Куда уходит российская рыба?
Дальний Восток – рыбная «житница» России. Здесь добывается около 60% от всего улова страны. Но при этом до отечественного потребителя эти уловы часто не доходят. Какую рыбу тогда мы едим? Почему иностранный производитель задавил российского? Почему российская рыбная отрасль в упадке? И как это влияет на экологию морей и рыбную популяцию? В проблеме решил разобраться Константин Згуровский, координатор морской программы Всемирного фонда дикой природы.
Основная часть рыбы, выловленная на Дальнем Востоке, уходит за рубеж прямо из районов промысла. В российские порты привозят чаще всего то, что невозможно сбыть за границу. Это гораздо легче и выгоднее – позволяет избежать налогов, бюрократической волокиты при оформлении захода в порт, оставить часть прибыли «за бугром» – на «черный день», и т.п.
Но есть и другая причина - сильное влияние на этот процесс оказывает неразвитость и дикость российского рынка, недостаточная привлекательность рыбы, поставляемой на внутренний рынок, «для населения» ввиду ее не очень товарного вида, иногда - невысокого качества. Это приводит к тому, что отечественную покупательскую нишу активно осваивают зарубежные поставщики, везущие нам: тунца, макрель (или корифену, которую подают в наших ресторанах под названием «Дорадо» или «Дорада»), норвежский лосось (семга или форель), оттуда же сельдь, датскую или голландскую мидию, креветку и т.д.
Причем эту рыбопродукцию можно обнаружить не только в Сибири, Приморье и Хабаровском крае, но даже на Сахалине и Камчатке! Внешне эта рыба выглядит аппетитнее, упакована она лучше, наша горбуша, часто перемороженная, скрученная при заморозке, дефростированная (размороженная) или окисленная часто по внешнему виду, а иногда и вкусу, не может с ней конкурировать.
Да что там горбуша – народная рыба! Ведь даже изысканные нерка, чавыча или кижуч, которые идут на японский рынок и лишь часть которых все же попадает на наши прилавки, продается у нас по цене в два раза ниже, чем эти привозимые семга или форель! И мало кто из покупателей, а зачастую и продавцов знает, что это семга или форель - выращенная в садках рыба, доставленная из Норвегии. И что на зарубежных рынках «дикая» рыба стоит гораздо дороже садковой.
Кстати, а знаете - что такое садковая рыба? Есть два типа выращивания – так называемое «пастбищное», когда лосося, например, выращивают на рыборазводных заводах и выпускают в реки, откуда они мигрируют для нагула в океане. При этом уже взрослые рыбы через несколько лет возвращаются в свои реки, влекомые инстинктом – в устьях этих рек их в основном и ловят. И есть – выращивание в садках в море, то есть в «клетках», до взрослого товарного вида. Таким методом выращивают европейского лосося – семгу или форель, в Чили – кижуча (но он на наш рынок не поступает), тунца и даже меч-рыбу!
Зайдите в любой ресторан Владивостока – что вам предложат из рыбопродукции? Ту же самую семгу, тунца, «Дораду», в лучшем случае белокорого или синекорого палтуса. В самый разгар лососевой путины я зашел в одно модное кафе в центре Владивостока и увидел в меню ту же норвежскую семгу и голландскую (!) мидию. Нашей - не было в помине! Позже, принимая коллег из-за границы, мы решили их угостить ужином в одном популярном ресторане нашего города. Они выразили желание, раз они в России, попробовать все российское, в том числе и рыбу. Но из рыбы нам опять–таки предложили того же тунца, семга и форель, лангуста и тропическую креветку. Я пытался несколько раз узнать у официантов и администраторов наших ресторанов и кафе – ПОЧЕМУ нет нашей, дальневосточной рыбы? И получал в ответ недоуменные взгляды, дескать, чего ему надо?? Ведь семга - такая вкусная и жирная, мидия – так хорошо очищена.
Даже в богатых домах или ресторанах нашей столицы люди, вкушающие креветок из Таиланда, лангустов из Средиземного моря, не догадываются, например, что треска, которую им везут самолетами из Швеции – балтийская. А это значит, что, во-первых, они едят рыбу, запасы которой в морях серьезно истощены и существование ее популяций под угрозой, а во-вторых, учитывая загрязненность Балтики, едят рыбу просто опасную для здоровья! И в самой Европе, из которой нам ее везут, придав ей красивый товарный вид, ее стараются не есть. А наши люди, видимо, считают - раз «СААБы», «ВОЛЬВО» и холодильники «Электролюкс» – «сделаны с умом», то и треска у иностранцев должна быть – супер!
Ну а про садковый лосось на рынке – это отдельная печальная история. Мало того, что он дороже обычного, дикого, в два раза, он еще и может представлять опасность для здоровья. Можно не верить нашим санитарным властям и посчитать, что введенные ими недавно ограничения поставок норвежского лосося объясняются политическими причинами (своего рода месть за задержанные российские браконьерские суда в Баренцевом море). Но есть и объективная, свидетельствующая о вреде такого лосося, научная информация.
Ведь при таком выращивании рыбы используются корма, в которые часто добавляют ускорители роста рыб, лекарства, включая антибиотики, а также красители, которые делают таким аппетитным вид этой рыбы. Все это делает достаточно рискованным употребление такой рыбы, особенно, если это происходит регулярно. Вредные вещества имеют свойство накапливаться, и частое употребление этой рыбы в пищу может даже привести к разным болезням, в частности, к ухудшению зрения.
А наши российские (и не только дальневосточные) рыбаки и производители рыбных деликатесов недостаточно рекламируют свою родную натуральную рыбопродукцию, слабо изучают рынок и спрос, совсем (или почти совсем) не пытаются улучшить товарный вид своих продуктов и их ассортимент.
А ведь у наших технологов (в частности ТИНРО-центра) есть масса перспективных разработок, которые часто пылятся на полках. Отчасти, конечно, это объясняется и оправдывается сложной ситуацией, в которой оказалась отрасль в последние годы, отсутствием стимулов для долгосрочных планов и инвестиций в переработку. Плюс к этому - наша недостаточная информированность, леность, беспорядок в управлении, позволяют иностранцам легко завоевывать рынок нашей страны. Теснят нашу рыбопродукцию и с зарубежных рынков, где наши рыбопромышленники не могут договориться между собой о единой ценовой политике, а наши браконьеры, поставляя нелегальную рыбопродукцию, обрушивают цены.
Сейчас, после вступления нашей страны в ВТО, ситуация может усугубиться. Требования цивилизованного рынка по сертификации продукции нам все труднее выдерживать, труднее им соответствовать. Речь идет не только о сертификатах качества и происхождения (ХААСП, ИСО 9000 и 12000), но и об экологической сертификации рыболовства по стандартам Морского попечительского совета, о котором наш потребитель в большинстве своем даже не слышал.
Что же делать, как помочь в этой ситуации, что предпринять?
Прежде всего, для поддержания отечественного производителя и сохранения своего здоровья, в магазинах спрашивайте российскую рыбу (если она, конечно, качественная). Ту рыбу, которая ловится в наших водах, а не ту, которая неизвестно где и когда выловлена. А то ведь сейчас на нашем рынке уже попадаются китайские лосось и минтай то есть то, чего в принципе быть не может!
НУ, НЕТ ЭТИХ РЫБ В КИТАЕ - НЕ ВОДЯТСЯ (за исключением лосося Амура, отравленного фенолами)! Значит – это все та же наша рыба, реэкспортированная из Китая.
А ведь на «диком» Западе существует такое выражение: «Chain of custody» - цепочка от производителя – до потребителя. Она должна быть ясна, иначе есть опасность «нарваться» на что-то нелегальное или опасное для здоровья. Мы понятия не имеем – ЧТО ЗА ТУНЕЦ И МАКРЕЛЬ ПОДАЮТСЯ в наших ресторанах, ОТКУДА ОНИ? То же самое относится и к Дорадо (макрель, если только это действительно она) – ведь это тропическая рыба, которая в Японском море попадается только случайно. Могу также предположить, что тунец у нас - либо выращенный в садке, либо отвергнутый японским рынком по каким-то неведомым нам, но, очевидно, веским причинам.
Кроме того, рыбакам, переработчикам, и продавцам рыбопродукции, государственным органам надо обратить особое внимание на согласованную политику на зарубежном и отечественном рынке по качеству и ценам, защитить свои ресурсы от браконьеров, заниматься созданием прозрачного рынка, поиском новых рынков и внедрением новых продуктов и технологий, пропаганду традиционных российских продуктов.
Ну, где скажите, например, вы сможете в России заказать кулебяку с рыбой?
Кто занимается образованием шеф-поваров, продавцов рыбопродукции и как?
Почему считается незазорным потреблять браконьерскую продукцию (по сути ворованную у наших детей), ту же черную икру ведрами, как на Олимпиаде в Италии? Или ловить и продавать краснокнижные виды – сахалинского тайменя, Калугу, окуня Ауху – которых легко можно найти, например, на рынке Хабаровска.
И как сохранить наши морские биоресурсы, причем не от бытового, а от широкомасштабного браконьерства, практически сведшего на нет западнокамчатскую популяцию камчатского краба?
С учетом невозможности решить эти проблемы силовыми методами, этими вопросами должны озадачиться сами рыбаки и переработчики рыбы, кровно заинтересованные в устойчивости своего бизнеса. Нужно помнить, что компании, подобные «Юнилевер», сети супермаркетов «Вал-Март», «МакДональдс» (вспомните фишбургеры и фишфингеры), да другие крупнейшие в мире покупатели рыбы, внимательно отслеживают ее происхождение, проверяют то, что к ним поступает.
Сами рыбаки часто выступают с интересными инициативами типа «Рыба – на берег», т.е. прохождение ВСЕЙ рыбопродукции через отечественные рыбпорты, которые сейчас занимаются перевалкой чего угодно, но только не рыбы! Заслуживает всяческого одобрения предложение Ассоциации ловцов минтая о введении нормы выхода икры минтая не выше 4.5%, что существенно может помочь снизить уровень нелегального вылова этого основного объекта промысла Дальнего Востока. Некоторые продвинутые компании разрабатывают свои узнаваемые бренды.
Вы можете спросить – почему этими вопросами занимается WWF , крупнейшая природоохранная организация в мире?
Дело в том, что прозрачность происхождения рыбопродукции – это очень эффективный рыночный механизм сохранения рыбных запасов и устойчивости морских экосистем. Именно поэтому WWF и крупнейший покупатель в Европе мороженой рыбопродукции – компания Юнилевер ((Unilever), организовали MSC – Морской попечительский совет, занимающийся экологической сертификаций промыслов. WWF по всему миру разрабатывает и издает различные руководства для потребителей.
Мы издали и собираемся переиздать брошюру по этой сертификации. Сейчас мы (совместно с Центром дикого лосося и Пасифик Энвайронмент из США) готовим соответствующую брошюру по садковому лососю, которую сможет получить любой желающий, включая наших деловых партнеров. В Швеции, например, рынок настолько чувствителен, что после публикации такого пособия WWF Швеции, у части крупных продавцов, продажи некоторых видов продуктов упали вдвое! Наш рынок не таков, но это время не за горами и к этому надо готовиться! И если мы тоже хотим поставлять рыбу конечным потребителям, а не посредникам, действовать цивилизованным, полезным и для покупателя и для производителя путем, нам надо серьезно задуматься о том, что происходит сейчас и какие же потери сейчас несет и государство, и каждый конкретный покупатель нашей страны.