Олег Нилов: наша рыбная отрасль добралась до дна
7 июня Государственная Дума рассмотрела в первом чтении правительственный законопроект № 1073148-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов".Замруководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Олег Нилов выступил с критикой инициативы правительства:
– Наша рыбная отрасль добралась до дна. Пожалуй, такого позора никогда не было, чтобы страна, обладая богатейшая рыбными запасами, не могла накормить своих стариков самой дешевой рыбой. Да, сегодня такой возможности нет, хотя она была всегда. Напомню, в Советском Союзе треска стоила 30-40 копеек.
В царские времена никакого рыболовецкого флота в современном понимании не было, как не было холодильников, перерабатывающих цехов, однако повозки, сани с рыбой ехали в города. Что мы видим сегодня? Рыбой на прилавке, как говорит моя мама, только от смерти отъедаться, причем это даже не результат деятельности нынешних ответственных чиновников, до них было еще хуже.
То, что правительство прописало в своем законопроекте на 64 (!) листах, предполагающем издание десятков постановлений правительства и ведомственных приказов с неоднозначным ко всему этому творчеству отношением не только со стороны большинства рыбаков и прибрежных субъектов Российской Федерации, но и многих центральных государственных ведомств, – это примочки, шелуха.
Никаких значительных изменений принятие законопроекта не принесет. В казну за год от рыбной отрасли всего пришло 13 миллиардов – не долларов, рублей. При этом половину рыбы, как сказал руководитель Росрыболовства, мы отправляем на экспорт и за это ничего не получаем. Экспортные пошлины копеечные, налоги для рыбаков-экспортеров как для сельхозпроизводителей. Да, пусть после принятия правительственного законопроекта рыбаки не будут перегружать рыбу прямо в море, а привезут в порт, но затем они все равно отправят ее на экспорт. Где деньги? Почему они не остаются в казне? В итоге получается ни рыбы, ни денег.
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ предложила свой законопроект, но сегодня он не рассматривается в качестве альтернативного, так как коллеги в профильном комитете не успели его рассмотреть и поэтому наше предложение будет рассматриваться позже.
Предоставляя значительные преференции отдельным игрокам рынка, правительство не закрепляет условий об обязательной доле поставок рыбной продукции на внутренний рынок, что делает законопроект попросту бессмысленным: хозяйствующие субъекты получают договоры на более долгие сроки, спорные с юридической точки зрения, инвестиционные обязательства, сохраняют все налоговые преференции (в том числе 85 процентов льгот по ставкам за пользования объектами водных биологических ресурсов и одни из самых низких в мире экспортных пошлин). Это делает реализацию на внутренний рынок для них попросту нецелесообразной.
Будет возможность – давайте займемся экспортом, но сперва накормите страну, как было сказано президентом. По этой же части ничего сделано не было. Не предлагается ни повысить экспортные пошлины, ни налоги для тех, кто не захочет действовать по новым правилам.
Думаю, что через некоторое время после принятия законопроекта закончится все примерно тем же. Половина рыба опять уйдет на экспорт, кто-то перераспределит потоки, кто-то захватит рынок через квоты (без обязательств), а разоренные малые предприятия бременем лягут на плечи государства. Ведь главным инструментом "развития отрасли" правительство предлагает сделать отъем сырьевого ресурса у небольших предприятий (в том числе рыболовецких колхозов со скромными объемами квот) в пользу крупного и очень крупного бизнеса.
Наша партия не может поддержать такой законопроект и предлагаем поработать над тем, что было сказано на Госсовете по проблемам рыбной отрасли.
Главное, это сделать так, чтобы когда вы сюда в следующий раз придете, вы четко ответили: количество рыбы на внутренний рыноку величилось на 20-30%, количество денег, поступивших в казну, также увеличилось на десятки процентов. Начинать нужно с главного, нужно воссоздавать министерство, потому что только министерство может справиться с такой серьезной проблемой – это и кадры, и наука, и суда, и вагоны, и холодильники и т.д.