Перспективы развития рыбопромышленного бизнеса на Кольском полуострове обсудили на заседании
Перспективы развития рыбопромышленного бизнеса на Кольском полуострове стали предметом обсуждения на заседании круглого стола, состоявшегося в областной думе под эгидой Всемирного русского народного собора (ВРНС). Открыл заседание митрополит Мурманский и Мончегорский Симон. Он отметил, что получение доходов для бизнеса сегодня затмевает все остальное. На дальний план уходят все человечные, все духовные помыслы. Бизнес приобретает все более хищнический характер. Но, как показывает опыт поколений, изобилие в производстве и потреблении ни к чему хорошему не приводит... Об этом сообщает mvestnik.ru.
Впрочем, до изобилия, по крайней мере в части производства, нам пока далеко. По сравнению с 1990 годом вылов наших рыбаков сократился вдвое. К тому же попадают уловы преимущественно в иностранные порты, а холодильные емкости Мурманского порта используются лишь частично. Резко сократились и объемы переработки. Например, производство консервов уменьшилось более чем в 15 раз. В целом доля рыбохозяйственного комплекса в региональном продукте снизилась с прежних тридцати до восьми процентов.
Участие в дискуссии приняли член Совета Федерации Игорь Чернышенко, председатель регионального комитета по рыбохозяйственному комплексу Андрей Иванов, депутаты областной думы и представители отрасли. В очередной раз были перечислены проблемы незаходных судов, обеспечения сырьем перерабатывающих предприятий, поставок свежей рыбы по доступным ценам на прилавки.
В проекте, к примеру, предлагается для решения проблемы незаходных судов на пять лет заморозить выплату НДС за новострой, если суда построены на верфях других государств.
Большую часть вопросов можно решить только на федеральном уровне, поскольку именно там принимаются законодательные акты и распределяются квоты. Один из соучредителей регионального отделения ВРНС, профессор МГТУ Александр Ершов, подчеркнул, что возвращение рыбы на мурманский берег - одна из главных задач, которую надо стремиться решать и на местном уровне.
- Ситуация назрела и у нас, и по всей России, - продолжил тему глава профильного комитета, к слову, тоже «соборянин», Андрей Иванов. - На Сахалине пытаются внести изменения в закон о рыболовстве. Речь там, как и у нас, идет о прибрежных территориях. Там нет ограничений для любительского рыболовства, но реализация улова запрещена...
Он говорил также о развитии аквакультуры, создании малого и семейного бизнеса в этой сфере. Популярность малых форм хозяйствования в целом растет. И комитет готов поддержать любые подобные инициативы - естественно, не выходящие за рамки закона...
А вот по мнению депутата областной думы Станислава Никанорова, прежнего уровня развития рыбной отрасли не вернуть, как не вернуть и былой славы высшей мореходки, и многого другого. Хотя с определением «стагнация» по отношению к отрасли депутат, имеющий большой опыт в рыбном деле, категорически не согласился. Ведь что касается крупного океанического комплекса, то он вполне успешно развивается и получает хорошие прибыли, особенно с изменением курса валют. Что до среднего и мелкого, то никакой бизнес не будет работать себе в убыток - это противоречит его законам. А, к примеру, даже тара для производства консервов у нас на 30-40 процентов дороже, чем в других регионах.
Заместитель председателя областной думы Павел Сажинов заострил внимание собравшихся на том, что в связи с запретом жителям прибрежных мест продавать часть разрешенного законом улова промысел постепенно снижается. Утрачивается и само древнее искусство изготовления баркасов. Это происходит потому, что невозможно на законных основаниях обеспечивать свежей рыбой не только свою семью, но и пополнять ассортимент прилавков, поставлять сырье на ближайшие перерабатывающие предприятия. По мнению депутата, надо отстаивать это право северян, занимающихся рыбным промыслом испокон веков.
- Как было в царской России? - привел пример президент Северной торгово-промышленной палаты Анатолий Глушков. - Поймал 30 килограммов рыбы - тридцать первый отдай государству. И вообще, рыба - это деньги или все же национальное богатство? В той же Норвегии рыбак-любитель вправе продать до двух тонн трески. Поэтому и едят там свежую рыбу, и в ресторанах не из замороженной традиционные рыбные блюда готовят. Мы с норвежскими коллегами проект по поводу поставок свежей рыбы в наши рестораны разрабатываем...
Пока что купить охлажденку по доступной цене в нашем рыбацком городе - задача непростая. Ее гарантированно поставляют на родной берег только 15 членов Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств, о чем говорил ее председатель Анатолий Евенко. Но их усилий и стараний для решения задачи явно недостаточно. Не возлагают северяне больших надежд и на созревающие в недрах Госдумы изменения в закон о рыболовстве, которые, по мнению Игоря Чернышенко, пока еще сырые и вряд ли в ближайшее время будут приняты.