Незаконное решение Росрыболовства приведёт к негативным последствиям для государства и отрасли
Всероссийская ассоциация рыбопромышленников подготовила обращение к Аркадию Дворковичу, которое направило в среду, 20 января. Об этом сообщает ВАРПЭ.
ВАРПЭ сообщает о последствиях решения Росрыболовства запретить российским судовладельцам использовать спутниковую систему «Аргос» на промысловом флоте и просит заместителя председателя Правительства РФ вмешаться в ситуацию. В обращении, в частности, говорится:
«Информируем Вас, что 28 декабря 2015 г. Росрыболовство направило в территориальные органы Росрыболовства письмо (исх. № 7761-ПС/У08) о несоответствии спутниковой системы определения местоположения подвижных объектов и передачи «Аргос» законодательным и нормативным актам Российской Федерации и доведении до судовладельцев информации о необходимости замены до 31 марта 2016 г. радиомаяков системы «Аргос», используемых в качестве технических средств контроля (далее – ТСК), на станции системы «Инмарсат».
По нашему мнению, данное решение является незаконным, так как противоречит установленным процедурам правового регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а его практическая реализация приведет к негативным последствиям для государства и рыбной отрасли, а именно: невыполнению Российской Федерацией международных обязательств в области рыболовства, остановке работы значительной части добывающего флота, значительным финансовым обременениям для рыбаков, необратимым потерям промыслового времени и срыву ключевой для дальневосточного рыбохозяйственного бассейна минтаевой путины (сезон А), итоги которой формируют рыбопромышленникам Дальнего Востока более половины годового финансового результата, и, как следствие, снижению поступлений в доходную часть бюджетов всех уровней на фоне увеличения бюджетных затрат, связанных с переходом на систему «Инмарсат».
Сжатые сроки на проведение сложных технических процедур, с учетом отсутствия производства станций системы «Инмарсат» на территории России и нахождения большинства рыболовных судов в районах промысла, объективно ставят под сомнение возможность их осуществления до 31 марта 2016 года, что создаст предпосылки для включения санкционного механизма в отношении добросовестных пользователей водными биоресурсами, поскольку прекращение лицом, обладающим правом на добычу (вылов) водных биоресурсов, работы ТСК на 48 и более часов служит основанием для привлечения капитана судна и судовладельца к административной ответственности по части 2 статья 8.37 КоАП Российской Федерации, которая предусматривают возможность конфискации рыболовного судна, и основанием для принудительного прекращения права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов (пункт 5 части 2 статьи 13 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).
Необходимо отметить, что правоотношения в части оснащения судов рыбопромыслового флота средствами ТСК регулируются Федеральным законом от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон о рыболовстве).
В соответствии с положениями части 1 статьи 19 Закона о рыболовстве для осуществления промышленного рыболовства используются суда, которым предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и которые оснащены техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и другими техническими средствами контроля.
Согласно части 2 статьи 19 Закона о рыболовстве порядок оснащения судов техническими средствами контроля и их виды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. В настоящее время условия оснащения рыболовных судов ТСК определены «Порядком оснащения судов техническими средствами контроля и их виды», утверждённый приказом Росрыболовства от 14 июля 2008 года N 50 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 24 сентября 2008 года, регистрационный N 12334), в приложении 7 которого установлен исчерпывающий перечень станций системы «Инмарсат» и трансмиттеров системы «Аргос», допускаемых к установке в качестве ТСК. Изменения в составе и условиях применения ТСК могут осуществляться только путём внесения в данный приказ соответствующих изменений или его переиздания в новой редакции.
Более того, рекомендованные Росрыболовством в названном письме к установке на рыболовные суда станции системы «Инмарсат» не предусмотрены приказом Росрыболовства от 14 июля 2008 года N 50, что подразумевает их несоответствие требованиям мониторинга. В силу этого тестирование данных станций проводиться не может и не должно, а Свидетельства соответствия ТСК оформлению и выдаче не подлежат.
В результате, российские рыбаки стали заложниками непродуманного и не просчитанного с точки зрения рисков для государства и рыбной отрасли решения Росрыболовства, влекущего существенные экономические и иные негативные последствия для участников рыбного рынка.
В 2015 году оборудование системы «Аргос» в качестве ТСК использовало 962 российских рыболовных судна (более половины всех российских судов, зарегистрированных в отраслевой системе мониторинга Росрыболовства), а также 415 иностранных судов, осуществлявших добычу водных биоресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации в соответствии с международными договорами.
Именно на этих судах надлежит в спешном порядке осуществить замену оборудования ТСК на более дорогостоящее системы «Инмарсат». При этом в ноябре-декабре 2015 года специалистами ФГБУ «ЦСМС» Росрыболовства проведены плановые тестирования ТСК системы «Аргос» и оформлены свидетельства соответствия данных ТСК на 2016 год.
По нашим расчетам, основанным на данных специализированных организаций, оказывающих услуги на территории России по реализации и монтажу станций системы «Инмарсат», затраты на замену оборудования на одном судне составят, в зависимости от типа судна и региона, от 4200 долларов США до 11000 долларов США. Для крупнотоннажного судна, оснащаемого двумя комплектами ТСК, расходы соответственно удваиваются.
Так, по информации «Союза прибрежных рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий Камчатского края», их затраты по замене ТСК на 17-ти судах типа МРС, РС и МРТР превысят 150000 долларов США, что для малых предприятий, входящих в данный Союз, является весьма значительной суммой.
В масштабах всей отрасли переоснащение рыболовных судов новыми средствами ТСК повлечет за собой разовые расходы в сумме свыше 5 миллионов долларов США, что существенно уменьшит налогооблагаемую прибыль рыбохозяйственных предприятий.
Наибольшую тревогу у рыбаков вызывает необходимость, для проведения замены ТСК и их последующего освидетельствования, вывода рыболовных судов из района промысла на срок около 30 дней, что обернется потерей промыслового времени и снижением вылова водных биоресурсов, существенными непроизводственными расходами, упущенной выгодой и недополученной прибылью. Для примера - сутки содержания рыболовного судна обходятся его владельцу, ориентировочно, в 50 000 долларов США. При этом безусловно, что все понесенные рыбаками затраты на переоснащение рыболовных судов средствами ТСК отразятся на конечной стоимости рыбной продукции.
Кроме этого, необходимость тестирования вновь устанавливаемых на рыболовные суда ТСК и оформления на них свидетельств соответствия, а также обязательность повторения этих же процедур и в конце 2016 года, повлекут дополнительную нагрузку на бюджет Российской Федерации в силу того, что данные государственные услуги осуществляются Росрыболовством за счет целевых бюджетных ассигнований.
Анализ последствий и рисков решения о прекращении использования в качестве ТСК системы «Аргос» свидетельствует о возникновении после 31 марта 2016 года угрозы прекращения ведения российскими судами рыболовства в исключительной экономической зоне Норвегии и зоне архипелага Шпицберген выше 75 градуса северной широты, где в 2015 году вели промысел 127 российских судов.
Это обусловлено тем, что судовые земные станции спутниковой системы связи «Инмарсат» не обеспечивают сигнала позиционирования рыболовных судов в высоких широтах, а в соответствии с международными обязательствами Российская Федерация обязана передавать норвежской стороне данные спутникового позиционирования российских судов, осуществляющих рыболовство в вышеуказанных районах.
С прекращением использования системы «Аргос» данная процедура становится невозможной, что будет свидетельствовать о невыполнении Российской Федерацией международных обязательств и позволит Норвегии запретить ведение рыболовства российским судам.
С аналогичной проблемой столкнутся и российские рыболовные суда, осуществляющие рыболовство в прибрежных районах Западной Африки, где странами, выделяющими квоты Российской Федерации, признается в качестве ТСК оборудование системы «Аргос».
Приобретет остроту и проблема переоснащения ТСК судов иностранных государств, осуществляющих рыболовство в исключительной экономической зоне Российской Федерации на основании международных договоров. Непродуманные решения на этом направлении чреваты ответными негативными действиями в ущерб российским рыбакам.
Вызывает серьезное беспокойство, что вместо решения проблемы использования иностранных средств для контроля позиционирования российских судов и перехода на отечественную спутниковую систему «Гонец» (на основе данных мониторинга ГЛОНАСС), Росрыболовство вынуждает рыбаков к переходу с одной иностранной системы на другую.
По нашему мнению, в целях недопущения применения необоснованных санкций в отношении российских рыбаков, не обеспечивших переоснащение рыболовных судов станциями «Инмарсат», необходимо установить разумные сроки замены ТСК (по мере очередного освидетельствования судов), увеличить срок действия свидетельства ТСК до двух лет, а российским судам, осуществляющим рыболовство в высоких северных широтах, разрешить использование системы «Аргос» до внедрения другой системы, позволяющей осуществлять гарантированный мониторинг позиционирования судов.
Просим Вас, уважаемый Аркадий Владимирович, вмешаться в данную ситуацию и поручить дополнительно проработать вопрос переоснащения ТСК российских судов рыбопромыслового флота на уровне заинтересованных министерств и ведомств».