Мурманские рыбаки готовы к реформам, но призывают не рубить сплеча
Рыбку любят все, особенно если она поймана в холодном и чистом Баренцевом море — второй по масштабу "рыбной житнице" России после Дальнего Востока. Но добыть эту рыбку не так-то просто, особенно когда устранены далеко не все бюрократические препоны, мешающие рыбакам делать свое дело в условиях нынешнего экономического кризиса, да и промысловый флот стареет. Об этом шла речь на V научно-практической конференции "Состояние и перспективы развития рыбной промышленности Северного бассейна в меняющихся условиях", которая состоялась недавно в Мурманске, сообщает КП.
Мудрая формула
Напомним, правительство страны разработало целый комплекс реформ в рыбохозяйственной отрасли, которые обсуждались 19 октября 2015 года на заседании Госсовета и были выражены в поручениях президента страны. Они-то и стали главной темой обсуждения для участников конференции. По словам председателя координационного совета "Севрыба" Вячеслава Зиланова, больше всего на работу отрасли повлияет пункт № 1 этих поручений, в котором перечисляются наиболее принципиальные реформы. В частности, речь идет о продлении срока действия договоров о закреплении долей квот на вылов водных биоресурсов до 15 лет, выделении до 20 процентов квот на инвестиционные цели для строительства судов на российских верфях и создания новых рыбоперерабатывающих мощностей. Кроме того, предполагается увеличить до 70 процентов долю квот, которую рыбопромышленные компании обязаны выбрать собственными судами, повысить до 100 процентов ставку сбора за пользование водными биоресурсами и ограничить применение единого сельхозналога для рыбаков.
- Есть мудрая формула: не трогай то, что работает, - отмечает Вячеслав Зиланов. - В ходе реформирования рыбной отрасли за прошлые годы достигнут ряд успехов. Кураторство отрасли было поручено первому заместителю правительства РФ Виктору Зубкову, налажена очень четкая связь между правительством, руководством отрасли и промысловыми компаниями. Была создана система долгосрочного наделения пользователей долями квот, снижена плата за ресурсы, введены некоторые налоговые льготы. Все это позволило вывести отрасль на устойчивый рост, улучшить экономические показатели.
Тем не менее, по его словам, в отрасли немало проблем, которые следовало бы решить в первую очередь. Прежде всего, это многочисленные бюрократические барьеры, создаваемые для рыбаков контролирующими органами, "незаходные" суда и целый ряд других вопросов. Нельзя забывать и управленческую чехарду: за последние 20 лет сменилось 13 руководителей российской рыбной отрасли, причем большинство из них — люди, достаточно далекие от рыбацкого труда. Поэтому реформы, необходимость которых рыбаки не отрицают, подготовлены недостаточно тщательно и точечно. Например, до сих пор не улажены очень многие вопросы, решение которых зависит от государства.
- Необходимо сформировать устойчивые правила игры, позволяющие привлечь долгосрочные инвестиции, развивать портовые коммуникации. Наконец, обеспечить прогнозы состояния сырьевой базы, контроль за рыболовством, четкую работу картографической службы, активную дипломатическую позицию. Все это реализуется не полностью, - добавил Вячеслав Зиланов. - Большинство рыбопромышленников считают, что федеральные органы власти принимают недостаточные меры для развития отрасли. При этом очень значительной остается административная нагрузка на бизнес. Вместо решения этих важных для Северного бассейна проблем Росрыболовство предлагает у одних забрать до 20% годовых квот и передать их другим – тем, кто желает строить суда на российских верфях или развивает береговую рыбопереработку.
Квоты "под киль"
Самая горячая дискуссия разгорелась как раз вокруг пресловутых 20 процентов квот "под киль", которые предполагается выделять рыбопромышленникам, строящим суда на российских верфях. Бесспорно, российский рыболовный флот крайне нуждается в обновлении. Об этом говорит тот факт, что порой недоосваиваются квоты даже на такие востребованные виды рыб как треска и пикша. Например, на 2015 год российская квота на треску составляла 382 000 тонн, а на пикшу – 75 000 тонн. Но порядка 12 000 тонн трески и 7000 тонн пикши из этого объема придется переносить на следующий год.
- Это вызвано не только неблагоприятными условиями лова, но и недостатком промысловых мощностей, - прокомментировал Юрий Задворный, гендиректор рыбопромышленной компании "Мурмансельдь-2" . – Дело в том, что рыболовный флот стареет. Сегодня средний возраст промысловых судов Северного бассейна – 29,8 года. Это не только за гранью нормативного эксплуатационного времени, но и очень близко к границе предельного срока эксплуатации любого транспортного средства.
Пока российский рыбопромышленный бизнес предпочитает строить и модернизировать свои суда за рубежом. Отечественные кораблестроители не слишком интересовались такими заказами: им выгоднее строить крупные военные корабли и гражданские суда за бюджетные деньги. Но сейчас ситуация меняется, подчеркнул рыбопромышленник. Калининградский завод "Янтарь" объявил о своей готовности строить серию современных траулеров, которые могут вылавливать 150 - 170 тонн трески и пикши в сутки. Было также предложено на каждое такое судно выделять 12 -15 тыс. тонн трески и пикши за счет квот в поддержку отечественного судостроения.
Но остается вопрос: откуда брать эти квоты для новых судов, какие резервы для этого использовать? В планах реформ об этом ничего не говорится. В то же время, по оценке ученых ПИНРО, квоты на треску в ближайшие годы будут сокращаться, но тогда в предложенном варианте их хватит только на 15 - 16 вновь построенных судов на российских верфях. Поэтому прозвучала позиция рыбаков, что нельзя забирать эти ресурсы у добросовестных пользователей, успешно осваивающих свои квоты. Если выделять квоты "под киль", то лишь за счет ресурсов, которые будут вовлечены в промысел сверх тех, которые уже имеются.
- А что касается платы за водные биоресурсы — ни одна страна в мире, кроме России, ее не взимает, - подчеркнул Вячеслав Зиланов. - Рыба, находящаяся в воде, становится предметом собственности только тогда, когда попадет на палубу. Кроме того, нужно обратиться к руководству страны, чтобы никаких законодательных новшеств и перемен в налоговой базе не вводили, пока не закончится срок действия действующих договоров. Менять систему на ходу опасно и нежелательно. Кроме того, необходимо призвать депутатов к тому, чтобы ни один подобный закон они не принимали без четкого экономического обоснования.
Отрасли нужны профессионалы
Не менее важно сформировать единый орган управления рыбной отраслью — возможно, с изменениями функций Федерального агентства по рыболовству. Сегодня оно подчинено Минсельхозу, и рыбаки считают это явным промахом.
- Непонятно, какие новые положительные тенденции заставили руководство страны вернуть Росрыболовство в состав Минсельхоза и проигнорировать мнение отраслевиков. Такое решение уже принималось ранее и было признано ошибочным. Мы оказались просто заложниками непродуманных действий и кадровых перестановок на федеральном уровне, – полагает генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин. - Невольно возникает мысль, что вся неразбериха в руководстве отраслью на руку отдельным структурам. В "мутной" воде, в условиях определенной размытости ответственности, легче принять решение, допустим, о перераспределении квот на вылов водных биоресурсов в пользу верфей, и тем самым совсем развалить экономику приморских регионов.
Бесспорно, рыбная отрасль сегодня не так уж велика по объемам валового производства. Но она очень специфична и требует профессионального внимания, прежде всего, в области международных отношений. За пример стоит взять норвежцев. Постоянный представитель Министерства по рыболовству и береговым вопросам Норвегии Йорн Крог 20 лет вел различные рыбохозяйственные международные совещания. А в России за это время сменилось более десятка руководителей, которые в большинстве своем не являлись специалистами рыбной отрасли. В условиях определенной некомпетентности рыбаки больше всего беспокоятся за международные договоры. Об этом говорили участники конференции на заседаниях секций.
- Мы – за отдельный федеральный орган, который бы кроме промысла управлял и деятельностью портов, и предприятий береговой рыбопереработки, и судоремонтом, и специализированными рыбными магазинами, как это было раньше, - добавляет гендиректор Союза рыбопромышленников Севера.
Налоговое бремя
Кстати, северяне неоднократно поднимали вопрос о повышении статуса территориального управления Росрыболовства по Северному бассейну и придания его руководителю статуса замглавы Росрыболовства. Это позволило бы снять с центрального аппарата работу по подготовке и принятию решений по оперативным внутрибассейновым вопросам, а также улучшить согласованность действий всех федеральных органов, ассоциаций и союзов рыбаков, находящихся на территории бассейна. Кроме того, руководитель управления, занимаясь текущими вопросами организации промысла, мог бы грамотно исполнять обязанности заместителя руководителя Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству и других международных организаций на Северном бассейне. Всю эту работу в условиях рынка необходимо начинать и заканчивать на месте, уведомляя Росрыболовство о принятых решениях. Такой подход не только повысит эффективность работы органов, подчиненных Росрыболовству, но и обеспечит реальную отдачу в виде дополнительной рыбной продукции на внутренний рынок страны.
Помимо прочих реформ, на октябрьском Госсовете шла речь о ликвидации еще одной льготы для рыбаков — возможности работать по единому сельхозналогу (ЕСХН). Власти надеются этим путем сгладить разницу между отпускными ценами на рыбу у производителей и розничной ценой, которая превышает их в 3 - 4 раза. По словам губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко, проблемы возникают потому, что большинство рыбаков работает без налога на добавленную стоимость (НДС), по системе ЕСХН, тогда как торговые сети, напротив, предпочитают работать с НДС. В результате создаются "серые схемы", появляются посредники – фирмы-однодневки, в которых исчезает и НДС и маржа. Такая мера должна подтолкнуть рыбопромышленников к заключению прямых договоров с торговыми сетями, а ЕСХН рекомендовано оставить только для малого бизнеса и для градообразующих предприятий.
Но Василий Никитин призывает продумать этот шаг как можно тщательнее, поскольку он значительно увеличит налоговую нагрузку на рыбопромышленные компании. В связи с необходимостью обновления флота рыбакам и без того предстоят огромные затраты — особенно в том случае, если строить суда на российских верфях. Сегодня невозможно быть уверенным, что в условиях слабеющего рубля и растущих процентных ставок по кредитам рыбаки смогут осилить такие расходы.
Напомним, на ЕСХН рыбаки перешли около 8 лет назад. Тогда рыбаки подсчитали, что эта мера поможет экономить в масштабах страны от 25 до 30 миллиардов рублей в год. Это дает им возможность вкладывать дополнительные средства в обновление флота. Так и произошло на Северном бассейне, где за прошедшее с 2008 года время около 40 млрд рублей инвестиций было направлено на модернизацию и переоборудование судов, строительство или приобретение рыболовного флота. Кроме того, должна быть решена наболевшая проблема "незаходных" судов, построенных или модернизированных за границей. До сих пор эти траулеры, обладающие наибольшей производительностью, вынуждены работать на иностранные порты, поскольку суммарная плата за заход в российский порт обойдется владельцу судна примерно в 23 процента его стоимости. Проблема обновления флота стоит действительно остро, необходимо всеми силами стимулировать рыбаков решаться на этот шаг и в первую очередь снижать все бюрократические барьеры как при работе на промысле, так и в российских портах. Одно это уже даст не менее 5 - 7% снижения расходов флота.
Василий Никитин, генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера:
- Прежде всего, необходимо убрать бюрократические барьеры и облегчить путь рыбе от рыбака до розничного покупателя. Например, недавно ввели правило, по которому судно длиной более 55 метров может идти по Кольскому заливу только с лоцманской проводкой. Да рыболовные суда здесь уже лет 50-70 по заливу ходят без лоцманской проводки! Какая тут может быть безопасность мореплавания или продовольственная безопасность? Кого–то мы, грубо говоря, подкармливаем.