Эксперты высказались за добросовестную конкуренцию в морских портах и в рыбной отрасли | ВИДЕО
3 марта в Государственной Думе состоялось заседание экспертной группы интерактивного проекта «Морские порты-Информ-24». Об этом сообщает inform-24.com.
В заседании приняли участие представители НП «Национальное объединение лоцманских организаций», Ассоциации российских морских и речных бункеровщиков, рыбацкого сообщества – рыбодобывающие предприятия – члены ВАРПЭ, Минвостокразвития РФ, эксперты морской сферы деятельности.
Открывая заседание, руководитель проекта «Морские порты – Информ-24» Анна Горнова отметила:
«На долю водных просторов приходится 2/3 поверхности Земного шара. Россия испокон веков – морская держава 13-ти морей и трёх океанов. На территории нашей страны свыше 2,5 млн. больших и малых рек. По протяжённости морской границы мы занимаем лидирующее положение среди других государств в мире.
При этом значительная часть экономической составляющей от эффективности использования наших водных путей, да и всего водного хозяйства в целом, формируется в портах. Порты-те базовые точки, от которых зависит, в том числе и конечная стоимость потребительских товаров для покупателей».
Лейтмотивом встречи стал вопрос развития механизмов добросовестной конкуренции на рынке портовых услуг и в рыбной отрасли. Факты нарушения антимонопольного законодательства привёл в своём выступлении генеральный директор ООО «СПБ Лоцман» Александр Тимофеев.
О проблемах, с которыми сталкиваются бункеровочные компании в части избыточных и порой дублирующих норм регулирования рассказал в своём докладе Председатель Совета ассоциации российских морских и речных бункеровщиков Владимир Сергеев.
Представитель Минвостокразвития Алексей Тихон отметил необходимость возрождения специализированных рыбных портов, а также разработки мер повышения эффективности использования государственного имущества в морских рыбных портах с участием мер государственно-частного партнёрства.
Президент Рыбопромышленного холдинга «Карат» Владимир Романенко в свою очередь отметил, что рыбаки заинтересованы в развитии портов. По его словам, сейчас есть потребность в новых площадках для перевалки рефконтейнеров. «У нас существуют холодильные терминалы, куда отгружается рыбопродукция. Хотелось бы расширить площадками для перевалки рефконтейнеров», - сказал Романенко. Развитие подобной инфраструктуры позволит отправлять рыбную продукцию в центральную часть России морскими контейнеровозами. «Расчеты показывают, что это на 35% дешевле, чем (поставка рыбы подвижным составом) РЖД», - сказал Романенко.
Эксперт проекта Виктор Цымбал представил участникам заседания план законопроектной работы.
Участники заседания обсудили ситуацию в рыбной отрасли в части обновления её базового закона. В частности было отмечено, что «исторический принцип» распределения ресурса доказал на практике свою эффективность и должен остаться. В тоже время, с учётом поручений Президента по итогам Президиума Госсовета «инвестиционные квоты» необходимо распределять по чёткому и прозрачному механизму на конкурентной основе.
«В отрасли должны быть и другие конкурентные механизмы, помимо аукционов, которые не дали положительных результатов начиная с 90-х годов. Возможно, следует развить принцип, анонсированный Минвостокразвития - принцип эффективности использования биоресурсов, сделав его вторым универсальным принципом в отрасли. К нему разработать так называемую «шкалу эффективности» из 20-25 критериев, по которым предприятия, претендующие на «инвестиционные квоты» будут набирать баллы и соответственно им получать доли квот. Должно быть честное, открытое и всем понятное соревнование. Через эти критерии можно простимулировать и развитие смежных отраслей», - считает Горнова.
По ее мнению, в число таких критериев можно включить возраст флота, использование новых экологичных технологий, социальную нагрузку предприятия, освоение недоиспользуемых видов ВБР, таких как тунец, кальмар, криль за счёт высоколиквидных и валютоёмких и ряд других критериев. «При этом приоритеты государственной политики, такие как строительство флота на отечественных верфях, модернизация переработки могут стоить в баллах по этой шкале значительно дороже. В данном случае мы увидим комплексный подход, учтём разнородную специфику рыбохозяйственных бассейнов нашей большой страны, получим так называемую систему устойчивого развития рыбной отрасли, введём в действие ещё один конкурентный механизм», - заявила Горнова.
Участники экспертной группы договорились о разработке национального рейтинга портов, начав в качестве пилотного варианта с портов, в профиль которых входит перевалка рыбы.