В России растёт «параллельная налоговая система»
11 февраля директор НП «Национальное Объединение Лоцманских организаций» Виктор Рябоконь в своем выступлении на совещании в комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, посвященного предложениям по совершенствованию законодательства РФ в части некодифицированных платежей, имеющих признаки налогов и сборов, заявил, что в рамках унификации платежей важно оптимизировать их не по количеству, а по целевому назначению. Об этом сообщает inform-24.com.
В сфере водного хозяйства к таким платежам можно отнести: плату за водопользование, сбор за право пользования водными биологическими ресурсами, сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям на участках, соединяющих Балтийское, Азовское и Каспийское моря, портовые сборы. В конце минувшего года в Госдуме прошли первое чтение изменения в ст.11 и ст.16 Водного кодекса РФ, предусматривающие взимание платы за пользование акваторией - фактически на наших глазах рождается ещё один сбор.
Касательно портовых сборов такими публично-правовыми платежами сегодня являются:
- корабельный сбор, зачисляемый администрациям портов;
- навигационный, маячный, канальный, и другие, взимаемые ФГУП «Росморпорт».
Есть ещё: лоцманский, ледокольный, экологический, которые по своей природе являются гражданско-правовой платой за оказанные услуги.
Взимается ещё сбор транспортной безопасности акватории. Правила его взимания не установлены ни в одном подзаконном акте, что вообще не позволяет установить его природу. При этом одни сборы у нас взимаются монополистом - Росморпортом, другие находятся в конкурентной среде.
Эксперт также обратил внимание собравшихся на ситуацию, сложившуюся с декабря 2014 года, когда в связи с падением курса рубля мы фактически датируем иностранных судо и грузовладельцев. «80% судов, заходящих в российские порты – это суда под иностранным флагом. Их судо и грузо владельцы сегодня уплачивают портовые сборы в российских рублях.
К примеру, исходя из действующих ставок лоцманского сбора, стоимость лоцманской проводки судна под иностранным флагом, при заходе в морской порт Санкт-Петербург, составляет в среднем порядка 35 000 рублей, и иностранный владелец для оплаты лоцманских услуг за проводку судна в порт покупал указанную сумму 35000 руб. в российском банке за 1000 долларов США. Сегодня же он на это тратит менее 500 долларов, так как курс рубля по отношению к доллару США изменился более чем в два раза, что повлекло рост цен на товары и услуги и, как следствие, снижение доходов граждан России - работников предприятий морской отрасли. По данной проблеме мы неоднократно, начиная с января 2015 г., обращались в различные федеральные органы власти с просьбой внести соответствующие корректирующие коэффициенты в действующие ставки портовых сборов, чтобы защитить отечественного производителя портовых услуг, но вразумительного ответа до настоящего времени не получили», - сообщил Виктор Рябоконь.
Напомним, что в свете задач, обозначенных в поручениях Президента по снижению фискальной нагрузки на бизнес и обеспечения экономического роста за счёт мобилизации внутренних ресурсов страны, сенаторы в партнёрстве с Торгово-промышленной палатой, Минфином, ФНС, Минэкономразвития, профильными ведомствами и экспертным сообществом предложили сделать ревизию сформировавшейся по сути «параллельной налоговой системы». Системы, которая насчитывает на сегодняшний день уже порядка 70 платежей, аналогичных налогам и сборам, которые не входят в Налоговый кодекс, но взимаются с граждан каждый по своим правилам расчёта, уплаты, взыскания и возврата. Ряд платежей поступают в бюджетные фонды, другие отчисляются во внебюджетные.
Помимо обычной налоговой нагрузки эта «параллельная налоговая система» разрослась у нас до размеров 700 млрд. рублей, что составляет 1% ВВП. Недавно у нас появились такие виды платежей как взносы на капремонт, плата за проезд автомобилей свыше 12 тонн, экологический сбор. По мнению сенаторов, в этой сфере необходимо ясное, системное регулирование и администрирование.
В качестве «Дорожной карты», участники совещания предложил вначале внести законопроект, который установит на несколько лет мораторий на введение новых видов платежей, затем создать единой реестр всех имеющихся на сегодня таких некодифицированных публичных платежей и затем уже отрегулировать по каждому их виду единые правила. С тем, чтоб уже после снятия моратория любой новый сбор, платёж можно было ввести в единый реестр только через федеральный закон.