Рыбная отрасль Сахалина: проблемы и перспективы
Рыбохозяйственный комплекс исторически является одной из основных отраслей экономики Сахалина и Курильских островов. Об основных направлениях политики областного правительства островного региона в интервью ИА «Дейта» рассказал заместитель председателя Правительства Сахалинской области Игорь БЫСТРОВ.
- Игорь Михайлович, в чем вы видите главную задачу региональной власти применительно к рыбохозяйственному комплексу области?
Игорь Быстров: Самая главная задача – повышение эффективности рыбохозяйственного комплекса. Для этого необходимо создать комфортные условия для работы рыбохозяйственных организаций и оптимизировать то, что есть. Сейчас мы работаем над этим как в контексте президентских поручений, изданных по итогам заседания Госсовета, так и в соответствии с собственными планами. Стимулирующие меры, создание комфортных условий для рыбака, это наша задача, которую мы решаем – и с банками работаем, и со своим бюджетом, и с логистикой, со всеми направлениями. Выявляем сдерживающие факторы, чтобы «убрать камни из русла реки».
- Как в области исполняется поручение Президента РФ Владимира Путина о создании рыбоперерабатывающих кластеров в дальневосточных регионах?
Игорь Быстров: По большому счету, ни один из дальневосточных регионов не соответствует в полной мере понятию «кластер». Есть большой кластер дальневосточный, где есть отдельные «дивизионы» – на Камчатке, на Сахалине, в Приморье. Слово можно придумать любое. Есть единый рыбохозяйственный комплекс Российской Федерации, который разделен на бассейны. И по этим бассейнам мы должны полностью обеспечивать себя всем тем, что нам необходимо.
Поскольку мы живем на Сахалине и отвечаем за Сахалин, мы это назвали сахалинским кластером. И является ли этот кластер самодостаточным – это вопрос «от лукавого». Есть задача организовать на рыбохозяйственном бассейне эффективную работу. Есть дальневосточные субъекты федерации, в каждом из них, в соответствии с исторически сложившимся разделением труда, и со сформировавшимися основными средствами производства, и, самое главное, в зависимости от распределения водных биоресурсов и экономически эффективных вариантов их использования, формируются дивизионы, или кластеры, называйте как угодно.
Поручения президента это тот комплекс, который позволяет сформировать эти кластеры не только на бумаге, но и сформировать подходы к обеспечению флотом, к переработке, логистике, распределению зон ответственности между субъектами федерации, муниципальными образованиями, федеральным центром и органами федеральной власти.
- Давайте остановимся на ключевых нововведениях, принятых по итогам Госсовета, посвященного вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, который состоялся 19 октября 2015 года, применительно к области – сроки закрепления квот, «квоты под киль», борьба с «рантье»?
Игорь Быстров: Закрепление сроков пользования квотами на 15 лет. Я полагаю, что если бы срок закрепления долей квот стал меньше десяти лет, это было бы признанием того, что эксперимент по долгосрочному закреплению не состоялся. Двадцать пять лет – означало бы то, образно говоря, что «у вас все хорошо, мы вас не трогаем, делайте, как делали». Но мы не можем так сказать. В каких-то элементах мы получили очень хорошие результаты, в других – есть то, от чего надо уходить. Это хорошо понимает все профессиональное сообщество. Поэтому, я полагаю, и получился такой взвешенный вариант. Да, десятилетняя практика показала позитив, поэтому теперь пятнадцать. Но до двадцати пяти давайте еще поработаем. С моей точки зрения, это вполне хороший результат.
Квоты под киль. Мы имеем свой сахалинский опыт поддержки рыболовного судостроения через лизинг. Объемы поддержки были маленькие, 70 миллионов, и они были именно стимулирующие, а не закрывающие все платежи. Но за пять лет мы построили по такой схеме 22 маломерных судна. Это «смешная» лизинговая компания Сахалинской области. У крупнотоннажного флота другие объемы и другие механизмы. У малого бизнеса устойчивость меньше. Рыба не подошла, погода подвела - рисков больше. Эти риски необходимо подстраховать. В этом плане лизинговая компания это то, что позволяет это сделать. Даже если рыболовная компания по каким-то причинам развалилась, то пароход-то остался у собственника – лизинговой фирмы, и он продолжит работать у следующего пользователя.
О рантье. Применительно к рантье мы обычно говорим о промысле минтая. А вот как относиться к тем предприятиям, которые у нас, на севере Сахалина, имеют большие протяженные рыбопромысловые участки, но выставляют два-три своих невода, а все остальное отдают другим, это рантье, или кто? Вопрос стоит достаточно остро. По сути, это рантье. И население это прекрасно видит.
Вообще, к этим вопросам надо подходить очень взвешенно, и определить, что плохо в рыбохозяйственном комплексе, а что хорошо. Где злоупотребления, а где банальная экономия. Если мы говорим о тех предприятиях, которые имеют объемы, но ничего не сделали для того, чтобы купить флот, получили квоты только для того, чтобы перепродать - ну, наверное, с этим надо бороться. Во всех остальных случаях, это вопрос дискуссионный.
К примеру, у нас лососевый промысел сезонный, причем, в этом году горбуша не пришла. Предприятию на таком промысле надо содержать постоянный штат, или легче пригласить сезонных работников? Я не даром упомянул по Охинский район, там явно не экономика, а нерационально проведенные конкурсы, отдали все в одни руки, где нет ни технических, ни финансовых возможностей по освоению квот. Когда из десяти неводов пять ставят другие, это, вроде бы, не так заметно. А когда из тридцати только два твоих – все сразу видно.
- Что скажете об идее распространить режим порто-франко на все дальневосточные порты?
Игорь Быстров: Скажу, что любое снижение административных барьеров – это благо. Это экономит деньги, экономит время, это все очень хорошо. Второе, если говорить о преференциях налоговых, таможенных – то мы создаем условия для того, чтобы развивать торговлю. В связи с тем, что доля экспортно-импортных операций в рыбохозяйственой отрасли достаточно велика, то для отрасли все это послужит большим облегчением.
К тому же, есть специфика Сахалинской области и Камчатского края – мы анклавы, для того, чтобы добраться до материковой части страны, нам нужно дважды пересечь границу. И, соответственно, одна из главных проблем – избыточное таможенное оформление, к нам сейчас подход контролирующих органов, как к иностранцам, хоть мы и россияне. Так что режим свободного порта поможет нам воссоединиться с Родиной. Это очень значимо для нас, на сегодняшний день мы живем как будто не в России, а за ее пределами.
- Расскажите подробнее о проекте «Рыбная биржа»?
Игорь Быстров: В отличие от всех других бирж, которые существовали, мы совершили, с точки зрения логики, на первый взгляд, совершенно абсурдную вещь – забили ее товарами, несмотря на отсутствие спроса. Там уже на миллиард выставленных лотов. Покупок пока почти нет – что у нас, что у владивостокской биржи. Но мы продемонстрировали, и рыбаки наши продемонстрировали, что мы готовы работать через биржу. Но без выстраивания логистики это все голые слова. В 2004 году нам сказали: «все на биржу», в восьмом году посмотрели – стало неудобно, и уточнили: «в том числе, на биржу». Сейчас снова много разговоров, опять это модное слово.
Да, мы идем по пути развития именно биржевых торгов. На сегодняшний день мы пока не нашли компенсационных механизмов страхования связанных с этим рисков. Страховая часть при продаже «рыбы в воде» составляет порядка 10 процентов, это достаточно дорого. Каким образом снизить эти риски, каким образом гарантировать поставки этого товара? Есть два механизма – первое, это кооперация, либо это условия факторинга – рыбак привез, деньги получил и ушел, дальше расчеты ведутся уже с аукционной площадкой по мере реализации продукции. Однозначных ответов, что тут правильнее, на сегодня пока нет, но – мы только начали этот процесс.
- Сейчас в области много говорится о реорганизации любительского рыболовства. Что можете пояснить по этому вопросу?
Игорь Быстров: По любительскому рыболовству на первом этапе мы хотим отделить тех, кто хочет отдохнуть, поймав рыбу, от тех, кто хочет заработать. По сути, во втором случае это малый, мелкий, домашний, но бизнес, и он должен как-то регулироваться. Пока оптимальный вариант, мы считаем, это патентная система. Дальше будем работать, посмотрим, может, чего-нибудь добавим. У людей в глубинке, которые оказались в ситуации, когда заработать можно только рыбалкой, должна быть возможность делать это легально, и мы дадим им такую возможность.
- А что касается рыбалки, как способа отдохнуть?
Игорь Быстров: В нашей области в этой сфере очень большие возможности. Сами понимаете, край у нас рыбный. Можно рыбачить и самостоятельно, и организованно. Так, уже несколько лет мы проводим рыболовный фестиваль «Сахалинский лед» на участке реки Найба в Долинском районе. В будущем году проводим 21 февраля. Обязательно привлекаем МЧС, УВД, медиков для обеспечения безопасности. Этим состязаниям уже пятый год, мы их планируем сделать более привлекательными и насыщенными, разнообразить дополнительными конкурсами, чтобы запомнилось людям.
Мы это делаем для населения области, в первую очередь. И гостей приглашаем, чтобы популяризировать наши возможности в области туризма. Тут главный момент не спорт, а отдых - семейный, детский, коллективный. Инфраструктура готовится заранее, места для обогрева, судейства, полевые кухни. Сейчас мы вышли на уровень более семисот участников, а зрителей еще больше, всего порядка двух тысяч собирается. Два тура состязаний, несколько секторов, в зачет идет только навага. Рыбацкий биатлон – самая азартная часть. Главные призы – надувные лодки, моторы, плюс специальные призы, и, конечно, медали.