Сматывай сети
С 1 января 2016 года в России запрещен дрифтерный промысел лосося. Этого события мы ждали почти шесть лет. Об этом сообщает rybak.kam-kray.ru.
Законодательное собрание Камчатского края впервые предложило запретить дрифтерный лов лососевых в 2008 году. Это стало началом долгой дискуссии о дрифтерном промысле, которая шла в высоких кабинетах, на различных заседаниях, страницах газет, многочисленных сайтах.
Главный аргумент защитников дрифтерного промысла заключался в том, что он забирал малую часть допустимого улова лосося – около 6 процентов. Дрифтерная квота составляла порядка 22,5 тысячи тонн (японские и российские рыбаки делили ее пополам). В сравнении с объемами, которые добываются во время путины на берегу, эта цифра действительно может показаться ничтожной.
Однако были другие цифры и факты, которые показывали обратную сторону дрифтерного лова.
Как правило, на этот промысел у берегов Камчатки выходило 35 японских и 16 российских судов, каждое из которых выставляло порядки из дрифтерных сетей длиной до 32 км. В результате более 1 600 километров моря было перекрыто для свободного прохода лососей на нерест, так как дрифтерный промысел велся на путях нерестовых миграций. При том, что Уголовный кодекс расценивает добычу водных биоресурсов на миграционных путях как преступление.
Добыча каждого вида лосося на дрифтерном промысле лимитирована. Однако на дрифтерных судах не раз фиксировали сортировку улова в пользу наиболее ценной нерки в ущерб другим видам. Доля нерки в уловах могла достигать 70 процентов и больше, а горбуши – всего лишь около 2 процентов. Хотя в море такого соотношения видов не может быть в принципе. Это значит, что на борту оставляли преимущественно нерку, а другие виды лосося отбраковывали.
Более того, нерка тоже проходила неофициальную селекцию. Дело в том, что на дрифтерном промысле лосось делится на 2 сорта. Ко второму, более дешевому, относится рыба, получившая повреждения в орудиях лова. Порядка 50 процентов улова лосося теряла товарный вид и как второй сорт шла за борт.
Таким образом, упомянутая цифра 22,5 тысячи тонн вырастала в разы. Именно такой объем лосося дрифтерный промысел на деле отнимал у береговых рыболовецких предприятий.
Стоит сказать, что у дрифтерного промысла было в России мощное лобби, которое эффективно защищало интересы как российских дрифтерщиков, так и японских. Им удалось увеличить свою квоту, а также перевести дрифтерный лов, который велся под эгидой научных программ, на промышленную основу (хотя и раньше это был чистый бизнес). Японцы добились того, что российские пограничные инспекторы, которые контролировали их промысел в нашей экономзоне, ушли с японских добытчиков.
В этот раз лобби не помогло. Очевидно, свою роль сыграло международное положение. Как известно, Япония поддержала санкции против России. В июне 2015-го японский кабмин заявил, что отмена санкций «является преждевременной». Так что решение Госдумы о запрете дрифтерного промысла выглядит как симметричный ответ. А то, что под него попало несколько российских компаний, которые вели дрифтерный лов, можно считать побочным эффектом.
Какие плюсы получит Камчатка?
По словам заместителя председателя правительства края – министра рыбного хозяйства Владимира Галицына, закрытие дрифтерного промысла позволит увеличить ресурсную базу рыболовства.
«Дополнительные 20–30 тысяч тонн лосося, который благодаря запрету дрифтерного промысла будет подходить к побережью Камчатки, – это весомый вклад не только в развитие рыбохозяйственного комплекса, но и всей береговой инфраструктуры», – считает министр.
По его словам, за последние годы возможности береговой переработки на Камчатке изменились принципиально. В крае построено 17 современных рыбоперерабатывающих заводов. Если в 2008 году на берегу перерабатывалось всего около 30% улова лососей, то сейчас – до 80%.
Дополнительный объем лосося, который перейдет от дрифтерного промысла к береговым предприятиям, позволит увеличить этот показатель, создать больше рабочих мест.