Об обнаружении ксенобиотиков в рыбе и морепродуктах
Рыба относится к числу основных для населения России продуктов питания. В последнее время важное значение приобретают и ставшие более доступными дары моря – креветки, кальмары, мидии и другие нерыбные объекты промысла. Об этом сообщает Россельхознадзор.
Отрасль искусственного разведения рыбы и морепродуктов для употребления в пищу (аквакультура) в настоящее время переживает бурное развитие, начиная постепенно вытеснять традиционный вылов, который уже не может обеспечивать постоянно растущую потребность населения в рыбной продукции.
Пальму первенства в культивировании водных организмов держат страны Юго-Восточной Азии – Китай, Индия, Малайзия, Бангладеш, Вьетнам, Япония, чей теплый климат и человеческие ресурсы способствуют развитию этой отрасли. Россия активно импортирует продукцию аквакультуры из этого региона.
Основными ксенобиотиками, обнаруживаемыми в промысловой рыбе и морепродуктах, являются токсичные элементы – мышьяк, кадмий и ртуть, реже свинец, длительное поступление повышенных концентраций которых в организм оказывает канцерогенное действие и вредные в отношении нервной, иммунной, кровеносной систем, печени и почек эффекты.
По данным лабораторного мониторинга Россельхознадзора на базе подведомственного ФГБУ «ВГНКИ» 2015 года в 8 % исследованной отечественной рыбы обнаружено превышение допустимого уровня мышьяка. Случаи превышения допустимого уровня кадмия и мышьяка были выявлены в нерыбных объектах промысла с Сейшельских островов и из Индии (18% положительных образцов). В 45% образцов креветок из Гренландии и Дании содержание мышьяка превышало допустимый уровень.
Интересно, что в тканях водных организмов большая часть мышьяка (до 95%) находится в форме нетоксичных органических соединений, в связи с чем в странах Евросоюза и США всё большее распространение получают методы отдельного определения представляющей риск для здоровья неорганической формы мышьяка. ФГБУ «ВГНКИ» разработало собственную методику раздельного определения обеих форм мышьяка, органической и неорганической.
В искусственно выращенных рыбе и морепродуктах регулярно обнаруживают ветеринарные препараты, активно применяемые для предотвращения и лечения болезней объектов аквакультуры. В 2015 году ФГБУ «ВГНКИ» выявляло вещества из групп трифенилметановых красителей, нитрофуранов и антибиотиков тетрациклинового ряда.
Трифенилметановые красители - малахитовый зелёный, кристаллический фиолетовый и бриллиантовый зелёный обладают антипаразитарным и антигрибковым действием, поэтому широко применяются при выращивании аквакультуры в некоторых странах. Установлено, что малахитовый зелёный и кристаллический фиолетовый оказывают мутагенное, канцерогенное и тератогенное действие, поэтому применение этих соединений в ветеринарии не зарегистрировано или запрещено в ряде стран: США, Канаде, Евросоюзе и других. Любое остаточное содержание трифенилметановых красителей в пищевой продукции не допускается. В России трифенилметановые красители также не зарегистрированы в качестве лекарственных средств в ветеринарии, в связи, с чем их остаточное содержание в пищевой продукции не допускается.
В то же время в Российской Федерации рекомендованы к регистрации новые безопасные препараты для антипаразитарной обработки поверхностей тела и жабр рыб, содержащие в качестве действующего вещества повидонйод.
Частота выявления красителей в 2015 году составила 16 % от объема исследований. Традиционно, высоким процентом загрязнения характеризовалась продукция стран Юго-Восточной Азии (Вьетнам -25% положительных проб, Индия – 9%), а также отечественная рыба (14 % положительных проб). В исследованной впервые в 2015 году искусственно выращенной рыбе из Турции (11%).
Канцерогенные метаболиты нитрофуранов – антибактериальных препаратов, также не зарегистрированных к применению в животноводстве, выявлены в 2015 году в 13 образцах отечественной искусственно выращенной рыбы и впервые в креветках производства Китая, что согласуется со сведениями из мировых баз данных оповещения о ветеринарных рисках о регулярных случаях обнаружения нитрофуранов в искусственно выращенных морепродуктах из стран Юго-Восточной Азии, обусловленных активным их применением.
В лососе производства Чили установлено превышение допустимого уровня тетрациклинов. По заключению отечественных учёных, потребление продукции, содержащей тетрациклины выше допустимого уровня, может приводить к риску возникновения болезней органов пищеварения, анемии, дерматитов, аллергии и иммунодефицитных состояний у детей.