Шкала эффективности запустит соревнование за квоты
Не за горами уже 2018-ый год – новое распределение рыбных квот. В рыбацком сообществе в основном обсуждаются две основные концепции обновления базового Закона: сложный не прямого действия проект Минсельхоза, не поддерживаемый рыбаками, которые видит в нём коррупционные риски «ручного управления», ежегодного перераспределения ресурса и концепция Минвостокразвития, основой которой являются аукционы и особенности рыболовства для инвестпроектов в ТОРах. Об этом сообщает inform-24.com.
Не ясным остаётся и вопрос - за счёт чего, за счёт какой статьи ОДУ планируется зарезервировать 20% объёмов ресурса на инвестиционные цели. Рыбаки работают в неопределённости, несмотря на то, рыбная отрасль стратегическая с длинным инвестиционным циклом. В случае изъятия у компаний 20% ресурса, ряд из них могут превратиться в убыточные.
Не смотря на то, что на Дальнем Востоке у нас добывается до 80% объёмов рыбы, перспектива раздвоения правил игры для дальневосточников и всех остальных отнюдь не радужная. Кроме того, законопроект Минсельхоза идёт по пути усложнения и множества отсылочных норм, что может разрушить концепцию базового № 166-ФЗ, который вывел нашу рыбную отрасль из кризиса 90-х, и сейчас год от года рыбаки показывает рост финансовых показателей.
Каким же образом предлагается стимулировать рыбаков строить суда на отечественных верфях, которые ещё не готовы к строительству крупнотоннажного флота и при отсутствии судоремонта в стране? Рыбакам обещают серийные проекты судов, конкурентные в сравнении с зарубежными верфями цены и сроки постройки, и даже специальные финансовые инструменты для заказчиков. Рыбаки как первопроходцы пойдут на строительство флота в России, что в любом случае весьма затратно.
За право построить новое судно, обеспеченное квотой после сдачи его эксплуатацию, концепция Минвостокразвития предлагает рыбакам раскошелиться на аукционе. Но где гарантия, что не себе в убыток, как это у нас часто происходит, когда на аукционах предприятия торгуются до максимума и в итоге побеждают себе в убыток, компенсируя затем свои победные затраты браконьерством. Не столь давняя история нашей рыбной отрасли напоминает, что аукционы - это прямой путь к зависимости от иностранного капитала, т.к. иностранцы кредитуют наших рыбаков дёшево, а российские кредиты для них не подъёмны.
А если посмотреть на десяток передовых компаний, которые стабильно инвестируют в развитие, за что у них отберут 20% и заставят пойти на аукцион? Кроме того ещё и ставку сбора за ВБР хотят поднять до 100%, чего нет ни в одной стране мира и что ставит наших рыбаков заведомо в неконкурентные условия по сравнению с иностранцами. Выглядит лишь как прямое увеличение финансовой нагрузки на рыбака и не более.
Напомним, что поддержать судостроение предлагается 15% квот, а переработку 5%. При этом надо уточнить, что если речь идёт о судовой переработке и вертикально интегрированных компаниях, в структуре которых есть свой флот и своя переработка, здесь дело понятное. Но если квотами наделить береговые предприятия, не имеющие собственного промыслового флота, то велик шанс получить новоиспечённых рантье, которые будут сдавать в аренду свои квоты судам и рыбодобывающим предприятиям.
Очевидно, что береговую переработку всё же естественно развивать за счёт прибрежного рыболовства и квот КМНС, возможно даже ужесточив в этой части нормы КоАП. Ведь с учётом перспективы внедрения электронного промыслового журнала и развития электронных систем мониторинга в отрасли, контроль за доставкой уловов станет прозрачнее и жёстче.
Исходя из принципов универсальности и конкуренции, распределять инвестиционные квоты по шкале эффективности было предложено в марте на спецпроекте канала Информ-24 - «Морские порты». «Универсальный «исторический принцип» распределения ресурса доказал на практике свою эффективность и должен остаться. В тоже время, с учётом поручений Президента, по итогам Президиума Госсовета так называемые «инвестиционные квоты» необходимо распределять по чёткому и прозрачному механизму на конкурентной основе. В отрасли должны быть и другие конкурентные механизмы, помимо аукционов, которые не дали положительных результатов начиная с 90-х годов.
В новом цикле распределения долей квот, анонсированный Минвостокразвитием принцип эффективности использования биоресурсов можно сделать вторым универсальным принципом в отрасли. К нему разработать так называемую «шкалу эффективности» из критериев, по которым предприятия, претендующие на «инвестиционные квоты» будут набирать баллы. Через эти критерии можно простимулировать и развитие смежных отраслей. В итоге инвестиционными квотами наделят тех, кто наибольший процент от прибыли инвестирует в развитие. Здесь не должно быть превосходства крупных над малыми, т.к. всё определит именно процент, а не число. Должно быть честное, открытое и всем понятное соревнование, - предлагает руководитель спецпроекта «Морские порты» Анна Горнова. - Если государство ставит первоочередным приоритетом - обновить флот, то в число таких критериев можно включить средний возраст флота компании с учётом модернизации, экологические факторы. Но при этом надо учитывать, что пригодность судна к плаванию устанавливается требованиями Регистра, норм безопасности мореплавания и требований международной конвенции по предотвращению загрязнений с судов МАРПОЛ.
В числе других критериев шкалы можно предложить оценить - где остаётся добавленная стоимость от конечного продукта, инвестиции в научные исследования, в портовую инфраструктуру, холодильные мощности, доставку (развитие контейнерных перевозок), критерии социальной нагрузки предприятия (рабочие места, в т ч трудоустройство КМНС), степень безотходности производства продукции, освоение недоиспользуемых видов ВБР, таких как тунец, кальмар, криль за счёт высоколиквидных и валютоёмких, сдача уловов на береговую переработку и ряд других критериев. При этом приоритеты государственной политики, такие как строительство флота на отечественных верфях, модернизация переработки могут стоить в баллах по этой шкале значительно дороже. В этом случае мы увидим комплексный подход, учтём разнородную специфику рыбохозяйственных бассейнов нашей большой страны и получим систему устойчивого развития рыбной отрасли, введём в действие ещё один конкурентный механизм.
Ведь у каждой компании своя стратегия развития и своя специфика и профиль промысла, и загонять всех под одну гребёнку: либо строй сейчас судно, либо береговое предприятие – не правильно и даже рискованно. Кто-то уже построил, кто-то модернизировался и работает. Так пусть строят постепенно по мере выбытия своих судов из Регистра, готовности верфей и судоремонта в нашей стране. Можно чётко прописать в законе, что получив инвестиционные квоты, предприятие в течение периода их действия строит суда исключительно на российских верфях.
Также следует законодательно закрепить случаи, когда предприятие, набрав определённую сумму баллов, получает инвестиционные квоты, но затем по какой либо причине спустя 3-5 лет либо продаёт свои средства производства и уже не стоит столько же по шкале. В этом случае нужно закрепить точки контроля через 3, 5 лет, возможность изъятия этих квот и выставления их на аукцион.
Чем раньше мы сформируем эту шкалу эффективности, тем раньше она начнёт работать, тем раньше в отрасли начнётся соревнование за инвестиционные квоты. Бизнес, получив правила игры, начнёт смелее инвестировать в развитие, в том числе и в отечественное судостроение и береговую переработку, учитывая что по бальной по шкале они будут стоить значительно дороже. Этого будет вполне достаточно, чтобы инвестиционные квоты, оправдывая своё название и назначение, впрямую сработали на увеличение инвестиций в отрасли.
Инвестиционные квоты смогут помочь России побороться за Мировой океан и освоить недоиспользуемые объекты промысла, а следовательно нарастить свою ресурсную базу и реализовать геополитические интересы. Если посмотреть на инвестиционные квоты с этого ракурса, то возможность наделения дополнительными объёмами компаний, которые выступят стратегическими инвесторами освоения таких видов как тунец, кальмар, криль, сельдь-иваси выглядит весьма актуально с позиции государственных интересов и развития судостроения. На этом направлении нам необходимо серийное строительство судов, которых у России нет. И главное – инвестиционные квоты должны оправдывать своё название, согласно которому они предназначаются для инвесторов и среди инвесторов распределяются.