Рыбу проверят на содержание фосфатов, соли и лишних костей
Рыбу в российских магазинах ждут проверки. Первыми под них попадут два популярных вида переработанной продукции - замороженное филе трески и слабосоленое охлажденное филе лосося. Об этом сообщает Российская газета.
В лабораториях будут изучать, соответствует ли содержимое прилавков ГОСТам. Также треску проверят на наличие в ней влагоудерживающих фосфатов, лишней глазури и переморозку. А лосось - на достаточность содержания соли и наличие в филе костей.
О проверках рыбной продукции "Российской газете" рассказали в "Роскачестве". Это автономная некоммерческая организация, созданная правительством в мае этого года для исследования качества потребительских товаров. Лучшим из них присваивается первый в истории современной России государственный знак качества. Результаты всех исследований можно будет увидеть на сайте организации.
Уже выбраны лаборатории, которые будут проводить рыбные исследования, сообщили "РГ" в "Роскачестве". Сегодня, 18 декабря, планируется отобрать марки продукции, которые пройдут проверки. А сами закупки будут проходить на следующей неделе. Результаты исследований должны увидеть свет в начале весны.
Дополнительные требования к рыбной продукции (по фосфатам, соли, переморозке) в ГОСТах не содержатся. Например, треска, "накачанная" влагоудерживающими веществами и покрытая слоем глазури, может отвечать всем требованиям безопасности, говорят эксперты. И быть вполне вкусной. Но потребитель, покупая ее, платит цену рыбы за воду. В итоге, стоимость "чистого" килограмма такой продукции может оказаться не меньше, чем у конкурентов, имеющих более высокий ценник.
"Накачка" фосфатами может увеличить вес рыбы за счет воды примерно на 20 процентов. А переморозка заметно влияет на вкус и качество - нарушаются межклеточные связи, быстрее испаряется внутренняя влага, как следствие - рыба становится менее сочной после приготовления, указывают в организации.
По словам исполнительного директора "Рыбного союза" Сергея Гудкова, стоимость рыбной продукции, которая, по итогам проверок, получит "Знак качества", вряд ли будет повышаться. "Производители понимают, что российская система качества пока не завоевала признания у широкой публики. Из-за этого повысить цены у них не получится. Иначе пострадает спрос", - говорит эксперт.
При этом он считает, что отечественные компании, производящие качественную продукцию, окажутся в выигрыше за счет того, что для потребителя станет более наглядной ситуация с той же "накачкой" рыбы. Кроме того, сами торговые предприятия будут при закупках отдавать предпочтение продукции, которая показала лучшие результаты.
С другой стороны, рыба, которая получит "Знак качества", в некоторых случаях так или иначе будет дороже остальной продукции из этой же категории. Взять треску. Большая часть этой рыбы, поступающая на перерабатывающие предприятия, замораживается на рыболовецких судах в открытом море. В противном случае она бы портилась, так как промысел обычно длится неделями и месяцами.
Поступая на перерабатывающие предприятия, эта треска, чтобы превратиться в филе, проходит разморозку, перерабатывается, и затем филе снова замораживается. То есть филе трески, не подвергшееся переморозке, должно производиться из охлажденной рыбы. Стоимость такого сырья выше, чем у замороженного. Соответственно, и стоимость готовой продукции будет больше. Однако потребитель будет знать, что он выбирает между продуктами одной категории, но разных классов.
"Так или иначе, государство, таким образом, поддерживает российские компании ("Знак качества" могут получить только товары отечественного производства. - "РГ"), которые вкладываются в производство качественной продукции", - рассуждает Гудков. Краеугольный камень в этом процессе - репутация государственного знака качества у широкой публики.
По мнению собеседника "РГ", то, как сейчас функционирует эта система, позволит новой маркировке завоевать доверие потребителя. В пример он приводит опыт Германии, где подобная система функционирует уже более полувека. Местному знаку качества потребитель доверяет безоговорочно, рассказывает Гудков. По его мнению, российский рынок придет к этому в течение примерно 10 лет.
По данным ВЦИОМ, за 2015 год доверие россиян к отечественной одежде, обуви увеличилось на 5 процентов, до 64. Рост есть и по продовольствию местного производства, доверие увеличилось на 3 процента, до 67.