Крабовый беспредел иностранцев на российском шельфе в Баренцевом море
В последние годы краб стал притягательным объектом промысла в Баренцевом море. В начале настоящего столетия это стал камчатский краб, который акклиматизировали по рекомендации советских ученых и он стал объектом промысла как российских, так и норвежских рыбаков. Ведут они промысел камчатского краба в своих 200-мильных зонах и в соответствии с рекомендациями ученых, так как этот краб не выходит за пределы этих зон.
Другое дело с новым крабовым объектом промысла на российском шельфе в Баренцевом море - крабом-стригуном опилило или как еще его называют снежным крабом. Появление его здесь это загадка для ученых. Одни считают, что он сам "пешком" пришел в Баренцево море из дальневосточных морей. Другие полагают, его завезли к нам танкера с льяльными водами. Так или иначе, но краб-стригун прижился в основном на российском шельфе Баренцева моря, как в 200-мильной зоне, так и в анклаве этого моря за пределами нашей зоны, но в границах нашего участка континентального шельфа. И вот именно в анклаве Баренцева моря на российском шельфе уже четвертый год ведется его промысел. Причем этот промысел ведут не только российские рыбаки по разрешению Росрыболовства, но и иностранные суда, безо всяких разрешений российских властей, под флагами прибалтийских государств, Испании, Норвегии и прочих, кому ни лень. Их добыча - иностранцев- уже достигает 8-9 тыс. т на сумму около 6-7 милд. рублей. Грабят среди белого дня! А ведь в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года этот объект относится к "сидячим вида" и промысел его может осуществляться только и только с разрешением властей обладателя шельфа. Однако власть, то бишь, Минсельхоз, Росрыболовство, Минприроды, МИД, ПУ ФСБ, Правительство Медведева молчат. Нет, не совсем молчит! Что то в тихую, видимо, и делают. Точнее, все они погружены в другое: одни кошмарят рыбный бизнес, строчат неизвестные нам нота, предпринимают, опять неизвестные нам, дипломатические шаги. Другие и прежде всего Правительство Российской Федерации во главе с его председателем Д.А.Медведевым и его представителем в Госдуме И.В.Шестаковым погружены в продавливание в Госдуме своих законодательных поправок по рыболовству, против которых выступают приморские регионы и рыбацкое сообщество. Они, эти поправки, ставят "благую" цель отнимать ежегодно у всех своих рыбаков, включая у коренных народов, у прибрежного и промышленного рыболовства, от квот на научные, учебные и просветительские цели 20 % объемов для якобы инвестиционных целей (считай и для распила, откатов), стоимостью около 6 - 7 милд. рублей ежегодно и направлять их якобы на строительство рыболовных судов на российских верфях и строительство береговых перерабатывающих предприятий. А вот заняться выдворением крабовых иностранных браконьеров с российского шельфа в анклаве Баренцева моря и передачей этого ресурса российским рыбакам, которые добросовестно, эффективно ведут промысел в пределах выделенных квот и обновляют и модернизируют свои суда, никто из чиновников Медведева не хочет заниматься. А ведь это та же суммы в 6-7 милд. рублей ежегодно и которые хотят изъять у всех. Привычнее, ведь, для медведевцев формула: "у одних отнимать и другим, свои, давать". Приумножать они, медведевские чиновники, не обучены за эти двадцать лет.
Свое бездействие по пресечению браконьерского крабового промысла в анклаве Баренцева моря другие федеральные органы объясняют по разному. Росрыболовство ждет "руководящих указаний" от МИД-а, Минприроды, ПУ ФСБ и даже от Минобороны. Почему от Минобороны? Да потому, что картографическая служба, которая определяет координаты российского континентального шельфа находится в его подчинении. Другие ведомства, перечисленные выше, тоже вкладывают свою лепту к этой запутанной ими же истории. Так МИД ссылается на якобы необходимость принятия соответствующего Постановления Правительства РФ, Минприроды подало заявку в комитет по дну ООН на шельф России в Северном Ледовитом океане и почему то, толи по глупости, толи по не профессионализму, включила в неё и участок российского шельфа, расположенного в анклаве Баренцева моря, и дескать надо ждать теперь ответа из этого органа. Поразительная глупость и полный не профессионализм! Континентальный шельф в Баренцевом море разграничен с Норвегией еще в 2010 году межгосударственным Договором к которому приложил свои знания в области юриспруденции в то время Президент РФ Д.А.Медведев и который за это "получил" среди рыбаков титул - "полубаренцевоморский", поскольку подарил норвежкам за не по нюх табака самую рыбную половину этого моря. Так, вот, в этом Договоре 2010 года черным по белому сказано, что все, что к востоку от линии разграничения это российское. И даже указаны координаты разграничения, как и в приложена к Договору 2010 года соответствующая карта-схема. Чиновники от юриспруденции глаголют мне: "Дескать, ты Вячеслав, не правовик, а тут тонкости имеются, какие то договоренности с норвежцами и ты их не знаешь и не чувствуешь". С тем, чтобы развеять и это сомнение чиновников от юриспруденции прилагаю (помещено ниже за данным текстом) и прежде всего медедевским служивым Заключение международно- правовой экспертизы, выполненное к.ю.н. И.П. Дудник. Так что не надо ни от кого и ничего ждать. Надо всего два властных действия: первое оповестить через МИД и извещением мореплавателям о том, что к востоку от линии разграничении в анклаве Баренцева моря шельф является российским; и второе - дать указания ПУ ФСБ пресекать незаконный иностранный промысел "сидячих видов" и относящего к ним краба - стригуна со всей строгостью российских законов. Такие предложения были мною направлены еще полтора года назад в адрес МИД-а, Минобороны и Минсельхоза. В ответ одни отписки. Решив этот вопрос и вот вам ресурс стоимостью не менее 7 -10 милд. рублей ежегодно на инвестиционные, научные и прочие цели! Но без распил, откатов и отнятия ресурсов у одних традиционных, добросовестных, эффективных рыбаков и передача его своим вновь создаваемых или близким по взглядам и милым сердцу рыбопромышленников хоть и российского наименования.
В.К.Зиланов, 28 мая 2016 года Председатель КС "Севрыба"
Приложение к статье В.Зиланова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам международно-правовой экспертизы статуса участка дна Баренцева моря, находящегося к востоку от разграничительной линии, предусмотренной Договором между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане от 15 сентября 2010 г., а также правового режима промысла "сидячих" видов биоресурсов на этом участке дна.
Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане от 15 сентября 2010 г. (далее - Договор) подписан 15 сентября 2010 г. Договор ратифицирован обеими Сторонами, Российской Федерацией и Королевством Норвегия, вступил в силу.
В соответствии с Конституцией России вступивший в силу Договор Российской Федерации является "составной частью ее правовой системы", а если "международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с Договором его Стороны - Российская Федерация и Королевство Норвегия - согласовали координаты "линии разграничения морских пространств между Сторонами в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане" (статья 1 Договора). Объектом Договора являются те находящиеся между Россией и Норвегией морские пространства, в которых Стороны осуществляют суверенные права и юрисдикцию (статьи 2, 3, 5). Цели Договора состоят в разграничении таких морских пространств (ст. 1) и сотрудничестве в использовании трансграничных месторождений углеводородов, то есть тех, которые пересекаются разграничительной линией (ст. 5; Приложение II к Договору), а также в использовании трансграничных рыбных запасов (ст. 4; Приложение I к Договору). Согласно статье 31 Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 г. "Договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора".
Договором осуществлено разграничение (делимитация) между Российской Федерацией и Норвегией пространств континентального шельфа на всем протяжении, как на участках морского дна, находящихся под водами их 200-мильных исключительных экономических зон, так и на участке дна под водами так называемого "анклава" Баренцева моря, находящегося за пределами таких 200-мильных зон и замкнутого ими.
Намерение и реализованное волеизъявление Сторон относительно разграничения между ними всего континентального шельфа в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане подтверждается, прежде всего, перечислением в статье 1 Договора координат всех точек, которые соединяются геодезическими линиями, в их совокупности и составляющими линию разграничении.
Таким образом, статья 1 не допускает иного толкования договора в его контексте, а также в свете его объекта и целей - например, в том смысле, что по Договору осуществлено, дескать, разграничение между Россией и Норвегией лишь части дна Баренцева моря, именно, только в пределах их 200-мильных исключительных экономических зон. Такое толкование Договора, не отвечающее национальным экономическим интересам России и Норвегии, противоречило бы его статье 1, а также общему контексту, объекту и целям Договора.
Приложенная к Договору карта-схема, на которую в нем сделана ссылка (п.3 ст. 1 Договора), также иллюстрирует, что Стороны разграничили и дно "анклава" Баренцева моря, замкнутого их 200-мильными исключительными экономическими зонами.
То есть контекст Договора, его объект и цели не оставляют сомнений в том, что Стороны квалифицировали дно этого "анклава" в качестве их континентального шельфа, и что Договором разграничены между Россией и Норвегией все пространства континентального шельфа, в т.ч. и участок дна, находящийся под водами "анклава".
О том, что Стороны разграничили между собой именно районы континентального шельфа, в которых только они осуществляют суверенные права и юрисдикцию, а не участок международного района морского дна, свидетельствует и содержание статьи 5 к Договору. Согласно ее п. 2, если "установлено существование месторождения углеводородов на континентальном шельфе одной из Сторон, а другая Сторона полагает, что это месторождение простирается на ее континентальный шельф, то последняя сторона может уведомить об этом первую Сторону". То есть Стороны исходят из того, что линия разграничения пересекает только континентальный шельф, но не международный район морского дна (находящийся за пределами континентального шельфа прибрежных государств); и что месторождение может находиться: 1) на континентальном шельфе одной Стороны; 2) на шельфе другой Стороны; 3) простираться на оба шельфа. Стороны не допускают наличие в районе разграничения международного района морского дна.
Такое же толкование подтверждается и Приложением II к Договору ("Трансграничные месторождения углеводородов"), в котором Стороны предусмотрели двусторонний правовой механизм управления такими ресурсами, но не отослали к многостороннему механизму управления ресурсами международного района морского дна, предусмотренному Частью XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.) и Соглашением об осуществлении этой Части 1994 г. (далее - Соглашение 1994 г.). И Российская Федерация, и Норвегия участвуют в обоих этих многосторонних договорах.
Россия и Норвегия как участники данного двустороннего Договора согласованно реализовали свои права, предусмотренные статьей 83 Конвенции 1982 г. ("Делимитация континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями"). Осуществленное ими по Договору разграничение (делимитация) континентального шельфа, в том числе и в части дна "анклава", находящегося за пределами их 200-мильных исключительных зон, не вызвало протестов со стороны третьих государств. Эта делимитация шельфа не противоречит и статье 76 Конвенции 1982 г., устанавливающий порядок отграничения прибрежным государством внешней границы своего континентального шельфа от границы международного района морского дна ("общего наследия человечества"), потому что п. 10 этой статьи предусматривает:
"Настоящая статья не затрагивает вопроса о делимитации континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями".
Вывод, на основании изложенного, состоит в том, что дно "анклава" Баренцева моря, разграниченное между Российской Федерацией и Норвегией согласно Договору, имеет статус:
- к западу от разграничительной линии, предусмотренной Договором - континентального шельфа Норвегии;
- к востоку от этой линии - континентального шельфа Российской Федерации.
Соответственно, правовой режим промысла крабов и иных "сидячих" видов на всем участке морского дна, разграниченного Договором, в том числе и на участке дна "анклава" Баренцева моря, определяется:
- к западу от разграничительной линии - законодательством Норвегии;
- к востоку от этой линии - законодательством Российской Федерации.
Руководитель Дирекции Аналитического центра, кандидат юридических наук И.П.Дудник