Рекомендации Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре
Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре в ходе открытого заседания 11 февраля 2016 года с участием представителей федеральных органов законодательной и исполнительной власти, общественных объединений рыбохозяйственного комплекса и экспертов рассмотрела проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 333.3 и 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка применения налоговых режимов и взимания сборов в сфере рыбохозяйственного комплекса», разработанный Минсельхозом России в соответствии с п.1а Перечня поручений Президента Российской Федерации от 9 ноября 2015 года №Пр – 2338ГС. Об этом сообщает АДМ.
1. Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре изучила сложившуюся налоговую нагрузку в рыбохозяйственном комплексе и подготовила на методологической основе, разработанной НИУ «Высшая школа экономики», специальное исследование «Налоговая нагрузка в рыбной отрасли: оценка и прогноз».
По данным Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуры в период с 2008 по 2015 год произошло существенное снижение налоговой нагрузки в рыбной отрасли – до 6,2% от оборота (в соответствии с методологией ФНС).
Снижение налоговой нагрузки в отрасли произошло по следующим причинам:
значительное увеличение рублёвой выручки предприятий отрасли от реализации продукции на экспорт вследствие изменения курса отечественной валюты;
применение налоговых льгот при уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (общее сокращение налоговых поступлений) и использование специального налогового режима «Единый сельскохозяйственный налог» (сокращение поступлений по налогу на прибыль).
В соответствии с предусматриваемыми проектом федерального закона «О внесении изменений в статьи 333.3 и 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка применения налоговых режимов и взимания сборов в сфере рыбохозяйственного комплекса» отменой действующей льготы при уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов и внесением изменений в круг лиц, использующих специальный налоговый режим «Единый сельскохозяйственный налог», налоговая нагрузка в отрасли возрастёт с 6,2% до 10,6%.
2. Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре считает допустимым в сложившейся социально-экономической ситуации и в целях достижения первоочередных целей бюджетной политики увеличение доли платежей за пользование природными ресурсами в общем объёме налоговых поступлений рыбохозяйственного комплекса и отмену действующей льготы при уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.
В то же время Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре считает, что все предлагаемые поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации должны рассматриваться только при наличии необходимого финансово-экономического обоснования и не могут содержать правовые дефекты.
Работа над обоснованием и установлением ставок сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов проходила с 2001 по 2003 годы. При установлении ставок сбора за пользовании объектами водных биологических ресурсов в 2004 году и последующих изменениях в 2006 – 2008 годах научно-исследовательскими институтами были выполнены специальные исследования, определявшие влияние величины ставок сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов на производственную деятельность предприятий и обосновывающие допустимую величину ставок сбора для конкретных видов водных биологических ресурсов.
Также Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре отмечает, что в 2004 году льготы при уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов были установлены первоначально только для градо- и посёлкообразующих предприятий, рыболовецких артелей (колхозов), а рыболовецкие артели (колхозы) были отнесены к сельскохозяйственным товаропроизводителям с правом использования специального налогового режима «Единый сельскохозяйственный налог».
В 2008 году льгота по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов и возможность использования специального налогового режима «Единый сельскохозяйственный налог» были установлены для всех рыбохозяйственных организаций (с ограничениями в части доли дохода от реализации продукции из водных биологических ресурсов в выручке рыбохозяйственной организации и численности занятых в рыбохозяйственной организации).
3. Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре считает необходимым при обсуждении законопроекта учитывать и оценивать все ожидаемые экономические последствия предлагаемых изменений в налоговое законодательство.
3.1. Возникновение налогового неравенства внутри отрасли с учётом сохранения льготы при уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов и возможности применения специального налогового режима «Единый сельскохозяйственный налог» только для градо- и посёлкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, рыболовецких артелей и колхозов.
Фактическая налоговая нагрузка для предприятий, не имеющих статуса градо- и посёлкообразующих и не являющихся рыболовецкими артелями и колхозами, возрастёт вдвое – с 6,2% до 12,5%.
3.2. Увеличение доли налоговых изъятий из выручки предприятий до 14% в случае предлагаемой законопроектом индексации ставок сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов и сокращение финансовых ресурсов предприятий для осуществления инвестиций.
3.3. Увеличение неравномерности налоговых выплат в течение финансового года, обусловленное техникой взимания сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Платежи по уплате сбора за пользование водными биологическими ресурсами, уплате страховых взносов, уплате процентов по взятым кредитам в конце четвёртого квартала – начале первого квартала возрастут в 4 – 4,5 раза, что значительно ослабит финансовую устойчивость предприятий.
4. Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре установила несоответствие отдельных норм законопроекта пункту 1а Перечня поручений Президента Российской Федерации от 9 ноября 2015 года №Пр – 2338ГС.
В соответствии с п.1а Перечня поручений Президента Российской Федерации от 9 ноября 2015 года №Пр – 2338ГС Правительству Российской Федерации поручено внести в законодательство изменения, предусматривающие предоставление налоговых льгот в зависимости от статуса лица, не изменяя однако самих критериев отнесения к льготируемой категории лиц.
Однако абзацем третьим предлагаемой редакции пункта 7 статьи 333.3. Налогового Кодекса Российской Федерации вводится дополнительный критерий относимости юридического лица к льготируемым градо- и посёлкообразующим российским рыбохозяйственным организациям, что выходит за пределы поручения. Аналогичные критерии вводятся в отношении рыболовецких артелей и колхозов (абзац 7), а также в отношении рыбохозяйственных организаций, осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки (абзац 10).
Введение подобного критерия означает отход от определения льготируемого лица на основании его статуса и определение льготируемого лица на основании порядка и результата осуществления хозяйственной деятельности за предыдущий налоговый период. Данный критерий не соответствует целям определения статуса рыбохозяйственной организации, который устанавливает условия использования морских судов при осуществлении добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а не степень глубины переработки уловов водных биологических ресурсов.
Введение нового критерия предусматривает процедуру оценки его соблюдения (абзац 8), то есть дополнительную административную процедуру в отношении лиц, занятых осуществлением предпринимательской деятельности.
5. Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре установила, что предлагаемые законопроектом нормы не позволяют достигнуть цели, поставленные в п.1а Перечня поручений Президента Российской Федерации от 9 ноября 2015 года №Пр- 2338ГС.
Законопроект вводит в целях налогообложения предприятий рыбохозяйственного комплекса понятие «последующая (промышленная) переработка продукции первичной переработки», которое в действующем Налоговом Кодексе Российской Федерации применяется исключительно в целях регулирования специального налогового режима «Единый сельскохозяйственный налог».
Однако техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» к видам переработки (обработки) пищевой продукции отнесены следующие виды: тепловая обработка (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, сквашивание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия или сочетание этих процессов. Соответствующие правовые нормы корреспондируются с содержанием приложения №2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства», в соответствии с которым свежая, охлаждённая и замороженная (в том числе филе) рыба и морепродукты отнесены к продукции первичной переработки.
Таким образом, действующее законодательство не позволяет в рамках предлагаемого законопроектом разделения продукции на «продукцию первичной переработки» и «продукцию последующей (промышленной) переработки» относить к продукции высокой степени переработки свежую, охлаждённую и замороженную (в том числе филе) рыбу, то есть не позволяют достигнуть поставленные Президентом Российской Федерации цели.
По указанному основанию требуют корректировки абзацы 13 и 14 рассматриваемой статьи.
6. Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре установила, что предлагаемые законопроектом меры правового регулирования не будут способствовать развитию береговой рыбоперерботки.
В соответствии с абзацем одиннадцатым пункта 7 статьи 333.3, предлагаемым в законопроекте, к рыбохозяйственным организациям, осуществляющим последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки водных биологических ресурсов, относятся предприятия, у которых в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации продукции последующей (промышленной) переработки водных биологических ресурсов, произведённой из добытых (выловленных) ими водных биологических ресурсов, составляет более 50% за календарный год, предшествующий году выдачи разрешения на добычу вылов водных биологических ресурсов.
Следовательно, предприятия, осуществляющие производство рыбной продукции не только из собственных уловов водных биологических ресурсов, но и из приобретённого продовольственного сырья, могут быть не признаны предприятиями, осуществляющими последующую (промышленную) переработку рыбопродукции. Вводимый критерий исключает получение льготы предприятиями береговой переработки, имеющими малые объёмы собственной добычи, но оказывающими услуги по переработке уловов других организаций.
7. Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре установила, что в пояснительной записке и финансово-экономическом обосновании к законопроекту отсутствуют оценка существующей налоговой нагрузки на предприятия рыбохозяйственного комплекса, а также расчёт прогнозируемого увеличения налоговой нагрузки, рассчитанные в соответствии с методикой Федеральной налоговой службы (ФНС России), утверждённой Приложением №1 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ – 3 – 06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
В сопроводительных материалах к законопроекту отсутствуют проекты нормативных правовых актов, устанавливающих перечень видов продукции, относимых к «последующей (промышленной) переработке продукции первичной переработки».
8. Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре считает необходимым учитывать при разработке поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации, увеличивающих налоговую нагрузку, предусмотренное п.1а Перечня поручений Президента Российской Федерации от 9 ноября 2015 года №Пр-2338ГС «выделение до 20 процентов квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели (закупка новых судов рыбопромыслового флота, построенных на отечественных верфях, и строительство объектов переработки водных биологических ресурсов)».
В целях сохранения существующих объёмов долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, закреплённых за пользователями, предприятиям понадобится значительно увеличить инвестиционные расходы. В то же время налоговое неравенство создаст неравные конкурентные условия для отдельных категорий предприятий при осуществлении ими капиталовложений в целях наделения их долями квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, распределяемой в целях государственной поддержки судостроения и развития перерабатывающих мощностей.
9. Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре установила несогласованность предлагаемых законопроектом норм с действующими нормами Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 9 ноября 2015 года №Пр-2338ГС Правительству Российской Федерации поручено внести изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие применение в сфере рыбохозяйственного комплекса единого сельскохозяйственного налога только для субъектов малого предпринимательства, градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, рыбоводных хозяйств.
Таким образом, предусматривается возможность применения специального режима налогообложения только предприятиями, имеющими значимость для обеспечения занятости населения и получения дохода населением, а также организациями, занимающимися видом деятельности, требующим поддержки со стороны государства (рыбоводные хозяйства), то есть определение льготируемого предприятия осуществляется исходя из правового статуса как социально значимого производства.
Вместе с тем законопроект предусматривает для градо- и поселкообразующих предприятий новый критерий о вылове 70% уловов собственным или арендуемым по договору финансового лизинга судном.
Также законопроект увязывает признание лица сельскохозяйственным производителем исходя из его деятельности за период, предыдущий году, в котором предприятие осуществляет налоговые платежи в соответствие со специальным налоговым режимом «Единый сельскохозяйственный налог», что не соответствует концепции главы 26.1. Налогового Кодекса Российской Федерации. При этом законопроект не вносит изменения в пункт 5 статьи 346.2. Налогового Кодекса Российской Федерации, то есть не осуществляется корреспонденция с условиями возникновения права для перехода на специальный налоговый режим «Единый сельскохозяйственный налог».
10. Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре установила, что законопроект предусматривает перенос регулирования отношений из области рыболовства и сохранения водных биоресурсов в область налогового законодательства.
Так, введение критерия добычи 70% уловов водных биологических ресурсов собственными или арендованными по договору финансового лизинга судами, является развитием существующей нормы, предусмотренной частью 2 статьи 13 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», о возможности досрочного, принудительного прекращения права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в случае освоения в течение двух лет подряд менее 50% выделенной квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
При этом, названное условие с учётом положений статьи 35.5. указанного закона рассматривается арбитражными судами, как исключительное (то есть не в полной мере зависящее от добывающей организации) и договорное (то есть применяемое только при нарушении договора).
В связи с этим введение рассматриваемого критерия представляется не соответствующим условиям и задачам налогового регулирования рассматриваемых отношений и преждевременным до внесения соответствующих изменений в Закон о рыболовстве.
11. Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре считает, что учитывая общую направленность поручения Президента Российской Федерации на формирование основополагающих правил в рыбной отрасли на период с 2019 года, то есть после истечения прав на добычу (вылов) водных биоресурсов, предоставленных по действующим в настоящий момент договорам о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, представляется целесообразным установить вступление законопроекта в силу с 1 января 2019 года.
12. Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре считает, что предлагаемая редакция пункта 7 статьи 333.3 Налогового кодекса Российской Федерации меняет правовую природу сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов: вместо денежного сбора, уплачиваемого за юридически значимое действие органа исполнительной власти – выдачу разрешения на ведение добычи (вылова) водных биологических ресурсов, вводится платёж, который обладает признаками налога, так как величина платежа зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В то же время законопроект не устанавливает предусматриваемые Налоговым кодексом Российской Федерации элементы налогового платежа и порядок его исчисления и уплаты,
13. Комиссии РСПП по рыбохозяйственному комплексу и аквакультуре предлагает внести следующие изменения и дополнения в проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 333.3 и 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка применения налоговых режимов и взимания сборов в сфере рыбохозяйственного комплекса»:
13.1. Исключить как необоснованные и непроработанные абзацы седьмой, восьмой, десятый, одиннадцатый, двенадцатый, тринадцатый и четырнадцатый предлагаемой редакции пункта 7 статьи 333.3 Налогового кодекса Российской Федерации;
13.2. Внести изменения в порядок и сроки уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, установленный статьёй 333.3 Налогового Кодекса Российской Федерации, исключив обязанность плательщика по уплате авансового разового взноса в размере 10% на исчисленную сумму сбора, и установив ежемесячный порядок начисления и уплаты регулярных платежей в течение срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;
13.3. Внести изменения в ст. 333.3 Налогового Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми российскими рыбохозяйственными организациями, осуществляющими капитальные вложения в строительство новых судов и (или) объектов переработки на территории Российской Федерации, может применяться ставка сбора в размере 0 процентов, начиная с месяца, в котором такое судно и (или) объект переработки введен в эксплуатацию, и заканчивая месяцем, в котором сумма сбора, рассчитанная исходя из ставки сбора 100 или 15 процентов, определенная нарастающим итогом за указанные периоды, составила величину, равную объему соответствующих капитальных вложений.
13.3.1. Ставка сбора в размере 0% применяется:
13.3.2. В случае если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерацией, с такой российской рыбохозяйственной организацией заключено инвестиционное соглашение о строительстве нового судна и (или) объекта переработки на территории Российской Федерации;
13.3.3. С момента предоставления такой российской рыбохозяйственной организацией заявления в налоговый орган с приложением инвестиционного соглашения, акта ввода нового судна и (или) объекта переработки в эксплуатацию, документов, подтверждающих объем капитальных вложений.
13.4. Проработать совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации дополнительные критерии социально-экономического развития населенных пунктов, в которых зарегистрированы рыбохозяйственные организации, для определения статуса градо- и посёлкообразующих рыбохозяйственных организаций и рыбохозяйственных артелей (колхозов).
14. Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре приняла решение рекомендовать Президенту Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н.Шохину направить предложения комиссии в Правительство Российской Федерации и Администрацию Президента Российской Федерации для доработки федерального закона «О внесении изменений в статьи 333.3 и 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка применения налоговых режимов и взимания сборов в сфере рыбохозяйственного комплекса».