Росрыболовство лишило коренные народы полуострова рыбы
В национальном селе Ковран Камчатского края прошел праздник корюшки. Было солнце, были обрядовые дары реке и богу моря. Не было только виновницы торжества - самой корюшки. И под балаганами, как поведали сотрудники этно-экологического информационного центра "Лач", висела не свежая, а прошлогодняя рыбка, в чем с особым интересом убедились работники Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству.
Дело в том, что 24 мая вступил в силу приказ минсельхоза, который ввел запрет на традиционный промысел сетными орудиями лова любых водных биоресурсов, кроме лосося и гольца. Под сетными орудиями понимается буквально все, в том числе плавные и ставные сети, закидные невода и даже традиционные приспособления ительменов - запоры. Ими местное население ловило с тех пор, как появилась жизнь на Камчатке. Разница в одном: прежде их плели не из капрона, а из крапивы.
Для жителей Тигильского района корюшка - это не закуска к пиву. Скромная рыбка имеет большой вес в экономике сел Ковран и Хайрюзово, летние уловы - ежегодно до тысячи тонн - заготавливают на осень и зиму, в том числе для поддержания традиционного собаководства.
- Однако разработчик приказа, Росрыболовство, не учел интересы коренных малочисленных народов Камчатки, - подчеркивает губернатор региона Владимир Илюхин. - Ко мне поступило уже несколько жалоб от ассоциаций КМНС и общин коренных народов Севера. Начинается массовый ход корюшки, а люди не могут сделать запасы.
Наиболее сложная ситуация сейчас в селе Тигиль, где рыба уже пошла, но жители не имеют возможности выйти на реку, а также в национальном селе Ковран, где коренные народы ловят корюшку традиционным способом - устанавливают запоры на реке.
- Если не принять срочных мер, пострадают жители всех северных территорий и Командорских островов, - добавляет уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в Камчатском крае Олег Запороцкий.
30 мая в Ковране состоялся сельский сход с единственным пунктом в повестке дня: об отмене приказа минсельхоза от 19.04.2016 года в части статьи 22, пункта 89 по Камчатскому краю. "До каких пор чиновники Федерального агентства по рыболовству и лоббирующие изменения рыбопромышленники будут определять, по каким правилам ловить рыбу местному населению? Почему новые запреты и ограничения, меняющие жизнь наших народов, опять приняты без общественных обсуждений и не имеют под собой ни научных, ни экономических обоснований?" - возмущались ковранцы.
Губернатор Камчатского края обратился к главе Минсельхоза России Александру Ткачеву и руководителю Росрыболовства Илье Шестакову с просьбой изменить правила, которые ущемляют права коренных малочисленных народов Севера. А сельчане решили 6 июня собраться на очередной сход и, если власти не внесут поправки в приказ, срочно начинать рыбалку. Корюшка-то подписи от чиновника ждать не будет: промысловый период короткий - до 20 июня.
Валентина Броневич, уполномоченный по правам человека в Камчатском крае:
- Ограничение лова, да еще введенное буквально за неделю до начала путины, оказалось очень болезненным для камчатцев. Неудивительна поэтому и их негативная реакция на приказ минсельхоза. Несомненно, нарушены права граждан, в том числе и на ведение традиционного хозяйства. Да, в Ковране всего 250 жителей, но нарушение прав даже одного человека побуждает встать на его защиту. Кстати, уже поступили обращения из других районов - Пенжинского, Карагинского.
Люди на Камчатке живут в сложнейших природно-климатических условиях, и не учитывать их интересы неправильно. Очень жаль, что на заседании Дальневосточного научно-промыслового совета, который состоялся в апреле во Владивостоке, не прислушались к мнению коренных народов, а представители Северо-Восточного теруправления Росрыболовства не вникли в нюансы ведения промысла в разных районах. Причем надо отметить: к обсуждению готовящегося приказа ни Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера Камчатского края, ни камчатскую Ассоциацию общин КМНС не привлекали. Хотя в марте они проводили конференцию, на которой рассматривались возможные нововведения.
Нельзя огульно принимать такие решения без учета ситуации в конкретных местах. Где-то ограничения и запреты действительно необходимы. Но в Ковране за последние годы было восстановлено рыбное стадо. Это положительно повлияло на экономическую ситуацию, общины стабильно работали. Сейчас люди в растерянности: в один момент подорвана база их жизнеобеспечения.