Нью-Васюки или реальный шанс?
Идея построить на Шпицбергене российский рыбоперерабатывающий комплекс, похоже, вступает в стадию реализации. Об этом сообщает Мурманский вестник.
Говорят, обещанного три года ждут. Но это в поговорке, в реальности, как правило, гораздо дольше. Семь лет назад, еще в январе 2009-го, тогдашний глава Росрыболовства Андрей Крайний с энтузиазмом говорил о строительстве рыбоперерабатывающей фабрики на Шпицбергене. Главный рыбак страны не скрывал оптимизма: от районов промышленного лова до российского поселка Баренцбург всего-то час ходу, нашим рыбакам не придется терять драгоценное промысловое время, чтобы привезти улов в родной Мурманск и вернуться назад. Да и перспективы трудовой занятости для русского населения Баренцбурга вырисовывались отрадные.
Тогда Росрыболовство от слов быстро перешло к делу - объявили тендер на разработку проекта рыбоперерабатывающего комплекса в Баренцбурге. В 2010-м должно было начаться строительство. Но не началось. А вот в конце 2012 года идея получила новый виток. Рассказал об этом мурманчанам побывавший в столице Заполярья заместитель генерального директора столичного ЗАО «Арктик Ресурс» Юрий Ильин.
- Тогда, в 2012 году, правительство страны поручило нашей компании проектирование, строительство и эксплуатацию рыбоперерабатывающего комплекса на архипелаге Шпицберген, - сообщил Юрий Владимирович. - Тресту «Арктикуголь» было предписано выделить нам участок, необходимые для эксплуатации ресурсы. Затем состоялась презентация проекта в конторе губернатора Шпицбергена, которая была положительно оценена норвежской стороной.
По информации Юрия Ильина, московские частные инвесторы планируют возвести на архипелаге комплекс по добыче, приему и переработке морепродуктов. При этом деятельность будет вестись по принципу: норвежские квоты - российский капитал.
Нелишне напомнить, что Юрий Ильин - для мурманчан человек не случайный: еще несколько лет назад он был генеральным директором рыбоперерабатывающей фабрики «СиФудРус» в Териберке. При нем на предприятии прошла масштабная реконструкция и замена устаревшей техники на современную производственную линию, которую поставила исландская компания «Марел» - мировой лидер в изготовлении рыбоперерабатывающего оборудования. Так что в деле, которым он сейчас занимается уже на более высоком уровне, Ильин не новичок.
Во время встречи в Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана он особо подчеркнул, что на строительство комплекса не планируется потратить ни копейки государственных средств. И второе - российские рыбопереработчики в Баренцбурге не претендуют на квоты РФ. Вся рыба будет обеспечена поставками с норвежских аукционов «NorgesRafisklag» и «NorgesSildesalgslag». Тем более и экономика, и национальные вкусовые предпочтения определяют, что основной упор на фабрике сделают на переработку пелагических видов рыб - сельди, скумбрии, путассу, мойвы. В общем, той «народной» рыбки, которая очень востребована в России и имеет недостаточный спрос в Стране фьордов. А поскольку промысел пелагии ограничен сезонностью лова, то в пору межсезонья предприятие планирует заниматься добычей и переработкой креветки, тем более что ограничений на этот биоресурс в Баренцевом море нет. Предполагается также, что кроме собственных уловов компания будет перерабатывать и доставлять в Мурманск рыбу, добытую российскими судами в районе архипелага.
- Нами закуплено многоцелевое судно, оно будет применяться для снабжения тарными материалами, доставки оборудования. Есть терминал, есть судно, - отметил Юрий Ильин. - Уже сдан местным властям ареал-план, он готовился почти два года совместно с трестом «Арктикуголь». Это очень важно, потому что в Норвегии любое новое дело начинается с плана развития региона, где все подробно расписано. Суть в том, что Шпицберген - природоохранная зона, и норвежцы тщательно защищают его от посягательств в виде ведения любой хозяйственной деятельности. Природоохранное законодательство там очень жесткое. К примеру, отходы нельзя выбрасывать, все нужно перерабатывать или замораживать и вывозить за пределы архипелага. Но мы надеемся на положительное решение вопроса, поскольку угольная промышленность в убытке как у норвежцев, так и у россиян. А развитие Свальбарда (норвежское название Шпицбергена. - Авт.) - это в первую очередь рыба. Ну и еще туризм.
На участии российской компании не только в строительстве рыбной фабрики, но и в развитии местного туристического кластера Юрий Ильин сделал особый акцент. Уже сейчас тысячи путешественников практически ежедневно прибывают на Шпицберген на круизных судах и самолетах, чтобы воочию увидеть землю нетающих ледников, похожих на средневековые замки, белых медведей, тюленей, китов. Чтобы поразиться фантастическим туманам и погрузиться в уникальные природные явления, которые случаются только здесь. На местную экзотику энтузиасты из «Арктик Ресурса», конечно, не претендуют, у них своя фишка - развивать промышленный туризм. Показать любознательным гостям из разных стран процесс добычи, приемки и переработки рыбы - это, по мнению Юрия Ильина, может стать весьма доходным мероприятием. Тем более промышленный туризм нынче в моде.
Итак, идея укрепить русское присутствие на Шпицбергене строительством там отечественного производства получила новый шанс на реализацию. Справедливости ради заметим, что противников у нее не так уж мало. «Нью-Васюки» - так коротко, но емко охарактеризовал ее один из мурманских рыбных генералов. Тем более что сама идея не нова: в советские времена уже планировалось строительство рыбоперерабатывающего комплекса в Баренцбурге, чтобы обеспечить рабочими местами жен российских шахтеров. Однако, просчитав все затраты, специалисты решили, что овчинка выделки не стоит: проект оказался экономически несостоятельным. Теперь же энтузиасты строительства на Шпицбергене российского предприятия от реализации своих проектов ждут немало плюсов.
Получается, что российский запрет на импорт рыбы из Норвегии на Шпицбергене не действуют, значит там можно строить завод по переработке норвежского лосося))
только она будет золотая))
Использование государственной территории и ее природных ресурсов иностранными физическими и юридическими лицами может осуществляться исключительно с разрешения государства и под его непосредственным контролем.
Территории с неопределившимся статусом. “Ничейная” земля. Правовой режим территорий с неопределившимся статусом (sub judice) не предполагает существования и суверенитета государства, владеющего этой территорией, но и не превращает территорию в ничейную (terra nullius). Государство, в ведении которого находится соответствующая территория, осуществляет свою юрисдикцию и функции управления в пределах, установленных межгосударственными правовыми актами, определяющими статус территории.
Специфичность статуса Шпицбергена, закрепленного в Договоре 1920г. , состоит, прежде всего в том, что архипелаг стал территорией Норвегии в силу международного соглашения, определившего условия распространения на него суверенитета Норвегии. Шпицберген – территория, современный международно-правовой режим которой и суверенитет Норвегии над ней возникли одновременно и связаны непосредственно. Это, в частности, следует из преамбулы Договора, где Норвегия не выделена в качестве стороны двустороннего договора, а приравнивается к другим договаривающимся государствам.
Вблизи Шпицбергена наши траулеры набирают до четверти всего объема рыбодобычи в Баренцевом море. Сейчас на Шпицбергене, помимо угледобывающих предприятий, планирует работать фабрика по переработке рыбы и проводит исследования Кольский научный центр РАН. Однако в последнее время российские предприятия и учреждения на архипелаге испытывают постоянный прессинг со стороны местной администрации. В частности, по этой причине российской стороне пришлось отказаться от строительства дороги между Баренцбургом и Коулз-беем. Администрация Шпицбергена выразила недовольство и планами строительства линии высоковольтной передачи. О преследовании российских рыбаков в Баренцевом море – разговор вообще особый. Ежегодно унизительной процедуре досмотра подвергаются многие сотни наших рыболовных судов, а десятки из них – арестовывают. Эту задачу в международных водах Баренцева и Норвежского морей выполняют боевые корабли ВМС Норвегии. Ситуация вокруг россиян на Шпицбергене еще более усугубилась в связи с принятыми недавно норвежским парламентом (Стортингом) поправками в законе об охране окружающей среды. По сути, эти действия Норвегии направлены на вытеснение России с архипелага.
Проект о котором идет речь в публикации имеет огромные риски и скорее всего относится к категории "пугалки" для Норвегии или выступать в качестве страховочной прокладки, активно работающей только в период кризисных периодов. Частные инвесторы ( если они действительно частные) не могут не обращать внимание на огромные риски, такие как :
- возможный резкий разворот государства в вопросах обеспечения внутреннего рынка собственной рыбой и значительного понижения на этой почве цены на рыбу в России (импорт рыбы с северных государств будет не рентабелен)
- отсутствие статусных льгот на ничейной территории и распространение законов РФ.
- заинтересованность государства и Мурманских перерабатывающих предприятий в собственной переработки в России.
- отсутствие возможности получения дополнительных квот.
- снятие санкций и роспуск семужного клуба даст возможность массе предпринимателей работать в этом направлении в жесткой конкуренции.
При всех этих условиях попахивает не коммерцией, а чисто политикой, где еще возможно иногда что-то заработать....
Тема действительно очень давняя, на мой взгляд, последний раз была в активной стадии с марта по май 2012 года, тогда общались немного с Вячеславом Гозенко от ЗАО «Арктик Ресурс», ныне там не работает, и вот очередная активность, очень интересно чем все это начнется и закончится, так как сотрудничаем с Юрием Ильиным по этому проекту.
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Александр Николаев.