Заключение об исполнении федерального бюджета в Федеральном агентстве по рыболовству
Счетная палата в соответствии с законодательством рассматривает результаты проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Основные результаты публикуются на сайте контрольного органа по мере утверждения Коллегией соответствующих заключений.
Коллегия Счетной палаты утвердила заключение об исполнении федерального бюджета в Федеральном агентстве по рыболовству (Росрыболовство).
Результаты проверки свидетельствуют о невысоком качестве финансового менеджмента в Росрыболовстве. В 2015 г. объем перечисленных Росрыболовством доходов в бюджет в 2,2 раза превысил уточненный прогноз, составив 5,4 млрд рублей. Превышение сложилось в основном за счет продажи долей квот на аукционах. Методика прогнозирования доходов не принята.
Кассовое исполнение расходов составило 15,8 млрд рублей, или 97,8% от бюджетных ассигнований. По состоянию на 1 января 2016 г. неисполненные назначения составили 349,5 млн рублей (2,2% от суммы доведенных бюджетных назначений).
Дебиторская задолженность Росрыболовства в 2015 г. уменьшилась на 9,6% (с 239,5 млн до 216,6 млн рублей). При этом кредиторская задолженность увеличилась в 2,2 раза (с 10,3 млн до 23,2 млн рублей) за счет задолженности по прочим платежам в бюджет (НДФЛ, НДС, транспортный и земельный налоги).
Согласно результатам проверки, большая часть неисполненных бюджетных назначений Росрыболовства сложилась по мероприятиям ФАИП - 204 млн рублей, или 38,5% от доведенных лимитов, что свидетельствует о низкой результативности капитальных вложений и недостаточном контроле Агентства за ходом реализации бюджетных инвестиций. Например, до настоящего времени не введен в эксплуатацию рыборазводный завод в Самарской области, строительство которого ведется еще с 2009 г. Первоначально ввод завода в эксплуатацию был запланирован на 2012 г. Однако из-за невыполнения подрядчиками своих обязательств срок введения объекта был перенесен на 2016 г.
Всего по состоянию на 1 января 2015 г. по Росрыболовству и подведомственным ему учреждениям числилось 18 объектов незавершенного строительства, 7 из которых – это научно-исследовательские суда и 11 – объекты строительства, реконструкции рыбоводных заводов и научно-производственного инновационного центра по созданию технологий аквакультуры. На 1 января 2016 г. инвентаризация объектов незавершенного строительства, капитальных вложений в объекты капитального строительства федеральной собственности, находящихся на балансе Росрыболовства, не проведена.
В ФАИП на 2015 г. были включены 12 объектов капитального строительства, из которых 4 переходящих объекта (по ним осуществляются строительно-монтажные работы) и 8 вновь начинаемых объектов (разработка проектно-сметной документации). В 2015 г. по вновь начинаемым объектам были заключены госконтракты на сумму 220,5 млн рублей. Исполнение составило только 31,2% (68,7 млн рублей). Положительное заключение на проектно-сметную документацию получено только по 1 объекту (модернизация судна) из 8.
При этом Росрыболовством в ФАИП были включены ПИРы по реконструкции гидротехнических сооружений на Жестылевском водохранилище (Московская область). Однако из-за отсутствия правоустанавливающих документов на землю госконтракт не выполнен. Неосвоенные средства в размере 50,6 млн рублей по итогам года возвращены в бюджет.
На Коллегии отмечалось, что с 2009 по 2015 гг. Росрыбловством было выделено 2,2 млрд рублей на выплаты субсидий рыбохозяйственным организациям. При этом освоено только 24,5% предоставленных средств (544 млн. рублей). Начиная с 2009 г. в рамках субсидируемых инвестиционных проектов построено всего 3 рыбопромысловых судна, 4 объекта для хранения рыбной продукции и 1 объект рыбоперерабатывающей инфраструктуры. Также проведена модернизация 9 судов и 9 объектов инфраструктуры.
В нарушение постановления Правительства РФ № 1563 о мерах по реализации федерального закона о бюджете Росрыболовством были приняты решения о предоставлении 15 юридическим лицам субсидий на возмещение процентных ставок по кредитам на реализацию инвестпроектов в размере 102 млн рублей на основании справок из налоговых органов (об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной систем), выданных ранее чем за три месяца до получения субсидии.
В ходе проверки также было отмечено увеличение остатков средств на выполнение государственного задания в учреждениях Росрыболовства - в 2,3 раза (с 32 млн рублей до 73,6 млн рублей). При этом госзадание выполнено полностью. Основные причины образования остатков: незавершенный процесс проведения конкурсных процедур; неиспользованная экономия от проведения конкурсов; задолженность по перечислению налога на доходы физических лиц из заработной платы; принятие бюджетных обязательств с предполагаемой оплатой в I квартале 2016 года.
Кроме того, проверка показала, что в 2015 г. Росрыболовством было израсходовано лишь 56,6% средств, предусмотренных для оказания финансовой помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях поддержки и эффективного развития отечественного товарного рыбоводства. Основная причина неэффективного использования средств по данному направлению – поздние сроки подготовки Минсельхозом и Росрыболовством соответствующих правовых актов Правительства Российской Федерации (вторая половина 2015 г.). В итоге Правительством Российской Федерации было принято решение о предоставлении субсидий 9 регионам в размере 250 млн руб. Из 9 регионов Росрыболовством заключены соглашения только с 5, по которым распределены субсидии в размере 223 млн руб., или 89% от утвержденных бюджетных назначений. Контроль за соблюдением регионами условий предоставления субсидий Росрыболовством не осуществлялся.
Проверкой также были выявлены нарушения при заключении и выполнении государственных контрактов. Например, ФГБУ «Репродукционный комплекс осетроводства» на основании переданных Росрыболовством полномочий госзаказчика заключило госконтракт на проведение проектно-изыскательных работ и произвело оплату в размере 29,2 млн рублей, или 99,3% от стоимости контракта. При этом положительное заключение госэкспертизы на проектно-сметную документацию по строительству выростных водоемов для осетровых видов рыб на момент проверки не получено, что создает риски невыполнения госконтрата и нерезультативности произведенных бюджетных расходов.
В нарушение требований Федерального закона о контрактной системе расчет начальной (максимальной) цены госконтракта по оказанию транспортных услуг центральному аппарату Росрыболовства производился на основании коммерческих условий, не сопоставимых с условиями планируемой закупки, что привело к завышению начальной (максимальной) цены контракта на 3,8 млн рублей, или в 2 раза (расчетно).
В ходе проверки подведомственного Росрыболовству ФГБНУ «АтлантНИРО» был установлен факт совершения крупной сделки (заключение договоров на поставку топлива на сумму 7,9 млн рублей) без согласования с Росрыболоством.
Кроме того, в рамках исполнения государственного задания указанным учреждением были созданы две информационные системы. При этом заявки в Роспатент на регистрацию исключительных прав на созданные результаты интеллектуальной деятельности не направлялись, что создает риски утраты для Российской Федерации исключительных прав на них.
В ходе проверки были выявлены нарушения Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ подведомственными Росрыболовству учреждениями. Так, в 4 из 7 образовательных учреждений был нарушен установленный предельный (8-кратный) уровень соотношения средней заработной платы руководителя и работников: в Дальневосточном государственном техническом рыбохозяйственном университете и Мурманском государственном техническом университете – в 9,5 раза, в Калининградском и Астраханском государственных технических университетах – в 12 раз.
По итогам проверки Коллегия приняла решение направить представления в Росрыболовство и ФГБНУ «АтлантНИРО», информационное письмо – в ФАС России. Заключение направлено в палаты Федерального Собрания.