{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Рыбаки озвучили основные административные барьеры отрасли

29 декабря 2015 15:49

Несовершенство законодательства в области регулирования рыболовства по-прежнему ведет к значительным издержкам рыбопромышленников. Самая главная проблема рыбаков - потеря драгоценного промыслового времени на бюрократические процедуры. Об административных барьерах в области пограничного, таможенного, санитарно-ветеринарного контроля говорили на совещании, которое было организовано АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» совместно с НКО «Ассоциация добытчиков минтая» (АДМ). Подробности в материале "Золотой Рог":

- При подготовке к Госсовету по проблемам развития рыбной отрасли были обозначены административные барьеры в нескольких сферах, - начал совещание президент АДМ Герман ЗВЕРЕВ. – По ряду поставленных проблем работа идет и уже есть определенные результаты: обозначены законодательные инициативы в плане снижения административных барьеров в сфере ветеринарно-санитарного контроля, есть подвижки в ситуации с пограничным контролем. Пока, к сожалению, нет решения по ситуации, сложившейся с таможенным оформлением тароупаковочных материалов. Нет и информации о движении проекта федерального закона о внесении изменений в закон о рыболовстве в части порядка ведения электронного промыслового журнала. Эти вопросы мы и предложили обсудить рыбацкому сообществу.

Разрешение – в электронную форму

Основные барьеры, связанные с пограничным контролем, озвучила юрист АДМ Наталья КАЗАКОВА. Рыбаки неоднократно высказывали предложения о внесении изменений в статью 9 закона «О государственной границе». С одной стороны, проблема зон укрытия и возможности перегруза в этой зоне для рыбаков решена, но все равно идут большие потери промыслового времени в связи с тем, что в этих зонах не разрешена бункеровка и пересадка людей. Второй, не менее важный, вопрос – его, кстати, ставят перед властью и рыбаки Северо-Западного бассейна - это необходимость наличия на борту судна оригинала разрешения на добычу.

«Мы считаем, что достаточно было бы иметь этот документ в электронном виде. Потому что доставка подлинника на каждое промысловое судно влечет за собой большие потери промыслового времени», - считает эксперт.

Беспокоит рыбаков и отсутствие единого порядка ведения промыслового журнала. Точнее, порядок есть, но у капитанов судов возникает целый ряд вопросов, поэтому этот документ предлагается детализировать и придать ему форму нормативно-правового акта.

Предложение об электронной копии разрешения на вылов поддержал заместитель директора по безопасности мореплавания ПАО «НБАМР» Игорь ЯКИМОВ.

«Может быть, нам сойтись хотя бы на том, чтобы электронная копия была действительна определенный период времени, - говорит он. - Мы все понимаем сложности доставки подлинника разрешения на борт судна. В этом году, например, наша компания получила разрешение 18 декабря, а до 1 января документы должны быть доставлены на суда, которые работают в Беринговом и Охотском морях. Это достаточно проблематично. У японцев, например, есть такая практика: они могут работать без подлинника разрешения на борту в течение двух недель. У нас, учитывая наши расстояния, можно было бы разрешить делать это в течение месяца».

Надо сказать, что с доводами рыбаков согласились и представители контролирующих органов. Начальник отдела организации рыболовства и мониторинга промысловых судов Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Татьяна ЖУКОВА согласна с тем, что пора переходить на электронную форму разрешения на добычу. Для этого необходимо менять Правила рыболовства. Так как это процесс небыстрый, Татьяна Васильевна предложила рыбакам заключать дополнительное соглашение с пограничной службой на период доставки разрешения на борт. «Особенно это актуально в этом году, когда приказы о разрешении промысла вышли поздно, долго пролежали на согласовании», - говорит она.

Кроме этого, представитель НБАМР предложил отредактировать 107-е постановление правительства РФ, касающееся перегруза снабжения и пересадки людей в территориальных водах, а также разрешить рыбакам пользоваться Первым Курильским проливом.

Поддержал коллегу начальник юридического департамента Дальневосточного филиала ООО «Русская рыбопромышленная компания» Виталий ШЕРШЕНЬ. И привел цифры: в связи с запретом на перегруз и пересадку членов экипажа в зонах укрытия каждое судно в период промысла теряет от 7 до 10 судосуток. Это порядка 700 тонн продукции на каждое судно. «У нас 10 судов. Фактически из-за несовершенства статьи закона мы недобираем порядка 7 тыс. тонн рыбопродукции».

Больной для рыбаков вопрос  и доставка членов экипажа с промысла на берег. Росморнадзор требует, чтобы при перевозке членов экипажа судно имело лицензию на пассажирские перевозки. А это в принципе невозможно. Поэтому компаниям приходится идти на самые разные уловки, чтобы этот барьер обойти.

Представители пограничной службы с рыбаками не спорили, предлагая различные формы дальнейшего взаимодействия.

«Мы видим единодушную позицию и федеральных органов исполнительной власти, и предпринимательского сообщества в озвученных вопросах, - подытожил разговор по первому вопросу Герман Зверев. – Теперь очень важно, чтобы работа над проектом закона по внесению изменений шла вот в таком же конструктивном диалоге. Есть серьезные наработки, есть консенсус власти и предпринимательского сообщества, и это очень сильный рычаг для устранения барьера».

Руководитель дальневосточного представительства АСИ Ольга КУРИЛОВА отметила, что такая единодушная позиция власти и бизнеса встречается нечасто.

Товар или припасы?

Еще одна проблема, которая не менее болезненна для рыбной отрасли, – это непрекращающийся спор с таможенными органами о том, к чему относить тару и упаковочные материалы – к припасам или товарам.

Суть проблемы состоит в том, что, декларируя таро-упаковочные материалы как товары (а именно так требуют таможенные органы), рыбаки должны нести издержки по их хранению на складах временного хранения, в то время как в законодательстве РФ четкого определения, что таро-упаковочные материалы – это товары, нет.

Представитель таможенного управления в этой ситуации тоже на стороне рыбаков. Он рассказал о том, как управление неоднократно выступало инициатором изменения этой нормы. Однако Таможенный комитет России стоит на своем, относя тару и упаковку к товарам.

«Это действительно очень серьезный барьер, и он исчисляется в потерях промыслового времени, - считает Герман Зверев. – На наш взгляд, с экономической и юридической точки зрения было бы правильным изменить порядок оформления, это рыбакам пошло бы только на пользу».

Проверенная дважды

Затронули рыбаки и вопрос ветеринарного контроля. И хотя и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области Карапет СУКИАСЯН отметил, что рыбная продукция проходит проверку только в случае, если идет на экспорт, рыбаки привели интересные цифры.

По итогам прошлого года на сайте Россельхознадзора была опубликована статистика о том, что специалистами управления было досмотрено 3 млн 722 тыс. тонн рыбопродукции. Притом что общий объем произведенной дальневосточниками продукции составил 2 млн 220 тысяч тонн. Это, по мнению Германа Зверева, говорит о том, что одна и та же рыбопродукция проходила досмотр не один раз, а несколько.

«Сейчас мы находимся в стадии рассмотрения этой проблемы, наша позиция по этому вопросу сформулирована: мы считаем, что к показателям ветеринарной безопасности районов добычи ВБР должно относиться только наличие возбудителей болезней, внесенных, в специальный перечень, - говорит президент АДМ. - Специалисты Россельхознадзора же предъявляют требования к качеству продукции, а это уже компетенция Роспотребнадзора. Поэтому дискуссия между нами идет, надеемся, что придем к взаимопониманию».

Причалы – в аренду!

Еще одну проблему, крайне актуальную для рыбопромышленников региона, озвучил президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий МАРТЫНОВ. Она заключается в передаче причалов в аренду: «Президент Владимир ПУТИН на Госсовете начал с того, что самая большая проблема в том, чтобы доставить рыбу на берег и накормить страну. Вся продукция с Дальнего Востока поставляется в центральные регионы страны через порты Приморского края, а точнее - через порт Владивосток. Все причалы находятся в государственной собственности и переданы в ведение ФГУП «Нацрыбресурс». Эта организация, в свою очередь, должна передать причалы в аренду на 49 лет. «Нацрыбресурс» не хочет этого делать. А если у предприятий нет причалов, они не могут развиваться. Никто не будет инвестировать деньги, покупать новое крановое хозяйство, погрузо-разгрузочную технику, не говоря уже о строительстве холодильников, если не имеет гарантий работы на определенный период времени. Этот барьер сегодня, пожалуй, самый главный».

Все озвученные проблемы АСИ взяло на карандаш и подготовило отчет с совещания, который, дополненный проблемами рыбаков из других федеральных округов, ляжет на стол премьер-министру РФ.

Источник: Золотой Рог
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>