Или мы ловим рыбу, или плещемся в прибрежных водах
Если государство не примет срочных мер по возрождению и восстановлению утраченных позиций в рыболовстве и переработке добываемого сырья, то мы безнадежно отстанем в технике и технологиях и просто-напросто останемся без рыболовного флота, способного работать в отдаленных районах и полностью осваивать сырьевую базу вод национальной юрисдикции. А в части выпуска продукции остаться на уровне традиционной, иногда достаточно примитивной переработки. Об этом сообщает Правда.Ру.
В последние годы работы по разработке новых и совершенствованию существующих технологий глубокой переработки гидробионатов ведутся в недостаточных объемах. Но даже то, чего удается достигнуть, плохо внедряется. Получение традиционных и новых видов пищевой, кормовой, технической, медицинской, ветеринарной продукции и пищевых функциональных и специальных продуктов, в том числе лечебно-профилактического предназначения, оставляет желать лучшего. Практически не создаются (или очень ограниченно) производства по выпуску высокотехнологичной продукции.
В отраслевых НИИ не сохранилось "полнокровных" подразделений, занимающихся проблемами глубокой переработки водных биоресурсов. В "штабе отрасли" уже много лет нет специального структурного подразделения, курирующего эти вопросы. В институтах РАН и высших учебных заведениях работам по направлениям "биотехнология" и "пищевая биотехнология" не уделяется достаточного внимания.
А ведь из сырья морских живых ресурсов может быть произведено по крайней мере не менее двух с половиной тысяч БАВ, БАД и другой продукции медицинского, ветеринарного, лечебно-профилактического предназначения, косметики, парфюмерии и т. д. А некоторые специалисты говорят о четырех тысячах видов продуктов. Конечно, не все из них нужно производить, но указанные цифры показывают широкие возможности.
В настоящее время в открытой для использования международной базе данных только на продукцию с использованием криля зарегистрировано почти 1300 патентов. В России выпускается всего около 200 видов БАД с использованием веществ, получаемых из всех видов рыбы и морепродуктов. И то их объем крайне мал.
В перспективе целесообразно организовать выпуск широкого ассортимента инновационных видов продукции глубокой переработки из криля и других ВБР — ингредиентов для получения нутрицевтиков, биопрепаратов, хитозана, готовых биохимикатов, препаратов лечебно-профилактического назначения.
Во многих странах, особенно в Японии, уже производится значительное количество биологически активных добавок в пищу и продукции лечебно-профилактического назначения. В Японии в каждой аптеке и многих магазинах имеются стенды с многочисленными препаратами из морских биоресурсов.
В настоящее время не представляется реальным подсчитать, во сколько раз возможный выпуск новых видов продукции по-настоящему глубокой переработки из гидробионтов по стоимости может превышать стоимость традиционно выпускаемых пищевых товаров. Абсолютно ясно, что их выпуск будет высокорентабельным. Поэтому научные проработки надо срочно активизировать.
В этом направлении открывается огромное поле деятельности для многих отраслей народного хозяйства по разработке процессов, созданию технологического оборудования, его выпуску, проектированию и строительству производств, а также по организации реализации.
Локомотивом и катализатором ускорения развития отрасли, выхода ее на новый технико-экономический уровень может стать мощное многоцелевое рыбопромышленное предприятие. Развитие его деятельности должно осуществляться в направлениях, связанных с добычей недоосваиваемых водных биоресурсов Мирового океана и водоемов юрисдикции России, их переработкой и реализацией продукции.
Сфера интересов этого предприятия должна охватывать весь цикл рыбохозяйственной деятельности — от рыболовства и выпуска рыбной продукции и полуфабрикатов, от строительства и модернизации рыболовного флота до реализации продукции. Возможно его участие и в формировании сырьевой базы рыболовства.
Основными задачами предприятия должны стать:
- добыча водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, и недоосваиваемых ресурсов морских районов, находящихся во владении и юрисдикции Российской Федерации,
- освоение водных биологических ресурсов открытой части Мирового океана, включая конвенционные районы и ИЭЗ иностранных государств,
- приобретение, содержание и эксплуатация судов рыбопромыслового флота, включая приемно-перерабатывающие и транспортно-наливные, и, возможно, научно-исследовательских и других предназначений,
- строительство нового рыбопромыслового флота различных типов,
- участие во внедрении и разработке новой техники и технологий переработки гидробионтов для получения традиционных и новых видов продукции.
Будущая деятельность предприятия, конечно, не должна ограничиваться только указанными направлениями, а развиваться исходя из складывающейся ситуации. Но в настоящее время в России нет компании, способной осилить столь крупные проекты.
Создание такого предприятия по силам только государству с привлечением основных банков, инвестиционных фондов, иностранных инвестиций и частного капитала, в том числе средств рыбохозяйственных предприятий.
Законодательным и исполнительным органам федеральной власти в ближайшее время необходимо определиться и решить следующую дилемму. Российская Федерация — глобальная держава, которая наряду с другой деятельностью ведет рыболовные операции во многих районах Мирового океана, увеличивает добычу рыбы и других гидробионтов, обеспечивает страну необходимым количеством высококачественной продукции и реализует ее на мировом рынке, готова участвовать в решении вопросов морской деятельности, стоящих перед мировым сообществом.
Или Россия — страна, которая добывает в морских водоемах, в основном своей юрисдикции, 5-5,5 миллиона тонн ВБР, ведя практически прибрежное рыболовство и в ограниченных масштабах товарное рыбоводство. Это обязательно случится, если государством не будут приняты срочные и решительные меры по исправлению сложившегося положения.
Государственная поддержка российских рыбодобывающих компаний позволит России восстановить и сохранить позиции ведущей морской и рыболовной державы.