Сайру для россиян будут ловить японцы
Нынешний год станет во многом необычным и переломным для приморских рыбаков. Впервые за последние четверть века в мае официально открывается промысел сельди иваси (сардины) и скумбрии в дальневосточных морях. А сайровый сезон стартует почти на три месяца раньше традиционного – уже с 1 июня. Об этом сообщает vladnews.ru.
Однако разговор журналиста «В» с президентом Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгием Мартыновым начался с обсуждения итогов только что завершившейся минтаевой путины.
– Георгий Геннадьевич, нынешней весной лов минтая был прекращен на 10 суток раньше срока. Как же так? Ведь это главная путина России, которая дает пятую часть всех уловов страны.
– Это было сделано по настоятельной рекомендации наших ученых. Результаты исследований последних сезонов позволяют оценивать состояние запасов минтая в Охотском море как стабильное, однако пик численности уже пройден. Причина кроется в изменении кормовой базы минтая – снижается доля планктона. В сложившейся ситуации ограничение сроков промысла в качестве меры по снижению прессинга на нерестовую популяцию не вызвало особых возражений у рыбаков. То есть рыбаки поймали меньше икряного минтая, что привело к сокращению производства икры, но это позволит сохранить в будущем популяцию данного биологического объекта.
Что же касается завершившейся путины, то ее итоги подвели в ТИНРО-Центре на заседании Дальневосточного научно-промыслового совета.
По мнению заместителя директора ТИНРО-Центра Игоря Мельникова, результат зимне-весеннего сезона в целом был успешным: добыто 802,8 тыс. тонн, или 83,1 % от общего допустимого улова. Путина отличалась сложными ледовыми условиями – начало холодного цикла в Охотском море сразу ознаменовалось повышением общей площади льда.
Что касается предстоящего летне-осеннего промысла минтая, то, по оценкам науки, в предстоящую путину в Беринговом море рыбаки смогут добыть более 450 тыс. тонн.
Завершая тему минтая, отмечу, что в 2016 году предприятия региона выпустили 387,6 тыс. тонн рыбной продукции. На 46 % выросло производство филе минтая по сравнению с прошлым годом и составило 36 тыс. тонн. Увеличились поставки филе минтая на внутренний рынок. Новшеством стало производство консервов – деликатесной «Печени и икры минтая» для российских потребителей в добавление к популярной у населения «Икре минтая».
– В ближайшие дни на промысел сельди иваси и скумбрии из приморских портов впервые за последние десятилетия выходит в море добывающий и перерабатывающий флот…
– Флот – это громко сказано. Одна из местных компаний, которая входит в десятку ведущих рыбопромышленных предприятий России, направляет в зону промысла три траулера и плавбазу. И в ближайшей перспективе вряд ли кто-нибудь из рыбацких организаций Дальнего Востока последует их примеру.
Те предприятия, которые имеют стабильные квоты на минтай в Охотском и Беринговом морях, не хотят вкладывать средства в это направление. Поэтому за освоение сельди иваси и скумбрии берутся те, кто не связан с минтаевым промыслом. Дело это крайне затратное, однако в будущем, как ожидается, принесет ощутимые дивиденды.
Тихоокеанские сардины и скумбрии являются нежной рыбой. Ловить их можно только кошельковым способом, чтобы не повредить саму рыбу. Это когда косяк накрывается неводом сверху, а потом кошелек затягивается снизу тросами. Таких неводов ни у кого в регионе нет и не было, а техника их изготовления за прошедшие десятилетия основательно подзабылась. И лишь обозначенная компания взялась за собственное производство кошельковых неводов. К тому же сами добывающие суда должны быть очень маневренными в силу особенностей лова, с мощными силовыми установками. Также суда надо снабдить сепараторами, которые высасывают из кошелька рыбу без воды и направляют ее в трюм. Все эти сложности нужны именно для сохранности улова.
И последнее. Что из пойманного ценного биоресурса можно приготовить? Его нельзя долго хранить в замороженном виде, нельзя размораживать и вторично замораживать, рекомендуется производить готовую продукцию из свежей, охлажденной или замороженной до полутора месяцев.
Плавзавод, который планируется отправить в район лова, оборудован для производства новой продукции из иваси. Пресервы и консервы будут изготавливать по классической советской технологии. Вкус традиционный, поэтому потребительский спрос на этот вид продукции будет восстановлен, считают сами рыбопромышленники. И тут стоит заметить, что и металлическую банку для них теперь также делают в Приморье на одной из местных жестянобаночных фабрик. А все остатки и неликвидное сырье переработают в муку и рыбий жир, на мировом и отечественном рынке это востребованная продукция.
Риск возобновления ивасевой путины есть – рыбаки впервые будут работать на новом оборудовании. Как оно себя покажет на промысле, неизвестно. Но кто не рискует, тот… А вот японцы и китайцы в прошлом году выловили этой рыбы 300 и 100 тысяч тонн соответственно. Мы также можем, как и в советские годы, ловить не менее миллиона тонн иваси.
– Вопрос по сайре. Традиционно российские рыбаки начинают ее активный лов в конце августа у восточных берегов Курильских островов. А сейчас путина открывается 1 июня. Почему?
– В прошлом году сайровая путина в экспериментальном варианте также началась в первый день лета. С 1 по 30 июня ее в открытой части Тихого океана за сотни морских миль от берега провел экипаж одной приморской плавбазы. Сырье принималось с японских добывающих судов, что произошло впервые в истории на постсоветском пространстве. Раньше мы им только продавали уловы, теперь покупаем… Обе стороны остались довольны друг другом. А сайра из океанских глубин и вовсе была по размерам больше, чем та, что вылавливают возле Курил.
Сайра неквотируема – вылавливай сколько хочешь или можешь. А консервы из сайры очень даже любят в нашей стране. Своими силами наши рыбаки не могут насытить рынок, самый лучший улов – чуть более 70 тысяч тонн – был в позапрошлом году. И вряд ли стоит ожидать его повторения. В среднем сахалинцы и приморцы (больше в стране никто не выходит на сайровую путину) вылавливают 40 – 50 тыс. тонн.
Поэтому с этого года российско-японский эксперимент превращается в постоянно действующий договор о сотрудничестве. Более того, помимо сырья от японских рыбаков приморские переработчики готовы принимать сайру и от тайваньских, китайских, корейских добытчиков. К примеру, рыбаки Страны восходящего солнца готовы в июне сдавать на плавбазу весь свой суточный улов, а это десятки, если не сотни тонн. В отличие от российских судов у зарубежных партнеров современнее флот, промысловое и световое оборудование. Не исключено, что сайровая путина станет не менее значимой для экономики страны, чем минтаевая, лососевая и сельдевая. И тогда весь календарный год будет загружен для рыбаков Дальнего Востока.
– Последние несколько лет Россия устойчиво добывает 4,2 – 4,3 млн тонн рыбы. Из них две трети приходится на Дальний Восток. Первое: это наш предел? И второе: россияне могут столько съесть?
– Имеется утвержденная программа по развитию рыбохозяйственного комплекса России. Правительство и президент ставят перед рыбаками задачу до 2020 года поднять уровень добычи примерно до 6,2 млн тонн, то есть на 2 млн больше нынешнего. За счет чего это можно сделать? Естественно, за счет выхода в Мировой океан и освоения тех объектов промысла, которые подходят нам. Это к вопросу о добыче сельди иваси и скумбрии.
Советский Союз активно внедрял подобную практику (в лучшие свои годы СССР добывал более 11,8 млн тонн рыбы и морепродуктов). Целые флотилии работали в Тихом и Атлантическом океанах, в морях Антарктиды, за тысячи миль от родных берегов. И, кстати, уловы продавались за американские доллары в портах ближайших стран. По данным статистики, экспортный максимум был достигнут уже в современной России в 1992 году (61 % от всего объема). Но и тогда, и сейчас за границу отправлялась необработанная мороженая рыба – лосось, треска, пикша, минтай и путасса, а также краб и креветка.
– Георгий Геннадьевич, а что нам ждать от приближающейся лососевой путины? Будем мы с красной икрой и рыбой?
– Тут опять же стоит обратиться к прогнозам дальневосточной науки. Прошлогодняя путина уже показала, что исторический пик численности горбуши пройден, о чем уже предупреждали ученые. Однако в целом по 2015 году объем добычи составил 375 тыс. тонн лососевых, что выше среднемноголетних показателей. На текущий год к освоению рекомендовано 332 тыс. тонн. Из них на горбушу приходится 145,8 тыс., кету – 126 тыс., нерку – 49,9 тыс., кижуч – 9,1 тыс. тонн.
– Если дальневосточные рыбаки резко увеличат объемы добычи и переработки в море, то справится ли берег с возросшей нагрузкой при перевалке?
– Да, это проблема. Для рыбака, возвращающегося с путины, российский берег начинается с причала. А все причалы принадлежат государству в лице федерального унитарного предприятия (ФГУП) «Национальные рыбные ресурсы». И проблемой являются вопросы их аренды. К примеру, на причалы в рыбном порту Владивостока нет договорных отношений между ФГУП и портовиками. Отсутствие долгосрочной аренды не позволяет хозяйствующему субъекту в лице порта модернизировать старые или построить новые холодильники. Такая ситуация сложилась не только во Владивостоке, но и по всей стране. Рыбаки со своими предложениями дошли до президента РФ. Есть два поручения главы государства по обязательности долгосрочной аренды причалов, но они до сих пор не выполнены.
Уже сейчас во Владивостоке существует дефицит рефрижераторных складских помещений в разгар лососевой путины. В другие периоды береговые морозильные камеры имеют свободные площади. Но как только возрастут уловы за счет новых видов промысла, вся дополнительная рыба хлынет именно во Владивосток. И вот тогда понадобится больше новых холодильников с мгновенной заморозкой.
Так же как и залов для проведения аукционов и электронных торгов. Чтобы иностранные партнеры могли покупать наше сырье или готовую продукцию в России, предлагая выше цену и оставляя в стране валюту. Даже перегружая уловы в море, зарубежные покупатели должны делать эти покупки на открытых торгах на береговых аукционах. Вот тогда налоговые и таможенные платежи не будут уходить в серые схемы. Это именно то, за что ратует президент страны Владимир Путин.