В поисках лучшей еды
Для многих тема еды не является той, о которой серьезно задумываются, лишь бы было вкусно и сытно. А из каких ингредиентов, с какими примесями приготовлен продукт, мало кого волнует. Хотя все, что мы едим, имеет цепочку происхождения: сырье где-то росло, потом пищу делали какие-то люди в каком-то месте по каким-то технологиям. Весь этот путь может быть безопасным, а может и нет. Об этом сообщает Коммерсант.
Руководитель воронежской компании «Клуб гурманов» Антон Богатырев рассказывает о том, как тема здорового питания, возникшая в его жизни пять лет назад почти спонтанно, оформилась в бизнес с социальным посылом.
— Российские власти только недавно всерьез заговорили о продовольственной безопасности как одной из главных составляющих сохранения здорового генофонда нации: ужесточаются требования к прозрачности информации о составе продуктов, обсуждается запрет генно-модифицированной еды. Вы с единомышленниками опередили этот тренд. Что послужило толчком?
— Как-то в самолете разговорились с попутчиком, он рассказал, что его знакомые уехали из Москвы в Карелию и там начали заниматься разведением форели, а он помогает им налаживать сбыт. Предложил и мне присоединиться.
Мы занимались тогда другим бизнесом, но подспудно всегда была мысль: живем на такой плодородной земле, почему бы не заниматься продуктами? Так что идея с рыбой оказалась в русле этой пока подспудно зревшей идеи. Собрали в Воронеже заявки, сформировали заказ, выстроили логистику и привезли первую партию, вторую, потом стали завозить из этого экологически чистого края еще и ягоды, копченую рыбу, икру... Ассортимент все больше расширялся. Понравилось, что можем людям поставлять экологичные, свежие продукты, в ответ получать благодарность. И начали интересоваться этой индустрией более глубоко. В 2012 году узнали про московский проект LavkaLavkа, философия которого заключается в том, чтобы свести в одной плоскости взаимоотношения фермеров и горожан: реальность такова, что потребитель в массе своей приходит в торговые сети за продуктами, а малый и средний фермер не может стать поставщиком торговой сети.
Для всех, кто желает развивать экобизнес, в LavkaLavkа тогда предлагали пройти обучающий курс. Мы поехали учиться вместе с супругой. И когда прониклись там атмосферой, идеей организации здорового питания, поняли, как это интересно и увлекательно.
А когда в 2013 году у нас родились двойняшки, тема здорового питания встала, что называется, совсем остро! Конечно же, обратились к фермерам, начали активно покупать у них продукты, для всех желающих привозили и продавали через свой сайт. Переведя семейный рацион питания на фермерские продукты, ощутили огромную разницу между тем, что можно купить в магазинах, и натурпродуктами.
Для «Клуба гурманов» главное – прозрачность происхождения продукта. Мы знаем в лицо каждого фермера и все детали появления продукта на свет. В свое время нам довелось побывать на горнолыжном курорте в Австрии. И еще тогда приглянулся их подход к земле, к тому, чтобы она полноценно служила людям. Все пастбища на глазах, в коровниках чистота, музыка Штрауса звучит, все жители питаются продукцией, выращенной и переработанной здесь же. Вот такой замкнутый цикл экопроизводства. И эта еда кардинально другая. Получается, что они дорожат своей генетикой, а мы едим что придется, без осмысления цепочки последствий.
Кстати, увиденное в этой альпийской деревне служит прообразом реализации нового проекта по созданию экопарка совсем недалеко от Воронежа, где нам выпала честь представлять фермерское кафе и развивать гастро- и экотуризм.
Фермерский продукт не только вкусный и полезный для человека, но и еще имеет добавочный социальный посыл: вы не просто едите вкусную и здоровую еду, укрепляя генофонд своего рода, но и делаете мир вокруг себя чуть лучше. Вы помогаете конкретному фермеру, который хорошо делает свое дело, заботитесь об экологии, потому что продукт был произведен без загрязнения природы. А когда на ферме, где вы привыкли заказывать себе продукты, вдруг построят маленький перерабатывающий цех, испытаете приятное чувство сопричастности, потому что были в числе тех, кто, покупая у этого фермера продукцию, финансово поддержал его. Это то, что мы называем ответственным потреблением. В этой связи мы продвигаем наш слоган «Поддержим местного фермера» с симпатичным лого в виде фермеров с продуктами.
— Поэтому на сайте вашей компании продукция, которую вы предлагаете, именная – рядом с наименованием продукта стоит фамилия его производителя?
— Да, и не только. Вот вы, когда ходите на один и тот же рынок, вы присматриваете себе «своих» продавцов, к которым по той или иной причине испытываете доверие, ведь правда? Так и у нас: мы на сайте рассказываем о наших партнерах-фермерах, пишем про них статьи совместно с воронежским проектом «Еда 36.on», при желании можно поехать к любому из них, познакомиться, а потом через нас заказывать у него продукты. Эмоционально-деловые связи те же, только все это происходит виртуально.
— А фермеров выбираете по каким-то критериям или ваши двери открыты для любого желающего?
— Двери-то открыты, но войти в них дано не каждому, хотя обращаются к нам многие. На сайте есть анкета, можно ее заполнить, прислать фотографии фермерского хозяйства. Мы отбираем потенциальных партнеров сначала по ответам на вопросы анкеты: насколько крупное хозяйство, какие корма используются. Если все нам подходит, едем к нему в хозяйство изучать все на месте. Поскольку я пять лет этим занимаюсь, глаз уже набитый, и я сразу вижу даже то, что фермер предпочел бы не показывать.
В LavkaLavkа готовят сертифицированных биоинспекторов под руководством известного в России и за рубежом эксперта в сфере биосертификации Давида Явруяна. Выпускники этой школы могут делать квалифицированный аудит фермерских хозяйств. Я слушал лекции Давида, посещал его мастер-классы и кое-в-чем тоже поднаторел. Если в хозяйстве атмосфера домашняя, к делу выращивания животных или овощей относятся с любовью, это сразу видно. Если это неряшливый фермер или нацеленный только на прибыль – нам не по пути. На самом деле многим приходится отказывать в партнерстве: немало людей пытаются выдать свои продукты за настоящие. Особенно когда начинается переработка. Колбасу производят якобы домашнюю, а проанализируешь – субпродукты, соя, вода, глутамат, фосфат, нитрит и прочее.
Мы не нашли ни одного производителя, который делал бы натуральные колбасы, и взялись за это сами. Берем фермерское сырье, рецептура старинная, по ГОСТу, и специи собственного помола. Все это привозим в колбасный цех, и там нам готовят партию под заказ. Вот такое контрактное производство.
— А как же контроль? Над душой же стоять не будете?
— Отчего ж не будем – стоим. Да и переработчик, которого мы нашли, тоже за идею здорового питания болеет. Он согласился свое лицо открыть. Это Олег Федосов, в Никольском у него цех, мы его на своем сайте представляем. Если он некачественно сделает, просто опозорится, а он дорожит своим именем. Поэтому сам приезжает на наши точки продаж, слушает, как люди отзываются о продукции.
— Ваша компания часто «выходит в народ»: устраиваете дегустацию и общение с горожанами. Это попытка рассказать людям о пути к здоровому питанию или обычная промоакция?
— Конечно, хочется, чтобы нас узнавали не только виртуально. Как гласит восточная мудрость, «сколько ни говори о халве, во рту слаще не станет»: чтобы отличить настоящее от ширпотреба, люди должны сами попробовать и понять разницу. Цены у нас вполне конкурентоспособные, а продукция натуральная, без вредных консервантов и добавок, мясо, выращенное без антибиотиков. Рассказываем, как отличить живой продукт от бесполезного и даже вредного.
В этом же русле и наша совместная с Воронежской торгово-промышленной палатой работа. Решили брендом биосертификации сделать СДС «Петровский стандарт». Проблема в том, что нормативный пакет документов, который предоставляется для входа продукта в розничную торговлю, ничего не говорит об экологичности его происхождения. То есть о том, как выращено и вскормлено сырье. Мы хотим в этом году отправить от ТПП на учебу человека, который вернется сертифицированным специалистом, и вместе будем делать первую в Воронежской области биосертификацию фермерских хозяйств, чтобы на продукт можно было с полным правом ставить штамп, удостоверяющий, что это натурпродукт.
Это делается для того, чтобы каждый покупатель мог дифференцировать продукты в эпоху повального контрафакта. В прошлом году систему «Петровский стандарт» мы уже ввели, зарегистрировали и начинаем постепенно вводить соответсвующий знак. Синий значок означает, что продукт соответствует тому, что написано на этикетке, и за это отвечает лаборатория ВТПП, а если значок зеленый, значит, еще проведена инспекция на предмет натуральности происхождения этого продукта.
Мы уверены: еда не просто еда. Она может быть инструментом изменения реальности к лучшему.