли и посоветоваться о возможных путях их решения.
- Тема, которую вы подняли, что называется, «с бородой», - отметил Сергей Оттович. - Конечно, бизнесу положено быть патриотичным, но решать эти проблемы надо не только на региональном, но и на федеральном уровне. Поэтому в формате особого реагирования мы в ближайшее время об этом поговорим. У нас в РСПП активно работает комиссия по рыбопромышленному комплексу и аквакультуре. Думаю, что в наших силах посвятить ее очередное заседание проблемам Северного бассейна. Тем более что вопросы, которые вы поставили, и на Дальнем Востоке актуальны: там также постоянные конфликты у рыбаков с силовиками, которые требуют своего разрешения.
* * *
В ходе обсуждения рыбацкой темы на установочном заседании прозвучала очень верная мысль касательно навязших в зубах проблем рыбной отрасли: «Мы все в одной лодке, когда говорим, что надо везти рыбу на родной берег и как можно больше. Но вот гребем в разные стороны. Когда же мы начнем грести в одну?»
Этот вопрос сейчас заботит всех рыбопромышленников.
Как бы то ни было, но надежда на решение пусть не всех, но хотя бы самых больных вопросов у рыбаков Мурмана появилась. Не случайно Сергея Оттовича Франка - бывшего министра транспорта РФ и генерального директора ОАО «Совкомфлот» называют сегодня самым влиятельным россиянином в мировом судоходстве.
Стоит напомнить, что в списке топ-персон мирового судоходства Сергей Франк - единственный представитель России. Ну а что касается реальной помощи, то поживем - увидим. Итоги Деловой недели в Мурманске впечатляют. Рыбаки Северного бассейна вправе рассчитывать на то, что и они получат новые возможности для более эффективной работы.